Когда-то была такая долгая международная традиция называть литературные произведения именами и фамилиями главных героев: «Евгений Онегин», «Дэвид Копперфильд», «Калеб Уильямс»…, как будто эти имена еще до прочтения книг что-то говорили сами по себе. Сегодня мне хочется использовать этот незамысловатый прием для своей колонки, потому что для поклонников бокса имя пуэрториканца Мигеля Котто в каком-то смысле как раз говорит само за себя.
Когда-то он предпочитал более полный вариант своего имени, Мигель Анхель Котто, и тогда боксерские аналитики провозглашали его звездой. Не за имя, конечно. А за что? Наверное, они сами бы затруднились ответить на этот вопрос. Ну, да, боксер хороший. Вне всяких сомнений, будет чемпионом мира. Но звездой? Тогда мне казалось, что они чего-то не понимали. Сегодня чаще кажется, что чего-то не понимал как раз я.
В начале 2000-х был какой-то дефицит на юные таланты, и таковыми объявили многих молодых бойцов, которые в большинстве своем надежд не оправдали. Среди таких боксеров, авансом провозглашенных, если не звездами, то очень яркими лампочками, был и Мигель Анхель Котто. Свой первый титул, по версии WBO в категории до 63,5 кг, он завоевал в 2004 году, когда ему было двадцать четыре года, победил вполне заурядного бойца, ныне прочно забытого бразильца Келсона Пинто. Титул этот перед их боем был вакантным, и создавалось отчетливое впечатление, что кто-то очень хотел сделать Котто чемпионом, раз ему подобрали подобного соперника.
Потом Котто победил нескольких достаточно сильных противников и как будто упрочил свое положение, но все равно раздававшиеся из ложи прессы крики одобрения казались чрезмерными. Не исправила эти ощущения и победа над Забом Джудой в 2007 году. Джуда тогда переживал период острой нестабильности и проигрывал иной раз бои, которые должен был бы легко выиграть. В том же году Котто победил Шейна Мосли. Этот поединок был абсолютно равным, и Котто, вполне возможно, «вытянули» за молодость и перспективность, которую не уставали в нем находить.
А потом пошли проигрыши. В 2008 году Котто проиграл нокаутом в 11 раунде сильно бьющему мексиканцу Антонио Маргарито, которому отдал принадлежавший ему до того титул WBA в категории до 66,7 кг. Правда, уже перед следующим боем Маргарито, с Шейном Мосли, обнаружилось, что честный Антонио что-то подкладывал в перчатки, что усиливало удар.
В 2009 году Котто завоевал титул WBO в категории до 66,7 кг, но через несколько месяцев проиграл его нокаутом в 12 раунде Мэнни Пакиао. О том, что Пакиао что-то стимулирующее подкладывали в пищу, а еще вероятнее подкалывали в задницу, тогда уже говорили достаточно настойчиво, но доказано ничего никогда не было, и это поражение плохо сказалось на репутации Котто. Во всяком случае, из звезд его разжаловали. Так, бывает, мужик устает ждать, когда же его жена станет красавицей, и разводится с ней. И бесполезно спрашивать, куда он раньше смотрел. Или женщина вдруг понимает, что так всю жизнь и будет слушать от мужа, что все кругом козлы, а нормальных денег в дом он так никогда и не принесет, и уходит от него.
Не очень помогла и победа нокаутом в 9 раунде в матче-реванше над Антонио Маргарито, у которого на этот раз в перчатках, совершенно точно, ничего не было, но и от былой репутации осталось только воспоминание. То, что Котто в этом бою завоевал титул суперчемпиона WBA в категории до 69,9 кг, волновало, главным образом, любителей статистики. Котто исправно побеждал тех, кого должен был побеждать, но самым сильным упорно проигрывал. В 2012 году проиграл он и Флойду Мейуэзеру, что никому не стыдно, но затем уступил неплохому, но не более того, боксеру Остину Трауту, и на Котто по большому счету поставили крест.
И тут началось самое интересное. 7 июня 2014 года Котто разорвал в клочья аргентинца Серхио Габриэля Мартинеса, который не только владел титулом WBC в категории до 72,6 кг, но и считался тогда (по-моему, уже не вполне заслуженно) лучшим бойцом в этом весе. Буквально растерзанный Мартинес не вышел на десятый раунд. Да, аргентинец уже катился под гору, но нельзя было отрицать, что мы увидели совершенно нового Котто в этом бою. Он великолепно чувствовал дистанцию и прекрасно контролировал агрессию, которую периодически спускал с цепи, как собаку, а потом сажал на цепь обратно до следующего подходящего случая. На мой взгляд, только в этом бою Котто впервые выглядел настоящей звездой, что тут же все согласились признать, потому что всегда его любили.
Почему любили? За своеобразную харизму. Котто чем-то напоминает моего любимого героя товарища Сухова из «Белого солнца пустыни». Такой же флегматично-смелый, насквозь надежный и положительный. Много раз, садясь смотреть его бои, что называется, «по службе», я замечал, что начинаю всерьез за него болеть.
Видимо, тот бой здорово измотал Котто психологически, и в следующий раз он вышел на ринг только через год без одного дня, 6 июня, то есть в прошедшую субботу. Противник для подтверждения звездного статуса у него был самый неподходящий, как многие считали, — экс-чемпион мира австралиец Дэниел Гил. Нет, никто не думал, что Гил может выиграть. К тому же год назад он проиграл Геннадию Головкину нокаутом в третьем раунде. Однако Гена бьет, как тяжеловес, а Котто и средневес-то ненастоящий. Для боя с Гилом оговорили особый весовой лимит, до 157 фунтов (71,2 кг), но Котто на взвешивании и этот вес далеко не показал, а Гил за сутки перед боем наел несколько хороших крепких килограммов. Кроме того, австралиец — боец до жути неудобный. Единственное, чего он боялся, так это удара, как у Головкина, но от «раздутого» маленького полусредневеса Котто ничего подобного не ожидали. Как выяснилось, зря.
Котто в этом бою был точно таким, как и в поединке с Мартинесом. Легкий на ногах, прекрасно чувствующий дистанцию, острый, бьющий, серийный. Гил просто не понимал, что ему с этим парнем делать и выглядел каким-то неуклюжим и неловким, как машина, собранная из плохо подогнанных друг к другу запчастей.
Котто периодически врывался на ударную дистанцию, проводил серию в голову или по корпусу, и отлетал от Гила. Тот в ответ все больше махал граблями, как пугало на ветру. Только в конце третьего раунда ему удалось нанести несколько результативных ударов, за которые Котто мгновенно рассчитался.
А потом наступил конец. В четвертом раунде чуть осмелевший, а точнее просто привыкнувший к тому, что его бьют, Гил попытался провести правый апперкот, и тут же Котто обрушил на него левый боковой, от которого австралиец упал, как подрубленный под корень эвкалипт. В сущности, это был нокаут, но Гил встал до того, как рефери закончил счет, и, будучи настоящим мужиком, показал, что готов к бою. Однако Котто тут же налетел на него, как лев на антилопу, и забил. Последним ударом, после которого Гил упал, был правый в лоб. Тут уже и рефери понял, что с него хватит, и остановил поединок.
Ну, а звезда Котто зажглась окончательно. На это понадобилось куда больше времени, чем когда-то казалось, но это случилось. Как сказал бы Маяковский, наверное, потому, что это было кому-то нужно.