Полный привет наших клубов в Европе. Просто полный. Подумать смешно: еще два месяца назад мы всерьез рассуждали, кто из российских клубов встретится в финале Лиги Европы, не будет ли им там скучно, и вот теперь их там уже нет. Почти.
Причины. Их, наверное, можно много найти, если быть уверенным в том, что наши футбол на нынешнем этапе достоин каких-то побед. Но, видимо, сейчас стоит избавиться от иллюзий. Сборная не может обыграть Бельгию, Иран, Армению, Катар. Клубы ложаться под Твенте. Да ладно бы только под Твенте - ведь и под Ростов, Кубань и Анжи - тоже. И это клубы, претендующие на что-то в Европе.
Разговоры о том, что Россия - не футбольная страна, давайте сейчас отложим. Конечно, не футбольная - кто бы спорил. Играем мы хуже, чем играют в Италии, Испании, Германии, Англии, той же Португалии. Мы большего ждем от нашего футбола, чем он того заслуживает. Ну, так мы и от страны нашей постоянно чего-то ждем - то модернизации, то нанотехнологий, то инноваций, то десталинизации. Это не значит, что все это нам нам на блюдечке завтра принесут. Сначала народ должен понять, что это такое, а уже потом стоит ждать перемен.
С футболом - то же самое. Очевидно, наш футбол может давать какие-то всходы, если появляется в нем какая-то сверхидея, какое-то Сколково, какой-то высший разум. Однажды это был Гус Хидинк со сборной. Однажды Дик Адвокат с Зенитом. Однажды плоды дало приглашение бразильцев в ЦСКА. Если объединить все эти случаи, мы увидим, что огромную роль в этих успехах сыграли помимо названных такие личности, как Валерий Газзаев, Игорь Акинфеев, Сергей Игнашевич, Юрий Жирков, Андрей Аршавин, Анатолий Тимощук, Константин Зырянов. Сейчас про эту компанию можно сказать: иных уж нет, а те - далече.
Многое изменилось и в сборной, и в Зените, и в ЦСКА. Говоря же о неудаче наших клубов в Европе, нужно отметить помимо плохого времени года, к которым у нас обычно относят весну, и тот факт, что ни один из выступавших в Европе клубов не стал сильнее по сравнению с прошлым годом. Скорее, наоборот. ЦСКА, такое впечатление, перестал слушать руку Слуцкого. Или, наоборот, почувствовал ее наконец - кому как нравится. Зенит остался тем же - и по составу, и по игре, а это в условиях повышенного к нему внимания со стороны соперников, уже не может служить гарантией побед. Пока питерцы качественно не двинулись вперед, по каким причинам - должны разобраться тренеры, хотя второй год работы хорошего тренера, наоборот, вроде бы подразумевает прогресс. Рубин снова ушел в свою скорлупу, обусловенную желанием Курбана Бердыева что-то придумать, но, как быстро плодоносят идеи Бердыева, мы с вами знаем, особенно с учетом того, что Казань покинули и Домингес, и Бухаров, и Семак, с которыми ассоциировались успехи команды. Наконец, Спартак остается командой без обороны, без определенной твердости в походке и во взгляде, без которых просто невозможны победы в спорте. Условно говоря, Спартак - это такой Славик из Пяти вечеров (великолепный фильм, показанный недавно в память о Людмиле Гурченко), которого может оттаскать за нос любой пришедший на побывку Ильин. Я не хочу конкретно оскорблять Спартак, который попал 1:5 (и Шахтер, и Твенте так проиграли), как говориться, все хороши. Но мы должны понять: то, чего мы ожидали от наших клубов в этой Лиге Европы, было связано, в основном, с их прежними портретами. Теперь они изменились. Пока - не в лучшую сторону.
В целом же, глядя на игру португальских клубов, на прогресс бундеслиги, на прекрасный стиль Барселоны и Манчестера Юнайтед, можно констатировать, что наш футбол пока - на этом конкретном этапе - ничего не может предложить. Ничего своего - инновационного. Игроков нет, тренеров не видно, стадионов - тем более. Одни проекты. Комиссии. И зарплаты. Зарплаты играют в нашем футболе гораздо большую роль, чем, собственно, сам футбол. Конечно, любой труд должен оплачиваться хорошо. И Хиддинк, и Адвокат, и Аршавин, и Тимощук здесь хорошо в свое время зарабатывали (не случайно почти все они пошли на понижение). Но это было до мирового кризиса. После кризиса выяснилось, что Россия жила в долг. И футбол наш жил в долг - под расписки брал идеи.
Когда денежная пена схлынула вместе с обанкротившимися банками и лопнувшими кредитами, выяснилось, что никакой эволюции не происходит. Нас словно застали голыми в постели - мы пытаемся найти взятый на прокат фрак, допить остывший капуччино и поцеловать темнокожую подругу, а ничего этого уже нет. Новый договор с Клементиной не подписан. Деньги потрачены на цыган. Надо выезжать из гостиницы и начинать новую жизнь - в поисках сцены и музыки, способной пробить дорогу, как это делали герои фильма Мы из джаза.
Главное - не обманываться в ожиданиях. Это они должны нас удивлять победами, а не мы должны удивляться их поражениям.