Когда очередной раз обсуждаются причины неудачной игры петербургского СКА, разговор обычно заходит о слабой селекции, о тренерских просчетах и, конечно, о приглашении в клуб иногородних игроков. Бытует мнение: мол, зачем нам какие-то Полищуки, Александровы и Муратовы? Есть ведь свои воспитанники, которые будут биться за родной город. Но опираться на воспитанников своих школ можно, если эти школы будут работать в нормальных условиях, если дети будут тренироваться не на песке или в спортзале, а непосредственно на льду. Давайте проанализируем, кто из игроков нынешней суперлиги с питерскими корнями (родом из Петербурга или выступавших за армейцев ранее) мог бы реально усилить СКА.
В прошлое межсезонье петербургские менеджеры провели весьма громкую акцию: сделали такое предложение Максиму Сушинскому, что он не смог отказаться. К тому моменту в команде уже находилась другая живая легенда местного хоккея – Максим Соколов. Безусловно, эти игроки привлекли на трибуны часть зрительской аудитории. Но, пожалуй, они сыграли максимум на своем среднем уровне, а то и ниже. Как ни крути, а лучшие годы Соколова и Сушинского позади. Это ни в коем случае не дает основания считать их отработанным материалом, но дает немалую пищу для размышлений.
Возможно, акционерам питерского клуба стоило заглянуть в лагерь омского «Авангарда», где выступает партнер Сушинского по СКА середины 1990-х Константин Горовиков. Пожалуй, армейцам не помешал бы игрок, забросивший за сезон 12 шайб и сделавший 16 точных передач. А вдруг на берегах Иртыша спят и видят, как продать парня подороже? Здесь, правда, стоит вспомнить о том, что осенью СКА возглавлял Борис Михайлов – человек, с которым у Горовикова, по слухам, были далеко не лучшие взаимоотношения. Продолжая тему нападающих, добавим, что сезон в ХК МВД у экс-наставника армейцев Николая Соловьева провел Андрей Галушкин. Безусловно, равняться на «милиционеров» не стоит – финишировали-то они в регулярном чемпионате всего на строчку выше, чем СКА. Но тем не менее не исключено, что экс-армеец сумел бы вписаться в питерский коллектив. Равно как и чемпион мира среди юношей, юниоров и молодежи Юрий Трубачев из череповецкой «Северстали», и выступавший за СКА при Рафаиле Ишматове Руслан Нуртдинов, вышедший в финал плей-офф с магнитогорским «Металлургом». Правда, последние двое – не коренные петербуржцы, а стало быть не совсем вписываются в возможную концепцию построения клуба из местных воспитанников.
Другой вопрос, где же взять своих, доморощенных? Сильно бы изменилась армейская игра, если бы вернулся в клуб, скажем, проведший сезон в московских «Крыльях Советов» Илья Докшин (всего четыре шайбы в 46 встречах) или остался бы в Петербурге, а не уехал в ХК МВД Роман Дерлюк? Любопытно, что все вышеперечисленные являются форвардами. А из защитников реально усилить команду Юрия Леонова могли разве что ветеран Марат Давыдов да известный тафгай Михаил Стрелков.
Отдельная тема – вратари. Уж какими только словами не ругал имеющихся в наличии голкиперов наставник СКА Юрий Леонов. Между тем в нынешней суперлиге «засветились» три стража ворот, ранее защищавших армейские цвета: Сергей Шабанов из новокузнецкого «Металлурга», Сергей Николаев из новосибирской «Сибири» и Андрей Мезин из уфимского «Салавата». И хотя об отъезде последнего из Петербурга очень сильно сожалел Борис Михайлов, полагаю, перечисленные игроки находятся далеко не на ведущих ролях в суперлиге. Более того, не являются полноценными «первыми номерами» в своих клубах.
Вывод из сложившейся ситуации напрашивается сам собой.
К сожалению, питерские хоккеисты не делают погоды в суперлиге. Так почему же мы должны полагать, что, вернувшись в Петербург, они приведут СКА к завоеванию медалей? Не лучше ли руководителям клуба сосредоточиться на создании нормальных условий для воспитания будущего поколения? Тогда, глядишь, придут и победы, и уважение к команде со стороны болельщиков.