«Поезд прибыл на конечную станцию “Приморская“» — пройдет меньше трех лет, и мы больше не услышим это объявление в метро. Не пугайтесь, никто «Приморскую» не закрывает. Просто она перестанет быть конечной на «зеленой» ветке. Двери закроются, и поезд повезет пассажиров метро дальше: сначала на «Новокрестовскую», а потом на «Беговую». Вот жители Приморского района обрадуются! «Новокрестовская» тоже должна понравиться горожанам. Особенно тем из них, кто ходит на «Зенит» и собирается посетить матчи футбольного чемпионата мира. Ведь от «Новокрестовской», которую обещают открыть 1 июня 2018 года, рукой подать до новой арены на Крестовском острове. По планам городского правительства именно метро станет основным средством доставки зрителей к новому стадиону.
«Новокрестовская» нужна для остановки
Петербург не удивишь строительством метро возле спортивной арены. В сентябре 1997-го заработала «Спортивная», чье название обязано близости двух крупных спортивных объектов: стадиона «Петровский», домашнего для «Зенита», и Дворца спорта «Юбилейный», где в следующем году пройдут матчи хоккейного чемпионата мира.
Что касается Ледового дворца, то он появился на 15 лет позже станции метро «Проспект Большевиков». Причем их соседство оказалось во многом случайным. В Невском районе было «пятно», которое хотели отдать под какой-то научно-исследовательский институт, но потом от этой идеи отказались, а организаторы хоккейного чемпионата мира — 2000 быстро подсуетились и заняли свободное место. Сейчас все восторгаются постоянными аншлагами в Ледовом на матчах СКА. Несомненно, близость метро здесь тоже сказывается. К тому же «Проспект Большевиков» не закрывают сразу после хоккейных матчей.
Конечно, мне могут возразить, что аудитория футбольных матчей гораздо больше. На хоккее в Ледовом 12 500 — это максимум. Игры «Зенита» на «Петровском» не собирают меньше 16 тысяч. Когда он переедет на Крестовский остров, число его болельщиков только вырастет. Вряд ли на топ-матчи с участием «Спартака» и ЦСКА соберется меньше 50 тысяч. Что уж тогда говорить про чемпионат мира по футболу, который впервые доверили России?! Петербург получил семь матчей, включая три игры плей-офф. И нет никаких сомнений, что на них 67-тысячная арена будет забита под завязку!
Ехать на футбол на машине не все рискнут, здесь и придет на помощь метро. Кто захочет прогуляться по Приморскому парку Победы, может доехать до станции «Крестовский остров». Кому надо вылезти из-под земли прямо у стадиона — пожалуйста, для вас заработает «Новокрестовская». Особенно она будет востребована у иностранцев, чтобы не заблудиться по пути к стадиону.
После матчей «Новокрестовская» скорее всего будет закрыта, иначе праздник футбола закончится увечьями в массовой давке. Уже даже раздаются мнения скептиков: «Зачем нужна эта станция метро, если после чемпионата мира она не будет востребована? Два раза в месяц привезут людей на футбол. А дальше что?»
— «Новокрестовская» будет промежуточной станцией между «Приморской» и «Беговой» и необходима в технологических целях как остановочная. Эта станция появилась бы в любом случае, — объяснила корреспонденту «Спорта День за Днем» пресс-атташе метрополитена Санкт-Петербурга Юлия Шавель.
Намыли 16,6 гектара
Неделю назад контракт на строительство перегона «Приморская» — «Новокрестовская» — «Беговая» достался «Метрострою», который уже подготовил стартовый котлован на Туристской улице и ряд вспомогательных шахт. Положительное заключение экспертизы на этот участок работы было получено еще осенью 2014 года.
Ожидается, на новом участке пути метро будут проезжать 29 пар поездов и 761 тысяча пассажиров в сутки. К этим цифрам можно относиться по-разному, но уже очевидно, что новый путепровод метро разгрузит другие ветки. Например, с Васильевского острова больше не придется ехать в Приморский район, используя несколько пересадок.
Главная особенность «Новокрестовской» — в Петербурге раньше никогда не строили метро на искусственном участке земли. Работы по созданию намывной территории уже фактически завершены. Все сроки соблюдены. На Крестовском острове появились еще 16,6 гектара, на которых разместятся вестибюль новой станции метро, парковки, необходимые тротуары, зеленая зона для прогулок петербуржцев и гостей города и яхт-клуб.
Теперь за дело возьмутся специалисты «Метростроя». Первым делом они укрепят грунт на месте будущего котлована, а уже потом приступят к строительству по проекту, который разработали в петербургском институте «Ленметрогипротранс». Кстати, конкурентов у него не нашлось. Московская компания «Метрогипротранс», принявшая участие в нескольких тендерах на проектирование питерского метрополитена, на этот раз не проявила интереса.
Вестибюля не будет
Скорее всего «Метрострой» начнет строительство в 2016 году. Горнопроходческий комплекс «Надежда», который ранее использовали при прокладке Фрунзенского радиуса, начнет рыть на месте «Беговой», затем пройдет через будущую «Новокрестовскую» и завершит свой путь у «Приморской». Но все это, положа руку на сердце, интересует только специалистов. Всем остальным гораздо любопытнее, как будет выглядеть «Новокрестовская».
Госзаказчиком станции выступает Комитет по транспортной инфраструктуре Санкт-Петербурга. Чиновники хотят увидеть на ее месте трехэтажное сооружение, полностью погруженное под землю. Верхний этаж обустроят под вестибюль, а нижний — под станцию с боковыми платформами для посадки пассажиров в поезда. Наземного вестибюля, как мы привыкли в метро, здесь не будет. Холл «Новокрестовской» будет выполнен в форме полукруга, как навес над входом в стадион, а на крыше появятся мачты, похожие на пилоны арены. Пропускная способность составит приблизительно 30 тысяч человек в час. На «Новокрестовской» будет два наклонных хода с четырьмя подъемниками в каждом. Для сравнения: на «Спортивной», которая примыкает к стадиону «Петровский», только один наклонный ход с тремя эскалаторами. С другой стороны, вместимость старого и нового стадионов «Зенита» тоже существенно отличается.
Как мы уже говорили, «Новокрестовскую» откроют 1 июня 2018 года. Первый матч чемпионата мира в Петербурге пройдет 15 июня. Какая бы у него ни была афиша, аншлаг точно обеспечен, а значит, «Новокрестовская» пройдет первую серьезную проверку. Если та окажется удачной, это станет лучшей рекламой для новой станции метро.