• Министр спорта спорит с РФС

    Редакционный ринг

    16.01.15 02:00

    Министр спорта спорит с РФС - фото

    Фото: сайт РПЛ

    (Фото: РИА «Новости»)

    Если судить по количеству дискуссий и степени их накала, возникает впечатление, что лимит на легионеров в отечественном первенстве — главное и едва ли не единственное средство оздоровления нашего футбола. Только вроде бы все устаканилось на системе 10 + 15, как министр спорта России Виталий Мутко выступил с инициативой ограничиться 6 + 5.

    Споры продолжаются. В том числе и в редакции «Спорта День за Днем».

    Мнение Сергея Бавли

    Сразу же отмечу, что не считаю любой лимит панацеей. Проблем, в том числе и запущенных, в нашем футболе так много, что лечение должно быть комплексным. Кроме того, невозможно принять такой лимит, который удовлетворил бы все клубы. У них разные бюджеты и, соответственно, разные взгляды на комплектование. Стало быть, руководствоваться нужно интересами нашего футбола в целом и интересами сборной России в первую очередь. При сегодняшнем лимите на поле могут находиться семь иностранных футболистов одновременно. Практика показывает, что именно семерых легионеров большинство тренеров и использует. Стало быть, выбор главного тренера сборной России ограничен 64 фамилиями — очень мало!

    Вспомним историю вопроса. Первым завез легионеров в Россию знаменитый тренер Валерий Овчинников. Тех двух плохо обученных пляжных бразильцев он вскоре с большим трудом сплавил в Китай. И вот уже больше 20 лет многие наши клубы грешат приобретением иностранных футболистов «по методу Бормана». Борьбу за качество приглашенных мастеров мы пока частенько проигрываем. И эта ситуация сама по себе вряд ли изменится. Поэтому количественные ограничения могут принести какую-то пользу. Воспитание молодых футболистов лучше всего поставлено опять-таки в топ-клубах, где созданы академии. Но пробиться сквозь строй легионеров, выступающих за свои национальные сборные, вчерашним школярам практически невозможно. Теряем таланты, которым попросту негде расти. Ведь и в командах, борющихся лишь за сохранение прописки в элитном дивизионе, тоже преобладают легионеры. Нетрудно представить себе стартовые составы «Зенита», «Динамо», «Спартака» при системе лимита 10 + 15. Ставший россиянином в 20 с гаком Лодыгин, Габулов, Ребров и далее по 10 иностранцев. Сомневаюсь, что на это шоу пойдет зритель. Сборная игроков ФНЛ, усиленная Игорем Акинфеевым, уже не сможет даже в Москве на равных бороться с командой Молдавии.

    Лимит государственного человека Виталия Мутко по схеме 6 + 5, арифметика несложная, гарантирует российским футболистам на четыре рабочих места больше. Это серьезно. Есть за что бороться. А то ведь у сегодняшних мальчишек из специализированных футбольных школ руки опускаются. К выпускным классам они прекрасно понимают, какое будущее их ждет.

     

    При лимите 6 + 5 у наставника сборной появится пространство для маневра (зарплаты не заменит, но ведь тоже плюс).

    И главное — никакого риска! Даже если наши ведущие клубы на первых порах что-то и потеряют в классе игры, это никак не скажется на их достижениях в Лиге чемпионов.

    Мнение Максима Михалко

    Как говаривал генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов, любое правило имеет свой срок, по истечении которого оно перестает учитывать реалии и превращается в формализм. Соглашаясь с этим постулатом, добавлю, что правило (глобальное решение, изменение) имеет и свое время, когда должно начать действовать. Настало в российском футболе и время для глобального эксперимента с лимитом — именно на нынешней, кризисной почве принятая на исполкоме РФС формула 10 + 15 принесет самые большие, сладкие и долгоживущие плоды. И необходимость экономить на фоне упавшего рубля — вовсе не главная причина, а лишь повод.

    Для тщательного сравнения полирующих лавку и не убеждающих на поле иностранцев с молодыми и не очень молодыми россиянами, за спинами этих иностранцев остающихся. И для ответа на вопрос: куплены сильные мастера или известные игроки с их прошлыми достижениями? Две трети клубов премьер-лиги данный вопрос посчитают для себя актуальным. Причем клубов разных сословий — холостыми стреляют селекционеры и у состоятельных «Зенита» со «Спартаком», и у середняков, и у малоимущих аутсайдеров. Случается, не проявив себя на российских полях, легионеры превращаются в прекрасных футбольных лебедей на заграничных просторах. Тогда вызывает вопрос компетенция клубного менеджмента — как они взвешивали риски да просчитывали последствия, если иностранный мастер именно для них оказался неподходящим? Новые условия, когда заявка ограничена десятью легионерами, — весомый повод и удобная возможность эту компетенцию повысить. Но это все-таки скорее относится к тем, кто располагает большими деньгами, а значит, в каждый сезон вступает с высокими амбициями.

    У тех, кто деньгами ограничен, своя история. И особая роль в пожинании плодов новой формулы. В Москву и Питер легионеров можно зазвать всегда, несмотря на кризис. А вот в отношении Томска, Перми или Уфы у них финансовый скепсис нынче возрос. Этот скепсис и есть союзник будущего российского футбола. Уверен, далеко не все используют правило «десяти легионеров» максимально. А значит, просиживающие на лавках, в том числе и у фаворитов, получат массовую возможность доказать: они вовсе не хуже тех заезжих футболистов, кому их доселе предпочитали. Кстати, это и дополнительный плюс лимита по-новому — интерес к матчам «топов» и остальных. Соловьев в футболке «Амкара» против «Зенита». Бурлак в форме «Мордовии» против «Рубина». Гранат в цветах «Локомотива» в центральной встрече тура с «Динамо». Интрига!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»