• Миланские антиподы

    29.11.08 23:28

    Миланские антиподы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Из всех европейских клубов-соседей «Милан» и «Интер» — самые близкие. Не географически, но по сути взаимоотношений. Между миланскими клубами нет откровенной вражды: жажда превосходства, спортивный азарт, язвительность, ревность — что угодно, только не испепеляющая душу ненависть. Даже ультрас «россонери» и «нерадзурри» уже давно заключили между собой пакт о ненападении, и драки между ними в последние годы крайне редки. На клубном же уровне и вовсе мир-дружба.

    Причем если совместная организация экскурсий по одному на двоих стадиону логична («Сан-Сиро», как большинство итальянских арен, принадлежит муниципалитету), необходимости иметь общие музей и магазин атрибутики на арене при желании, согласитесь, можно было бы избежать. Представить себе совместные коммерческие предприятия «Реала» и «Атлетико» в Мадриде или «Барсы» и «Эспаньола» в Барселоне при всем желании не могу. Не говоря уже о том, чтобы в один из упомянутых клубов на важную должность пригласили человека из стана конкурента. Между тем один из руководителей пресс-службы «Милана» Пиппо Сапиенца всего несколько лет назад получал жалование в «Интере».

    Хотя о соседской идиллии в полном смысле слова вести речь все-таки не стоит. Уместнее говорить о подчеркнутом взаимном уважении и нежелании вступать в конфронтацию. Философия миланских клубов-антиподов расходится достаточно серьезно, что неплохо заметно на обычно скрытых от посторонних глаз примерах — клубных базах и детско-юношеских спортивных школах.

    Неженки и аскеты

    О человеке многое можно понять, заглянув к нему домой. Та же история и с футбольными клубами. До визитов в Миланелло (вотчину «Милана») и Аппиано Джентиле (местечко под Миланом, где квартируют первая команда «Интера» и дубль) и представить себе не мог, что жилища сравнимых на сегодняшний день по возможностям топ-клубов из одного города настолько различны. И дело вовсе не в степени доступной футболистам роскоши. По этому критерию миланцы серьезно уступают, скажем, нашему «Сатурну» с его фешенебельным жилым корпусом в подмосковном Кратове. У итальянских гигантов разнятся сами подходы к тому, как должна выглядеть клубная база и как должны себя чувствовать ее обитатели.

    Подчеркнутой аскетичности Аппиано Джентиле с ее разборными ангарами для тренажерного зала и искусственного поля, безыскусными «коробками» жилого корпуса и административного здания в Миланелло противопоставлена практически домашняя обстановка. Да, в комнатах футболистов на обеих базах есть все необходимое для нормальной ночевки. Однако только в Миланелло общий холл, бильярдная и другие места, где предполагается присутствие нескольких человек одновременно, ничем не отличаются от аналогичных помещений, как сказал бы незабвенный Остап Бендер, «лучших домов Филадельфии». В случае с игроками «Милана» американский город, впрочем, уместнее заменить живописными окрестностями озера Комо. Именно там, в 40 километрах к северу от Милана и в таком же количестве минут езды от Миланелло предпочитает снимать или покупать дома добрая половина «россонери». Разве что далеко не каждому придет в голову решать интерьер в ярко красном цвете, хотя это тоже дело вкуса.

     

    Справедливости ради отметим, в Аппиано Джентиле в последние годы тоже предприняли некоторые усилия для придания помещениям общего пользования менее казарменного вида. К примеру, развесили на стенах фотографии, запечатлевшие различные эпохи клубной истории. Однако избавляться в полной мере от атмосферы военного лагеря в «Интере» все равно не собираются. «База команды создана для работы, а не для постоянного проживания, — поясняет один из менеджеров «нерадзурри» Луиджи Дзурелли. — А излишняя роскошь отвлекает от работы».

    Последнее уместно принять как часть той самой клубной философии. Если во время экскурсии по «Сан-Сиро» вам в гиды достанется представитель «Интера», его ответ на логичный вопрос, почему в раздевалке «Милана» мягкие кресла, а у «нерадзурри» — деревянные лавки, прозвучит практически так же. После чего вас еще попытаются убедить, что красно-черные сиденья соседей тесные, и любой из игроков «россонери» только и мечтает поменяться с кем-нибудь из сине-черных земляков.

    По методике Лобановского

    А вот в чем действующий обладатель скудетто и впрямь серьезно проигрывает, так это в техническом оснащении базы. Хотя по большому счету знаменитая Milan Lab (лаборатория «Милана») — явление уникальное не только для Италии, но и для всей футбольной Европы. Комплекс сооружений с различными степенями допуска (отдельные его части недоступны даже большинству работников клуба), частично опущенный под землю, во многом благодаря этому и успел приобрести ауру едва ли не стратегического объекта национального масштаба.

    Конечный продукт работы лаборатории — подробные выкладки по функциональному и психологическому состоянию футболистов, позволяющие точнее дозировать тренировочные нагрузки. Посвященные сотрудники клуба в приватных беседах признают, что ничего принципиально нового в самой идее нет. А для собеседника из России и вовсе с удовольствием сошлются на опыт Лобановского, использовавшего такую аналитику еще в киевском «Динамо» 1970–1980-х. Однако именно в «Милане» эти методики довели до технологического совершенства.

    Для игрока «россонери» это вообще выглядит предельно просто: взял со специальной доски индивидуальный ключик, вставил в тренажер и с энтузиазмом приступил к работе в соответствии с высветившейся на экране программой. Десятки камер и датчиков, располагающихся вокруг и даже над тренировочными полями Миланелло, уже «слили» всю информацию о тебе в электронный мозг лаборатории, который послушно ее обработал. К ноу-хау в полном смысле слова можно отнести разве что комнату для определения психологического состояния спортсмена, обладающую едва ли не самым высоким статусом секретности. Хотя, по сути, методика представляет собой что-то вроде самого простого детектора лжи, доверенного не оперативнику или представителю службы безопасности, а квалифицированному психологу.

    В лабораторию «Милана» вход посторонним заказан, но обвинить хозяев Миланелло в недостатке гостеприимства никак нельзя. Разумеется, попасть туда любому желающему затруднительно. Об этом вам с грустью поведает любой из 10–20 человек самых различных возрастов, практически ежедневно дежурящих у ворот базы в ожидании окончания тренировки и выезда футболистов. Но в некоторых случаях в «Милане» готовы пойти навстречу и показать, как и чем живет один из величайших клубов мира. Так, в конце прошлой недели в Миланелло любезно открыли двери для 12–14-летних воспитанников московской школы-интерната № 24. За два дня до матча с «Торино» Карло Анчелотти не только дал добро на присутствие ребят с сопровождающими их воспитателями на тренировке своей команды, но и нашел время с ними пообщаться. А уже после окончания занятия то же сделали все игроки «россонери». И не было в этот момент на территории области Ломбардия более счастливых людей, чем эти мальчишки.

    «Интер» мог стать «Миланом»

    Приведенный выше пример, возможно, и не имел бы значения в контексте сравнения двух клубов, если бы не подкинутый коллегами из Corriere dello Sport пример противоположного свойства. Полутора месяцами ранее в аналогичной ситуации «Интер», принеся, впрочем, извинения, ответил отказом группе детей-сирот с юга Италии. Едва ли можно считать этот факт поводом для осуждения, однако различное отношение двух миланских клубов к открытости и публичности он тоже хотя бы отчасти иллюстрирует.

    А разница эта заключается отнюдь не только в готовности принимать на базе гостей или в уровнях создаваемого футболистам комфорта. Для полноты понимания отношения клуба к публичности стоит обратить внимание на личность владельца «Милана» Сильвио Берлускони. Премьер-министр Италии приобрел клуб в 1986 году на заре своей политической карьеры и мгновенно сделал его одним из политических инструментов. Отсюда, кстати, и позаимствованный у тиффози лозунг для именования собственной партии — Forza, Italia! («Вперед, Италия!») И тем символичнее, что официальное вступление Берлускони в должность премьер-министра страны на первый срок в 1994-м состоялось всего через пару дней после феерической победы «россонери» в финале Лиги чемпионов над «Барселоной» — 4:0. С тех пор отношение к титулам в «Милане» стало еще более трепетным. И ярким тому примером может служить сезон-2007/08, который по всем меркам хочется отнести к провальным.

    Обратите внимание: в этом году на футболках «Милана» прямо под клубным логотипом появилась небольшая надпись Il club piu titolato al mondo — «Самый титулованный клуб мира». Речь в данном случае о международных трофеях, а право именовать себя подобным образом, официально закрепленное Книгой рекордов Гиннесса, «россонери» получили после победы на прошлогоднем клубном чемпионате мира. Именно в Токио на тот момент действующий победитель Лиги чемпионов «сбросил с Боливара» конкурента в лице аргентинского «Бока Хуниорс», прежде делившего с ним первенство. Вся штука в том, что победа в этом турнире была объявлена в «Милане» едва ли не главной задачей сезона, и именно под нее в недрах той самой лаборатории верстался план подготовки с выходом на пик формы к декабрю. Ради такого дела по осени был принесен в жертву национальный чемпионат, а игрокам обещаны более чем солидные для двух матчей премиальные — 50 тысяч евро на брата. Триумф в итоге состоялся, но сыграл с «россонери» злую шутку. По весне «Милан» попал в Лиге чемпионов под разогнавшийся «Арсенал» и выбыл из борьбы, хотя именно на дальнейшие стадии турнира планировался второй в сезоне подъем. А в чемпионате зацепиться за Лигу чемпионов — 2008/09 помешало одно-единственное поражение от «Наполи» в предпоследнем туре.

    Самое интересное, что в середине 1970-х еще только лелеявший планы о карьере политика бизнесмен Сильвио Берлускони, отлично осознававший, что в такой стране, как Италия, футбол может стать серьезным козырем, активно приценивался… к «Интеру». Но тогда роман будущего премьер-министра с «нерадзурри» не сложился. А ведь чертовски любопытно было бы сравнить нынешние «Милан» и «Интер», свяжи Берлускони три десятилетия назад свою политическую жизнь с синим и черным цветами.

    Революция имени Паолилло

    Самое время вновь обратиться к «Интеру», поскольку в разговоре о детско-юношеской школе уместнее всего отталкиваться именно от «нерадзурри». Именно команды из Интерелло (спортивного центра на окраине Милана, названного недавно именем одной из легенд «Интера» и всей Италии Джачинто Факкетти) второй год кряду ходят в лидерах региональных и национальных турниров во ВСЕХ возрастных группах — от 6 до 16 лет! Тем удивительнее, что в детско-юношеских соревнованиях Италии моду исторически диктовали как раз школы скромных клубов, не имевших возможности покупать дорогостоящих звезд и мудро инвестировавших деньги в собственные кадры. В случае с Ломбардией яркий пример — школа бергамской «Аталанты», воспитанником которой, к примеру, является один из ключевых игроков «Милана» 80-90-х Роберто Донадони.

    Изменить ситуацию помог нынешний генеральный директор «Интера» Эрнесто Паолилло. Совершенно нефутбольный (насколько это возможно в применении к Италии) человек, пришедший в клуб из банковской сферы стараниями того самого Факкетти, до своей смерти два года назад занимавшего в клубе пост вице-президента, сумел выстроить всю систему детско-юношеских команд и придать ей недосягаемую прежде эффективность. Годовой бюджет академии «Интера» — 5 млн евро. Эта сумма включает в себя не только расходы на подготовку мальчишек и экипировку, но и на компенсации другим школам Италии за перспективных игроков, а в случае со старшей командой 16-летних — и на иностранные трансферы за суммы порядка 50–150 тысяч евро. Последнее не стоит понимать превратно: «Интер» не собирает сливки с менее именитых и обеспеченных, а активно им помогает. У «нерадзурри» 64 аффилированные школы по всей стране, которым клуб помогает либо деньгами, либо «натурой» — экипировкой и методикой. А взамен получает приоритетное право приобретать наиболее перспективных футболистов из в полном смысле слова дочерних академий.

    — Разница между нынешней ситуацией и предыдущими годами как раз в наличии такой капиллярной системы поиска игроков, — делится Лучано Кастеллини, экс-тренер первой команды «Интера», работающий ныне тренером-консультантом в Интерелло и юношеских сборных страны. — Еще совсем недавно мальчишек приглашали едва ли не из дворовых команд.

    К слову, при всей несерьезности суммы 5 млн для главного акционера «Интера» одного из богатейших людей Италии Массимо Моратти, жалеть о ней тому не приходится. Трансфер пришедшего в Интерелло в 16-летнем возрасте Обафеми Мартинса, проданного летом 2006-го в «Ньюкасл» за 15 млн евро, закрыл бюджет на три года. А после прошлогоднего успеха примаверы (по-нашему: дубль или молодежная команда) в национальном первенстве прибыль от последующей распродажи превысила и эту сумму. Разумеется, по Апеннинам разъехались далеко не все: полузащитник Франческо Больцони и нападающий Марио Балотелли остались в основном составе «Интера».

    «Милан»: лучше поздно, чем никогда

    А что же «Милан»? После ошеломляющего успеха Интерелло о серьезных инвестициях в эту область задумались в вотчине Берлускони. О степени серьезности намерений клуба во что бы то ни стало догнать земляков говорит хотя бы тот факт, что курировать это направление доверили Ариедо Брайде — второму человеку «Милана» после вице-президента Адриано Галлиани (самому Берлускони как премьер-министру занимать официальные должности в своем клубе запрещено законом). Однако, позднее стартовав, «россонери» в смысле подготовки собственных кадров пока «нерадзурри» уступают. И недавний разгром со счетом 6:1, который 16-летние «интеристы» учинили сверстникам из академии «Милана», в принципе, отражает разницу в уровне развития этой отрасли клубного хозяйства.

    Этот материал — отнюдь не попытка сделать оценочный анализ двух по-своему великих клубов на основе их подхода к подготовке собственных резервов и обустройству быта футболистов. И уж тем более в корне неверно увязывать эти аспекты с количеством завоеванных регалий. В конце концов, одна философия, как и вера, не может быть лучше или хуже другой. Она просто другая.

    Милан — Москва


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»