Питер Одемвинги — человек необыкновенный и по своей биографии, и по своему складу характера. Безудержно веселый в общении и одновременно необыкновенно серьезный в делах, футболист, который способен, улыбаясь, быть предельно сконцентрированным. Самое главное — искренний парень. И не боящийся этого своего качества, несмотря на то что оно порой приносит ему неприятности. Любой другой на его месте, услышав «может, поговорим для газеты?», вздрагивал бы. А он — улыбается, в глазах задорные искринки: «А почему бы и нет?»
Спасибо питерцам за «Питер»
— Питер, сами знаете, что выезд «Локомотива» в гости к «Зениту» сопровождается среди болельщиков шуткой «Питер едет в Питер»?
— (Смеется.) Знаю, знаю. Да почему только у болельщиков? У нас в команде тоже уже про это поговорили, пошутили. По-моему, отличная шутка. Может быть, по этому поводу зенитовские болельщики и сочинят какой-нибудь баннер. В прошлом году, когда мы играли в Санкт-Петербурге, я отреагировал на скандирование с трибун. Перед матчем разминались, а стадион (вы же знаете, как там болеют слаженно) единым хором взорвался: «Пи-тер, Пи-тер». Даже если это было адресовано не мне, такой дружный хор был бы достоин аплодисментов, а так как получилось, что поддерживали меня, то я повернулся лицом к трибуне, поприветствовал ее, сказал: «Спасибо, спасибо» (смеется).
— Вообще про Санкт-Петербург говорят, что это тот город, в который либо влюбляешься раз и навсегда, либо раз и навсегда остаешься к нему равнодушным. У вас какие к нему чувства? Удалось ли с ним познакомиться?
— Сказать, что я знаю своего тезку, конечно, нельзя. Все-таки то короткое время, которое бываешь в городе во время выезда, — это совсем мало, чтобы посмотреть все. Но за оба моих посещения кое-какие достопримечательности все-таки успел посетить. Могу сказать, что Санкт-Петербург — очень красивый город.
— А мнение о «Зените» в какой-то степени поменяли последние события в этой команде? Не расслабляет вас их нынешнее турнирное положение?
— Нет, конечно. Тем более что последний матч с «Амкаром», который питерцы в итоге все-таки выиграли, показал, что команда может прибавлять. Да, у них серьезные потери, и в первую очередь это, конечно, смена тренера. Но в то же время это может сыграть и роль определенного стимула. Сейчас эта команда совершенно непредсказуема, и играть с ней вдвойне сложно, потому что непредсказуемость в сочетании с классом исполнителей — это серьезно.
— Разговор о «Зените» в стане «Локо» был уже? Может быть, матчи какие-то смотрели или Юрий Павлович обращал на что-то особое внимание?
— Ничего пока не смотрели, все еще впереди. Последние два дня занимались в обычном режиме. Никаких изменений в тренировочном процессе пока не было.
— Семин сразу после прихода на пост наставника команды в интервью упомянул о том, что игрокам «Локомотива» очень сложно дается его «обычный тренировочный процесс»…
— Да, с самого начала так оно и было. Его тренировки для нас были очень динамичными, с трудом привыкали. Но сейчас, двигаясь дальше, смотрим на тогдашние нагрузки уже даже с улыбкой. Теперь это кажется простым, разминочным что-ли… Привыкли.
— Юрий Павлович говорил, что хочет видеть свою команду атакующей, что именно этому сейчас надо уделять особое внимание. Сказываются ли эти тактические перемены на тренировочном процессе?
— Конечно, мы стали больше внимания на тренировках и тактических занятиях уделять именно игре в атаке. Требования одновременно простые и сложные: доставлять мяч до штрафной соперника быстрее, как можно дольше его контролировать. Но в то же время нам теперь предоставлена полная свобода передвижения по полю: во время атакующих действий мы можем меняться позициями впереди. Это очень позитивный и креативный момент. Кроме того, тренер — сторонник того, чтобы мы атаковали большими силами, если вы обратили внимание, когда мы на половине поля соперника, сзади остается всегда только один опорный хавбек. Я могу сказать, почему у каждого из нас теперь все получается: мы знаем, какую конкретно работу на своей позиции должны сделать, чтобы достичь результата. Семин говорит: «Сделайте вот это и больше не надо, тогда все будет хорошо».
— Можно ли сказать, что теперь кризис «Локомотива» позади?
— Нельзя сказать, что он совсем миновал, но то, что мы сейчас на подъеме, это, на мой взгляд, безусловно. Прогресс налицо, и думаю, что это видно и болельщикам и специалистам, раз уже видно даже нам.
Хочу закончить сезон на позитивной ноте
— В межсезонье вы говорили, что верите, что можете стать лучшим бомбардиром чемпионата России, что у вас для этого есть все данные и что вы постараетесь это сделать. Скорректировали цель, учитывая нынешнюю ситуацию? Или рассчитываете на ударную концовку сезона для себя?
— Планки как таковой уже, конечно, нет. Забивать я по-прежнему хочу, кто же не хочет. Но сейчас у меня немного поменялась позиция, из нападающего переквалифицировался в правого хавбека, поэтому все немного осложнилось. Хотя и оттуда можно и нужно делать голы. Если честно, после каждого уик-энда смотрю таблицу бомбардиров и становится грустно: понимаю, что вряд ли уже догоню лидеров. Но кто его знает? Впереди еще целых двенадцать игр. Хочу сделать так, чтобы по окончании этого сезона у меня не возникало к самому себе вопросов, почему так, что упустил, где не доработал. Хочу хорошо сезон закончить, на позитивной ноте. Понимаю, что для этого прибавлять надо, и знаю как. Сегодня после тренировки остался в тренажерном зале поработать индивидуально. Только так.
— У «Локомотива» с приходом Семина интересный результат наблюдается — три ничьих и три победы. Как это выступление оценивают в команде — удовлетворительно, хорошо или отлично, учитывая все обстоятельства?
— Я могу сказать, как считаю я. Думаю, это хорошо. Конечно, первые матчи, которые мы сыграли вничью, не устроили никого ни по результату, ни по содержанию. Но сейчас все выровнялось, и это сразу видно. Мы переломили ситуацию. Возможно, необязательные потери очков, которые мы допустили, еще нам аукнутся. Но то, что в дальнейшем мы будем выкладываться полностью, чтобы больше не было осечек, — это точно.
— От третьего места «Локо» отделяет сейчас только два очка…
— Да, но ведь в лидирующей группе, над нами, все те же команды, которые были в ней и два месяца назад. Их главное преимущество перед нами можно определить словом «стабильность». Нам этого самого качества долгое время очень не хватало. Но сейчас все по-другому… Если будем жестко гнуть свою линию, стабильность придет. Будем набирать свои очки. Теперь на других смотреть — дело бесперспективное.
— А кто из «других», если не секрет, на данный момент для вас главный претендент на звание открытия чемпионата?
— Думаю, не только для меня, но и для многих моих коллег это футбольный клуб «Москва». Я понимаю, что многие их успехи связаны непосредственно с личностью тренера. Как рассказывали ребята, друзья из состава «горожан», Божович действительно очень сплачивает коллектив, а он и прежде был дружным и монолитным. Они — все вместе, поэтому и играют так, и результат есть, и забивают.
— Как считаете, чего лично вам не хватает, чтобы чаще забивать за «Локомотив»?
— В какой-то степени, наверное, можно говорить о нехватке везения. Но что мне тут жаловаться? Бывали ведь и у меня такие моменты, когда фортуна выдавала та-а-кие авансы!… Бывало, закроешь глаза, ударишь головой, открываешь глаза — мяч в сетке. А бывает и так, как теперь. Сейчас я, можно сказать, жду свою удачу. Понятно, что с позиции практически ассистента форварда забивать сложнее, чем когда я был чистым нападающим. Но все равно… я жду своего момента, своего шанса. Знаю, он обязательно будет. Как и другая моя полоса, забивная.
— Вы ожидали ее достаточно долго, но всегда связывали свои надежды с переходом в другой чемпионат.
— Сейчас таких мыслей вообще нет. Это было в те моменты, когда мне с трудом верилось, что что-то во мне и вокруг меня изменится. Я чувствовал, что не прогрессирую, и понимал, что это очень плохой период для футболиста. Игрок не должен находиться в состоянии стагнации, это гибельно и для мастерства, и для карьеры. Тогда я и предпринимал попытки уйти. Сейчас у меня снова есть надежда на лучшее, и я чувствую себя прекрасно, а потому планов на переход нет. И в мыслях даже. Я прибавляю на новой позиции, адаптируюсь на ней достаточно быстро… Знаю, все будет хорошо.
Тоша хочет помочь забить
— Впереди у вас, кстати, ответственный игровой отрезок со сборной Нигерии…
— Да, после матча с «Кубанью» сразу улетаю на сборы, в свою сборную. У нас впереди матч с «Тунисом», результат которого во многом определит, попадаем ли мы на чемпионат мира. Если говорить о турнирном положении и турнирной стратегии, то победа над Тунисом необходима, потому что мы отстаем от них на два очка. На выезде мы сыграли с ними вничью, дома у нас психологическое преимущество, и сделаем все для того, чтобы одержать победу. В этом случае продолжаем биться за выход в последующих матчах, домашнем с Мозамбиком и выездном с Кенией. А у Туниса выездная игра с Мозамбиком, который знаменит тем, что в родных стенах становится неузнаваемым. В общем, нам надо обязательно выигрывать ближайший матч у основного соперника. И тогда все получится с чемпионатом мира.
— В сборной ведь вы лидер, и там гораздо проще складываются отношения с коллегами, чем в клубе…
— Да и в клубе все уже отлично. То, что было одно время, я больше отношу к определенному влиянию внешних факторов: у нас не было результата и все нервничали, что сказывалось на атмосфере внутри. Теперь все по-другому.
— Кстати, о коллегах. У каждого из «железнодорожников» на сайте «Одноклассники» или просто в архивах обязательно есть фотографии, сделанные во время шопинга. И на всех таких фото из магазинов — Питер Одемвинги. Вы — локомотивовский шопинг-гид?
— (Смеется.) Нет, это, наверное, случайность. На самом деле есть, конечно, у меня такая слабость. Но и самоирония по этому поводу тоже присутствует. Когда мы с командой едем в какой-нибудь новый город на сборы, я всегда веселю ребят, говоря, что вот я лично еду потому, что прочитал, что там открылся новый магазин обуви, очень хорошей и эксклюзивной. Обувь — это вообще мой пунктик. У меня ее очень много, самой разнообразной, очень красивой. И мимо прикольной пары я, конечно, не пройду. Ну а то, что покупаю больше, чем мне самому нужно, — это, конечно, факт.
— А факт ли, что под предлогом экскурсии по городу для новичков локомотивовцы со стажем водят новоприбывших по хорошим магазинам?
Нет, специальной такой программы нет, конечно. Просто и вправду бывает: выйдем на прогулку на Красную площадь, а где она, там и магазины, а где магазины — там и покупки. Вот и возвращаемся с экскурсии с массой ненужных вещей. И парой-тройкой нужных.
— А самое нужное — домашние животные? Говорят, в «Локо» зообум.
— Ну, братьев меньших я всегда любил. У мамы дома живет моя любимица кошка Тоша, девочка с мужским именем. Английская голубая дымчатого цвета, очень классная, веселая, компанейская. Я, когда прихожу, здороваюсь с ней всегда персонально. И она отвечает взаимностью. Мама говорит, что когда дома смотрит матчи, Тоша пристраивается у телевизора и в те моменты, когда я с мячом и готовлюсь нанести удар, начинает подпрыгивать, махать в воздухе лапками. Как будто старается помочь мне забить гол. У нас в «Локо» и вправду все любят животных. Дима Торбинский недавно на тренировку приходил со своим щенком, йорком. Очень забавная собачка, лохматая. Мы думали, ничего смешнее не бывает. А потом Гильерме привел своего чихуа-хуа. Тот вообще носился вдоль поля как электровеник. Хохотали до упаду. Замечательные моменты. Знаете, вот именно в такие минуты мы чувствуем себя как единая семья.
— Если говорить все-таки о настоящей вашей семье, то как мама сейчас? Помню, вы говорили в начале сезона, что она очень тяжело переживает то, что игра у вас не идет.
— Она и вправду переживала так, что я начал в какой-то момент настаивать на том, чтобы она перестала ходить на стадион. Все время на валидоле, все время боялась, что мало того, что мы не выигрываем, так еще и в очередном жестком стыке меня сломают или еще что-нибудь произойдет. В общем… трудно было. Попросил ее научиться все-таки смотреть футбол по телевидению. Но она все равно сейчас вернулась на стадион. С локомотивовским флагом. На каждой игре. И я знаю, где она. И вижу ее снова. И снова счастлив.