Едва завершилась вчерашняя тренировка «Зенита», как Владислав Радимов приобнял Матею Кежмана и Романа Широкова и провел с ними небольшой разговор, после чего Широков и Кежман пожали друг другу руки и расстались как ни в чем не бывало. Кто видел эпизод, случившийся во время двусторонки «Зенита», когда серб жестко подкатился под Широкова, а тот ответил «в своем ключе», никогда бы не поверил, что люди могут так быстро помириться.
На то он и Радимов, как говорится!
Да какой конфликт?
– Влад, сегодня вы погасили очередной конфликт. Важно было сразу помирить Широкова и Кежмана?
— Да, господи, таких «конфликтов» случается на каждой тренировке… Сегодня просто так совпало, что пришли журналисты. А там и конфликта-то не было — ну не уступили друг другу мяч, бывает.
— Тренировки, понятное дело, проходят в условиях, приближенных к боевым. И все-таки где грань, которую не должны преступать футболисты, чтобы не спровоцировать инцидентов?
— Должно быть уважение друг к другу. Нельзя наносить травму партнеру, грубо подкатываться сзади, скажем. А тут ничего, повторюсь, такого не было: Роман и Матея просто пошли на мяч, столкнулись.
— Как проходит адаптация Кежмана в команде?
— Нормально. Он общается с партнерами по-английски. Я с ним говорю по-испански. Любому новичку для адаптации нужно время. Другое дело, что у Кежмана его мало.
— Какой-то срок есть, за который человек должен адаптироваться? Или все от личности зависит?
— Каждый случай индивидуален. Но какое-то время для того, чтобы найти себя в команде, нужно всем.
— Матея действительно полиглот? В Испании вроде недолго играл, а язык помнит?
— Не знаю, говорит на испанском отлично.
— На что способен Кежман, по тренировкам трудно судить?
— То, что мастерство у него есть, не оспоришь. Матея здорово разбирается в эпизоде на коротком расстоянии. Но никакая тренировка не заменит официальной игры. Поэтому выводы можно будет делать, когда начнутся матчи. Задача Кежмана, как нетрудно догадаться, — забивать голы. Он и сам это знает. Посмотрим.
— А может форвард приносить пользу, не забивая много голов?
— Аршавин был полезен в матче с Уэльсом? Не в лучшей форме, с травмой, однако одна его передача Семшову стоила гола. Таких примеров, наверное, много можно привести.
— Ну может быть. Аршавин не классический форвард разве что…
— Он форвард прежде всего. Вспомните времена, когда в атаке «Зенита» играли Кержаков и Аршавин. Кержаков забивал на порядок больше, но разве кто-то может сказать, что Аршавин был менее полезен?
– По вашим словам, вы знали, что Быстров хочет вернуться в «Зенит». А Кержаков хочет?
— Не спрашивайте меня об этом, не могу сказать. Вот пошлю ему эсэмэску — тогда узнаю (улыбается).
— Значит, будем ждать голов от Кежмана. Кстати, иногда в командах собираются диаспоры иностранцев: как было в том же «Зените», когда за него играли чехи, или в ЦСКА, за который выступали бразильцы. Сейчас в «Зените» настоящий интернационал. Это лучше или хуже?
— Это зависит от людей, как они это все воспринимают. В «Зените» комфортно работать с легионерами, все они хорошие люди. Легионеры, которые ставили себя выше других, в «Зените» не задерживались.
— Вспомнилась фраза, которую Властимил Петржела сказал, кажется, в адрес боснийца Малетича: «Он слишком хороший человек, чтобы заиграть в “Зените”». Что имелось в виду?
— Имелись в виду, видимо, качества, которых недоставало Малетичу. В футболе важны характер, желание не уступить. Как раз то, что продемонстрировали сегодня Широков и Кежман!
— А бывает, чтобы футболист был интеллигентом? Можете привести в пример человека, который и в футбол хорошо играл бы, и был бы эталоном в плане поведения, воспитания?
— Семак. Думаю, вы и сами об этом догадываетесь, зная, как Семак ведет себя за пределами поля.
Импонирует игра Зырянова
— Предстоящая игра с «Ростовом» примечательна еще и тем, что надо брать реванш за поражение в первом круге?
— Нет, я думаю, тот матч — отдельная история. Тем более что «Ростов» не «Спартак», речь об «огнедышащем» противостоянии не идет. «Зениту», чтобы претендовать на высокое место, необходимо побеждать. Конечно, если «необходимо», это еще не значит, что победа состоится. Но надо стараться.
— «Ростов» относится к командам, против которых трудно играть: придется взламывать крепкую оборону, проводить позиционные атаки...
— Абсолютно с вами согласен, так оно и будет. В «Ростове» не такого уровня футболисты, чтобы играть с «Зенитом» в открытый футбол. Но нам надо доказывать свой класс, самим что-то демонстрировать. Плюс поддержка «Петровского».
— Хотел спросить, кто вам больше всех понравился из сборной России в матче с Уэльсом, но ответ, как я понимаю, уже прозвучал: Андрей Аршавин?
— Не скажу, что он провел лучший матч, но действовал полезно. Выделять кого-то персонально не стал бы: сборная понравилась тем, что, показав не лучший футбол, добилась победы и выглядела уверенной. Участие в чемпионате Европы все-таки не проходит даром. Россия гораздо опытнее Уэльса, и, несмотря на то что соперник был сверхмотивирован, его усилия разбились о стену мастерства.
— И тем не менее есть в мире игроки, чья игра вызывает у вас восхищение? Или такое бывает только в детстве?
— Мне, например, импонирует игра Зырянова. Человек разноплановый, выполняет установку тренера. Недавно, когда был травмирован Денисов, Костю попросили сыграть ближе к обороне, и он прекрасно справился с этой задачей, сыграв, может быть, не так, как любит. Ну а кем можно восхищаться в мире, вы и без меня знаете.
— У каждого свои предпочтения…
— Знаете, восхищаться можно футболом. Сейчас я, например, участвовал в Кубке легенд, где звезды «Локомотива» играли против звезд сборной России 90-х, и получил истинное наслаждение, играя бок о бок с такими мастерами, как Карпин, Аленичев, Тихонов, Титов, Бесчастных… Там никто больше двух касаний вообще не делает. Но в таких матчах не довлеет результат. Когда довлеет результат, не всегда можно получать наслаждение от футбола.
— Очень часто можно слышать такие разговоры: вот в наше время, дескать, был футбол, мы играли красиво, а сейчас…
— Футбол не стоит на месте. Он стал гораздо быстрее. Я на себе эту разницу почувствовал. Глупо сравнивать нынешний футбол с временами, когда мяч был со шнуровкой, а бутсы через голову надевали. Современный футбол — это скорость, постоянные единоборства.
— Как думаете, одолеет сборная России немцев 10 октября?
— Может, и к лучшему, что Россию не устроит ничья — команда будет играть на победу. Восемьдесят тысяч зрителей, которые соберутся в Лужниках, погонят ребят вперед. Мы уже видели, как россияне побеждают Англию в домашних стенах. А Германия, по моему мнению, гораздо ниже классом тех англичан, которые приезжали два года назад в Лужники.