Пожалуй, еще никогда положение Лучано Спаллетти в «Зените» не было столь тяжелым. Совсем недавно итальянец казался неприкасаемым, кредит доверия был (и заслуженно) бесконечным. Теперь затрещало по всем фронтам: к «троллингу» со стороны футболистов (вспомните эпизод с днем рождения и шапкой-невидимкой) присоединились и болельщики, те самые, что раньше за тренера стояли горой, считая игроков непослушными дармоедами. Все большее их количество склоняется к тому, что Мистер себя исчерпал и больше «Зениту» дать уже не может. Выключатель в сознании щелкнул в одну секунду, стоило только проиграть «Базелю» и «Рубину». Хотя, то же самое было и с «Ливерпулем», и осенью в Лиге чемпионов.
Руководство, судя по всему, по инерции двигаться перестало, раз пошли инсайды о поисках нового тренера. Слишком дорогие приобретения были сделаны прошлым летом, чтобы не искать ответственного. Убрать Мистера и хочется, и колется. Слишком мы привыкли к нему. И он привык к нам. В этом-то и сложность.
Спаллетти никогда не был особо одаренным футболистом. Его выручала выносливость, самозабвенность, работоспособность. За это ему в «Специи» дали прозвище «Семь легких». Определенные волевые качества помогли ему сделать и тренерскую карьеру: о Спаллетти никогда не заговорили бы всерьез, не сделай он из бедного «Эмполи» боеспособную команду, которая из Серии С 1 вышла в Серию А. В Италии хорошо знают историю о том, какие сомнения и терзания были у молодого тренера перед дебютом тосканцев в высшем свете. Лучано переживал, что он знает мало игроков из Серии А, что не сможет подготовить команду к играм. На что президент клуба только махнул рукой: «Мы купим тебе альбом для наклеек. Соберешь весь – вот и узнаешь игроков!».
Если тренер утратил мотивацию и волю – это не только его проблема. Возможно, организация, в которой он работает, функционирует как-то не так, если Спаллетти, не так давно переподписавший контракт на шикарных условиях, вдруг перестал выглядеть орлом и генералом. Мне трудно себе представить, чтобы Мурату Якину, скажем, надоело работать тренером «Базеля». Он там – свой, и был бы таковым даже если бы родился в другом городе. В конце концов, Кристиан Гросс смог забыть на берегах Рейна о том, что родился в Цюрихе, и проработал с «красно-синими» десять лет. Единение болельщиков, клуба и города столь велико, что, находясь в Базеле, ты с первых дней понимаешь – «один город, одна команда» вовсе не дурацкий лозунг. Не получая удовольствия от работы в местном клубе ты просто не можешь в нем работать. Съедят.
В принципе, что-то похожее было и в «Роме». Куда более экзальтированно, куда более масштабно. Спаллетти оттуда ушел в 2009-м после проигрыша во втором туре «Ювентусу», когда «Рома», как Винни-Пух в кроличьей норке, не успевала ни назад, ни вперед. Победы в Лиге Европы по 7:1 над «Гентом» и «Кошице» никого не впечатлили. Связь оказалась утерянной, терять время большой клуб не смог себе позволить, сколько бы Лучано для него ни сделал.
Погоня за результатом сильно отвлекает от прочих важных нюансов.
Тот же «Грассхопперс» выиграл больше титулов в Швейцарии, чем «Базель», но связь команды с поклонниками в Базеле неимоверно сильнее. Наверное, «Зенит» сейчас на такой стадии развития, когда, придав брэнду ореол успешности, стоит заняться косметическим ремонтом монументального строения. С замашками поосторожнее, с игроками – повнимательнее, с болельщиками – поразборчивее. Когда-то клубу нужно было нагнать аудиторию под гипотетический новый стадион. Воз и ныне там, но, погнавшись за популяризацией, «Зенит» смешал воедино «корни», то есть, людей, которые ходили даже на «Зарю» из Ленинск-Кузнецкого в 94-м в дикий ветер и мороз, и пузатых угрюмо-надменных мужиков, которые на выезде обсуждают за кружкой все, что угодно, но не предстоящий матч.
Если Спаллетти суждено уйти, нужно заранее понять, что мы хотим. Модный, но тяжело усваиваемый глубиной души клуб, за который «надо бы» болеть, или что-то по-настоящему «градообразующее», доступное каждому. Возможно, чтобы идти вторым путем «Зениту» нужно… чуть меньше амбиций. И выбирать тренера следует исходя вовсе не из имени.