Футбольный клуб «Алмаз-Антей» (Санкт-Петербург) – уникальный. На данный момент это единственный участник федеральной ЮФЛ, не имеющий привязки к профессиональному клубу. В этом году ФК «Алмаз-Антей», вносящему заметный вклад в развитие детско-юношеского футбола страны, исполняется 10 лет.
О клубе «ручной работы» «Спорту День за Днем» рассказал его основатель, заместитель генерального директора Концерна ВКО «Алмаз-Антей», генеральный директор АО «Обуховский завод», президент ФК «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников.
– Десять лет назад вы создали футбольный клуб «Алмаз-Антей». И наверняка ставили какие-то задачи. Можете ли сейчас сказать, что удовлетворены промежуточным результатом и что все было не зря?
– Мы получили даже больше, чем ожидали. Воспринимали этот проект, как некое возрождение спортивных традиций завода «Большевик». Мы ведь, по сути, старше «Зенита» – в архиве до сих пор есть фотографии игроков команды еще дореволюционного Обуховского завода, 1914-го года.
У «Большевика» был большой спорткомплекс, я и сам играл пацаном на «Обуховце», да и «Зенит» в 90-е выступал на нем. В 2013-м году к нам приезжал президент России Владимир Путин, мы обсуждали проекты, связанные с заводом, и случайно затронули эту тему, включая социальную составляющую. Владимир Владимирович сказал, что было бы неплохо возродить спортивные традиции. В итоге за один год построили на новом месте стадион, открыли футбольную школу «Алмаз-Антей», стали развивать детско-юношеский футбол. Философия проекта сработала – в него подтянулись люди, которые разделяли наши ценности. Появился крепкий тренерский и руководящий состав, мы постепенно прошли все ступени развития, от третьей лиги городского первенства до федеральной ЮФЛ. Последнее как раз выше ожиданий – изначально полагали, что будем просто на хорошем уровне играть в чемпионате города.
– Любое начинание упирается в кадры, в РФС, который организовал свою академию, это подтвердят. Когда ФК «Алмаз-Антей» только появился, по какому принципу подбирали тренеров?
– Самое главное – мы хотели работать с теми, кто понимал и готов был принять нашу философию, что футбол – это прежде всего игра.
– Что вы имеете в виду?
– На самый первый Кубок Льва Бурчалкина к нам приезжали финны. И я видел, что, в отличие от российских команд, там совершенно отсутствовало ощущение напряжения в общении тренеров и ребят. Они именно играли, получали удовольствие от футбола и, кстати, показали высокий результат. Причем, в основном ребята были маленького роста, по каким-то параметрам не дотягивали до соперников, но, если правильно помню, обыграли и нас. И я понял, как важно, чтобы дети испытывали кайф от игры, чтобы быстрее учиться футболу.
Для меня стали шоком первые туры первенства города в 2014-м – сплошь ругань, ужасное поведение тренеров, трибун. Кого мы вырастим с таким полукриминальным подходом? Так в «Алмаз-Антее» не хотели, поэтому к нам приходили специалисты, которые разделяли нашу позицию. С этой философией, что футбол – прежде всего игра, мы живем и работаем по сей день.
– Неужели совсем не реагируете эмоциями на результаты?
– Конечно, переживаю, когда смотрю, например, матчи в ЮФЛ. Даже по трансляции. Но такого, чтобы хотелось оскорбить кого-то из своих, сказать в сердцах, не бывает. Получаю удовольствие от того, что они играют в футбол и получают от него удовольствие. Сейчас это для них – игра, только потом – профессия. Надеюсь, что мы сломали у себя в клубе стереотип, будто растить футболистов можно только через негативную мотивацию.
«Доброты в обществе не хватает. Поэтому Кубок Бурчалкина без Москвы и Краснодара»
– Первую половину сезона как бы оценили?
– Пока я доволен тем, как мы завершили первый круг. Наши воспитанники играют против ведущих академий страны и не так уж сильно им уступают. Ребята играют за эмблему на груди, за огромный коллектив, и я вижу, что получают от этого удовольствие. Порадовал и наш международный турнир на Кубок Льва Бурчалкина. Раньше на него приезжали многие известные международные команды, сейчас также хороший пример показали бразильцы из «Палмейрас». Нашим есть чему поучиться, они не варятся в собственном соку. Это очень важно. Помню, как у венгерского МТК, который приезжал к
нам раньше, был мальчик, лучший бомбардир у себя дома. А здесь он забил всего один мяч. И тренер ему говорил: «Это ты дома король, а здесь – седьмое место и один мяч! Если нет обмена опытом, ты не будешь расти».
И мы, проводя турнир, преследуем ту же цель. Мы можем проигрывать бразильцам, но также у них и учиться. Обратил внимание, что многие футболисты были со шрамами, следами жизни в фавелах. Для них футбол – способ выбраться из трущоб, нищеты, зачастую единственный. У наших детей такой задачи не стоит, поэтому нужна сверхмотивация, чтобы стать большим мастером.
– То, что на последний Кубок Льва Бурчалкина не получили приглашения российские клубы из других городов, тоже связано с тем, что вы хотите более благородной атмосферы на трибунах и в раздевалках?
– Да, нам не понравилось на предыдущих турнирах, что на детском празднике футбола несется ругань и оскорбления. Кому-то хочется выглядеть неадекватно? Пожалуйста, но это желание не имеет отношения к другим участникам и к воспитанию юношей. Доброты в обществе и так не хватает, отсюда и все проблемы, о которых мы постоянно читаем в новостях и разных сводках. Бывает, что и своих ребят, тех, что, взрослея, начинают вести себя агрессивно, предупреждаю: «Не надо так себя вести. Если будете такими, уходите, плакать не будем, какими бы прекрасными футболистами вы ни
были».
– «Алмаз-Антей» – единственный клуб из ЮФЛ, у которого нет команды мастеров. Это делает вас в чем-то белой вороной?
– Наверное, это не так важно. Главное, что у нас есть социальная миссия, которую мы, несмотря на трудности, выполняем. И для меня высшая награда – что наши дети, юноши учатся футболу с удовольствием, в нормальной среде, без грубости и хамства. Может быть, это нас отличает. У нас нет академии, нет общежития, играют только питерские ребята или те, кого родители перевезли в Северную столицу. Они учатся в школе прямо напротив стадиона, там есть футбольные классы. Глава Невского района Алексей Владимирович Гульчук пошел навстречу, поспособствовав этому. В принципе, у нас все, как в моем детстве – пришел из школы, взял вещи, пошел на тренировку. Пришел с нее – сделал уроки. В такой системе и живем.
– Но без академии и общежития «Алмаз – Антей» все же в федеральной ЮФЛ...
– Очень благодарен за поддержку президенту РФС Александру Вальерьевичу Дюкову, Елене Анатольевне Илюхиной, а также Полпреду президента РФ в Северо-Западном округе Александру Владимировичу Гуцану. Они бывали на играх, увидели, что нам нужно дать шанс и сделали все, чтобы мы оказались в ЮФЛ, хотя были люди против нас. Но и клуб столкнулся с проблемой роста – играли составом на год младше в региональном ЮФЛ, было совсем не интересно. Некоторые матчи заканчивали с двузначным счетом в свою пользу – о каком развитии может идти речь?
– Мог сыграть фактор важности для страны Концерна ВКО «Алмаз-Антей»?
– Думаю, да. И ведь Концерн – это не только Петербург, это все регионы России – от Дальнего Востока до Калининградской области. Огромное количество предприятий, больше 120 000 сотрудников.
«С «Зенитом» мы друзья, с академией возникли проблемы»
– В мире футбольных трансферов охотятся не только за состоявшимися профессиональными игроками, но и с некоторых пор устраивают гонку за талантливыми детьми и юношами. Причем, не только в России. Учитывая, что «Алмаз-Антей» воспитывает вполне конкурентоспособных игроков, сталкивались ли вы с этими ситуациями и научились ли им противостоять?
– Сталкиваемся постоянно, стараемся с этим бороться. К сожалению, не на все мы можем влиять. Приведу даже такой пример. У нас очень хорошие отношения с «Зенитом» – и Александром Медведевым, и с Еленой Илюхиной. Они нам помогают, в том числе и по проведению турнира на Кубок Льва Бурчалкина.
Но вот с академией что-то никак не складывается. В один день узнали, что у нас в разгар сезона забрали капитана 2009 года, ведущего нападающего Дениса Грачева. В моем понимании можно было хотя бы позвонить, поговорить. Если игрок рвется уйти, мы не будем ставить ему препоны. Более того, всегда идем навстречу. У меня остались неприятные ощущения от этой истории. Все же мы находимся в одном городе, друг друга знаем, и ничто не должно мешать нормальной коммуникации. Да и зенитовской академии сильные конкуренты на одной земле бы не помешали – ведь мы вместе развиваем футбольную среду.
Кстати, когда от нас уходили вот так, по-английски, как Грачев, обычно ничего дальше не получалось. У тех, кого мы выращивали, а потом сами помогали правильно продолжить карьеру, дела обстояли лучше. Мы за кого-то даже компенсацию небольшую получили.
– Для вас это важно?
– Клуб обходится Концерну недешево, поэтому нельзя пренебрегать даже небольшими суммами. Но та компенсация, конечно, больше была знаком уважения, чем бизнес-сделкой. И это приятнее, чем когда выходит наоборот. Еще пример: у нас есть прекрасный паренек 2011-го года рождения. Уже начинают ездить из Москвы к его родителям, кладут 500 тысяч: «Мы его забираем!». А мальчишке еще 15-ти нет! В моем понимании это криминал, если честно. Полагаю, что все же появятся правила, как себя в таких ситуациях должны вести клубы, а как – агенты. Мы же не можем проверить, подписал мальчик с ними контракт, по которому его могут забрать куда угодно – это ведь его личное дело. Так что обмануть нас можно за пять секунд. Но если бы, скажем, закон обязывал таких агентов, прежде чем забрать игрока, заплатить те же 500 тысяч клубу, который его воспитал... Мы бы, скажем, премировали тренера, который с ним работал, растил. Вложились бы в других воспитанников. Мы же не собираем ребят, которые не пришлись ко двору тому же «Зениту», сами их выращиваем в футболистов.
«Создавать профессиональный клуб нужно только чтобы показать: бывает по-другому!»
– Вы не хотите создавать профессиональную команду как раз, чтобы еще глубже не нырять в скрытые нюансы?
– Может быть, создать такую и стоило бы, но сейчас не время этим заниматься. Следует понять, насколько мы к этому готовы. Нужна материальная база. Пока есть стадион, манеж. Стоит подумать, прежде чем ставить более сложные задачи – для чего именно нам участие во Второй лиге? Чтобы распродавать команду из сезона в сезон? Для Концерна это точно не основная деятельность. Пока развиваемся поступательно, появляются футболисты для команд мастеров. Пусть даже для той же Второй лиги, не важно. Все будет дальше зависеть от них. Мы же продолжаем поддерживать детско-юношеский футбол, причем есть даже специальный фонд, куда мы с партнерами и коллегами скидываемся из собственных зарплат, чтобы закрывать иногда возникающий дефицит бюджета. Это идет от души, и это видят дети и родители, мы ценим друг друга. А Вторая лига для чего? Чтобы сталкиваться со всей этой системой? Нам там будет сложно.
– Можно же и во Второй лиге показать, что бывает по-другому. Особенно если речь идет о Концерне, важном для всей страны...
– Согласен, это было бы интересно. Создать клуб, где футболиста не матерят, не унижают, а он, в свою очередь – профессионал, стремящийся расти и разбирать свою игру на детали. Но пока интереснее улучшить материальную базу, чтобы расширить возможности для тренировок детей и юношей, которые считают клуб своим домом, могут прийти с любыми своими проблемами. Случись что – мы помогаем. Нужна операция, а у родителей нет денег – собираем деньги.
– Вы упомянули о взаимоотношениях с общеобразовательной школой. Для вас важно, чтобы воспитанники клуба не забывали об учебе?
– У нас, как мне видится, хороший контакт и с ребятами, и с родителями. Есть связь, которая работает. Сказать, что все всегда идеально, было бы неправдой. Но поскольку мы не заточены под непременное достижение спортивного результата, как, например, академия «Краснодара», то нет необходимости и цепляться за людей со скверными человеческими качествами. Нашему обществу, которое мы создавали с таким трудом, не нужна эрозия. Ведь появится червоточина – конец и яблочку... Поэтому общаемся и с учителями, и с директором школы, так что возможность контролировать ситуацию имеется.
«Наши сотрудники перестают болеть за «Спартак»
– А тренеры все поддерживают такой путь? Они ведь наверняка хотят результат, кто-то, может, и любой ценой...
– У нас результат – научить юношу играть в футбол. И кто этого не понимает, тот здесь не работает. Никто не будет «душить», если проиграли «Краснодару». Работайте, тренируйте, у вас есть хорошие условия, в том числе зарплаты. И если вы придерживаетесь правил поведения, методике работы с детьми, уважаете клуб и соперников – по результатам претензий не будет. Например, сейчас у 2009-го года какой-то кризис, идут в своем возрасте ЮФЛ в конце. Но мы-то кайф получаем от этого участия!
Смотришь иногда на тренеров соперников – кулаки сжаты, желваки ходят. Нервничает человек. На предпоследнем Кубке Льва Бурчалкина тренер «Краснодара» сорвался на судью. Проявил агрессию на международном турнире. Я удивился, а мне говорят: «Боится, что его уволят! Вот и теряет контроль над собой».
– Вы когда-нибудь вмешиваетесь в работу тренеров?
– Практически никогда. Ни в работу тренеров, ни в работу руководства. Иногда могу написать что-то, похвалить. Посмотрел последние матчи на выезде, опять же, на смартфоне, написал: «Получил большое удовольствие от
футбола!». Я ведь искренне написал, потому что такую радость от игры не получаю зачастую, и смотря матчи РПЛ.
– Несмотря на все старания РФС, пока что сложно обеспечить весь юношеский футбол страны современными технологиями, связанными с физиологией, восстановлением, предупреждением травм или индивидуальным развитием игроков. Нет ли в планах «Алмаз – Антея» вывести футбольную науку на новый уровень?
– Что можем, то делаем, но такие вещи обходятся достаточно недешево. Пока что исходим из собственного детского опыта: я, например, без преувеличения спал с мячом в обнимку. И каждую свободную минуту играл в футбол. И ребята наши в первую очередь могут отталкиваться от своего желания в него играть. Оставайся после тренировки, совершенствуй
мастерство. Можно пойти в тренажерный зал, в бассейн. Никто не выгонит, все в вашем распоряжении. И тренеры наши все больше ориентированы на индивидуальную работу, чтобы «вытягивать» футболистов. Все ли этим пользуются? Я бы не сказал. Хотя среди ребят 2011 года уже больше таких, кто без конца с мячом. Если ты поставил себе цель стать профессионалом – к ней нужно идти только так. И если парень способен обыграть полкоманды, наверное, не так важно, висит на нем какой-то прибор, или нет. И никто, ничто не поможет тебе стать принципиально лучше, кроме тебя самого.
Технологии, искусственный интеллект могут поспособствовать развитию, но это не то, что решает, если у тебя нет желания совершенствоваться.
– У «Алмаз -Антея» уже появились свои традиции?
– Да. Мы ощущаем себя заводской командой, за которой стоит 12 тысяч сотрудников, а еще шире, как я уже говорил – огромный Концерн. Удивительно слышать, когда с другого конца страны мне после старта в федеральной ЮФЛ звонит руководитель и говорит: «Я впервые в жизни не болел за «Спартак», болел в ЮФЛ за наших, за «Алмаз-Антей»!Представляешь?!». Я еще как представляю. Ведь когда начали играть с «Зенитом», тоже не болел за «Зенит», хотя поддерживаю его с шести лет.
Справка
В сезоне 2024 года команды ФК «Алмаз-Антей» выступают в городских, региональных и российских соревнованиях.
В марте команды 2009, 2008 и 2007 годов рождения стартовали в федеральной Юношеской футбольной лиге. В этом году «Алмаз-Антей» стал дебютантом элитного всероссийского соревнования среди юношей, пройдя процедуру лицензирования. Клуб получил статусы «Футбольная школа 2 категории» и «Региональный центр РФС», что позволило войти в число 18 лучших клубов России. В первом же туре на выезде все три возраста «Алмаз-Антея» обыграли ЦСКА.
Регулярно игроки «Алмаз-Антея» попадают в список лучших игроков тура, символические сборные, рейтинги бомбардиров, ассистентов и вратарей. Вратарь Константин Захаров (2007) несколько раз признавался лучшим голкипером тура, Александр Орищенко (2009) также признавался лучшим голкипером. Дмитрий Парусов и Степан Шевченко (2007) входят в пятерку лучших ассистентов.
Домашние матчи команд в ЮФЛ всегда сопровождаются интересной программой, конкурсами, розыгрышами и интерактивом для болельщиков, регулярно приглашаются и сотрудники Обуховского завода.
У команд есть и свои традиции. Например, команда 2009 г.р. перед стартовым свистком в матче аплодирует вместе со своими болельщиками. Команда 2007 г.р. всегда делает победные фотографии на фоне трибун со своими болельщиками, даже если на выезд приехал всего один человек.