Как только наша команда проиграла в Москве Германии, что означало второе место в группе, знакомый сказал мне:
— Ну вот, работы у тебя прибавилось.
И всякий раз у меня возникает ощущение, что эта «работа» нужна больше нам, журналистам. Нет, футболисты, конечно, тоже работают, но им действительно нужно готовиться к матчу. Если они не будут тренироваться, просто не смогут играть в футбол.
А мы лишь поддерживаем фон.
Это такое шоу. Мы обсуждаем схемы, футболистов, строим прогнозы, опрашиваем экспертов, пускаемся в исторические экскурсы.
Я иногда думаю: почему так не обсуждают, например, музыкантов оркестра? Почему не узнают, с какой ноги встал скрипач? Не болит ли плечо у виолончелиста? Не порезал ли палец пианист? Они ведь тоже совершают ответственную работу. От любой ошибки зависит качество исполнения.
Понятно почему — не тот масштаб. Мы даже фамилий не знаем этих музыкантов из оркестров филармоний и театров. За них не переживает вся страна. Оркестров у нас много, сборная по футболу — одна.
С другой стороны, чего стоят все эти разговоры, показала, например, игра с Германией. Хотели победы — получили поражение. И какое значение после матча имели все эти «Наш исторический шанс», «Сейчас — или никогда», «Мы должны войти в топ-клуб Европы»?
Ясно, что игра развеет все наши гадания на кофейной гуще и попытку разглядеть в противостоянии 22 футболистов «войну миров». Советы космической глупости, так сказать.
Набор суждений ведь перед каждой игрой довольно стандартный.
Соперник играет от обороны, мы любим атаковать. Надо бы поосторожнее.
Главное, в первой игре не пропустить — тогда легче придется в ответной.
А соперник, наоборот, говорит: главное, в гостях не пропустить — тогда уж дома мы покажем...
Не понимаю: какая разница, где важнее не пропустить? Смысл футбола сводится к тому, чтобы не пропускать голы, а забивать. Футболисты будут пытаться именно это делать. И в первом матче, и во втором.
Из той же серии рассуждения о пользе «быстрого гола». Покажите мне команду, которая откажется забить гол в чужие ворота! На любой минуте. Ведь это цель игры в футбол. В инструкциях для детских настольных игр так и пишут: «Цель игры — забить гол в чужие ворота». Почему же в настоящей игре должно быть по-другому?
Вот Гус Хиддинк сказал, что у него уже «голова квадратная» от просмотра матчей сборной Словении. А у болельщиков какая она квадратная, ведь на них обрушили такой поток информации! «Левый защитник сборной Словении опасен, правый не менее опасен, а центральный полузащитник — вообще монстр». Трепещите!
В этой ситуации только Хиддинк и сохраняет трезвый взгляд на вещи. Он говорит: единственная мотивация — желание поехать на чемпионат мира. Не будет его, не стоит даже выходить на поле.
А по мастерству мы никак не уступаем сборной Словении. Это же ясно.