За «Зенит» уже играли родные братья. Любители футбола со стажем вспомнят Юрия и Олега Морозовых, Сергея и Олега Кузнецовы. Архивариусы с гордостью назовут Александра и Аркадия Кузьминых, Евгения и Валентина Шелагиных, Алексея и Аркадия Ларионовых, Рауфа и Бориса Юмакуловых, близнецов Дмитрия и Максима Игнатенко. Александр и Михаил Кержаковы продолжают историю зенитовских династий. Спустя двенадцать лет судьба вновь объединила их в родной команде.
Весной 2005-го я брал интервью одновременно у обоих братьев, причем для Михаила это был первый выход в информационное пространство. Съемочная группа программы «Зенит XXI» во главе с Леонидом Генусовым по приглашению Кержаковых приехала в небольшой уютный ресторан на Черной речке. За плечами старшего брата уже были мундиаль-2002 и Евро-2004 в составе сборной России, в активе бронза и серебро с «Зенитом», Кубок премьер-лиги, участие в Кубке УЕФА, статус одного из лучших форвардов страны. Младший, воспитанник тренера вратарей СДЮШОР «Зенит» Алексея Поликанова, только начинал профессиональную карьеру. Выступал за дубль. Играл за юношескую сборную России. Напарником 18-летнего голкипера тогда был Руслан Мухаметзянов, которому Владимир Павлович Савин прочил выдающуюся карьеру. Не сложилось. В том числе и потому, что уступил в конкурентной борьбе младшему Кержакову.
Целый час Кержаков-старший рассказывал, как заставлял брата вставать в импровизированные ворота в их скромной квартире в Кингисеппе и отрабатывал на нем свои фирменные удары. Как вместе гоняли мяч во дворе, когда Михаил стал проявлять интерес к вратарскому ремеслу. Михаил признавался, что очень скучал по уехавшему в интернат брату. Переехав в Санкт-Петербург, поступил в ту же футбольную школу на улице Бутлерова. С той лишь разницей, что стал учиться не забивать, а отражать мячи.
Тогда, в 2005-м, я впервые задал вопрос, который теперь бесконечно задают братьям начинающие журналисты:
— Почему один стал форвардом, другой вратарем?
Ответ дали практически в унисон:
– Отец, Анатолий Рафаилович, в прошлом полевой игрок, тренировал Сашу и не хотел, чтобы он стал голкипером. Михаила тянуло в ворота с детства.
Трудолюбие, упорство, целеустремленность — семейные черты Кержаковых. Последний раз старший брат доказал это выступлением за «Цюрих» и реализацией своей главной цели — продолжения карьеры в «Зените». Михаилу пришлось завоевывать право играть в родной команде восемь лет. Ульяновск, Астрахань, Владикавказ, Нижний Новгород, Махачкала — такова его футбольная география. Все эти годы мы поддерживали связь с интеллигентным, добрым, отзывчивым молодым человеком. Часто говорили о «Зените» и о более успешном в ту пору брате. Главный посыл не менялся: «Петербург — мой родной город, «Зенит» — моя родная команда. Брат поддерживает меня. Во всем и всегда».
При этом на футбольном поле Михаилу от Александра доставалось по полной программе. 1 ноября 2010 года в матче «Зенит» — «Алания» Кержаков-старший оформил дубль. Прекрасно помню короткий, шуточный диалог в смешанной зоне «Петровского»:
Пожалуй, самый обидный мяч от брата Михаил пропустил 11 ноября 2012 года в Нижнем Новгороде. Матч «Волга» — «Зенит». Проливной дождь. 90-я минута встречи. Только что Илья Максимов фантастическим по красоте и точности ударом сравнял счет, однако в ответной атаке Александр Кержаков ударом боковыми «ножницами» приносит «Зениту» важнейшую победу — 2:1. Несколько месяцев спустя, когда Михаил переходил в «Анжи», вспомнили тот эпизод.
— Саше удался отличный удар, — рассказал Кержаков, — я же не смог как следует оттолкнуться от скользкого газона. После игры перекинулись с братом несколькими словами. Поздравил его с победой. Эпизод не обсуждали.
Они всегда поддерживали связь. В ноябре, если удавалось, встречались на дне рождения Александра. В отпуске ходили на хоккей. Ездили к родителям. Навещали бабушку в Тверской области. При этом футбольных тем касались редко. Хотя оба на подсознательном уровне хотели вместе поиграть за «Зенит». Вспоминаю первое интервью Михаила Кержакова после возвращения в Санкт-Петербург.
Есть у братьев и еще одна общая мечта.
— Хочу сыграть на новом стадионе «Зенита». При переполненных трибунах, — выразил общее мнение Михаил. Будем надеяться, ожидания не растянутся на очередные 12 лет.
Год назад судьба едва не развела их в очередной раз — Андре Виллаш-Боаш на почве личностного конфликта вывел форварда из состава «Зенита». Однако теперь справедливость восторжествовала: Кержаков-старший подписал однолетний контракт с петербургским клубом. Теперь братья получат долгожданный шанс вместе сыграть в официальных матчах за родную команду.