• Массимо Каррера: Предпочитаю либо болеть, либо тренировать. Но не комментировать

    Прощальное выступление бывшего главного тренера «Спартака»

    24.10.18 21:31

    Массимо Каррера: Предпочитаю либо болеть, либо тренировать. Но не комментировать - фото

    Фото: РИА «Новости»

    Через два дня после отставки с поста главного тренера московского «Спартака» итальянский специалист дал большую пресс-конференцию в информационном агентстве «Россия сегодня».

    Всегда отдавал работе все сердце

    — Спасибо моему другу и агенту Марко Трабукки, который организовал эту пресс-конференцию, — начал Каррера. — Два с половиной года в «Спартаке» были замечательным временем. Команда 16 лет не выигрывала чемпионский титул, а я привел ее к победе, и этот успех навсегда будет в моей душе. Очень рад, что доставил столько положительных эмоций болельщикам. Мы выиграли Суперкубок, который до этого «Спартаку» никак не давался. Считаю итог своей работы в клубе позитивным. Конечно, бывали взлеты и падения, но, кстати, мы и сейчас в турнирной таблице всего в одном очке от второго места.

    Благодарен президенту клуба Леониду Федуну, который поверил в меня и дал мне возможность работать с такой командой, как «Спартак». Это был мой первый опыт самостоятельной работы, и я также благодарен всем сотрудникам клуба, вице-президенту Измайлову, моей семье, детям, то есть моим игрокам. Они дали все, что могли дать. Было приятно поужинать с ними накануне, это была отличная встреча. Футболисты «Спартака» все это время способствовали моему профессиональному росту, и я им многим обязан. Какими-то личными качествами поделился и я с ними. Я всегда всех любил, независимо от того, чем они занимаются. И я не стыжусь, что любил тех людей, которые оказались лживыми. Наверное, им следует стыдиться, но это не моя проблема. Желаю моим игрокам выиграть много трофеев в составе «Спартака» или какого-то другого клуба.

    Я благодарю весь персонал, особая благодарность тренеру вратарей Джанлуке Риомми. Я стал тренером «Спартака» потому, что все они поверили в меня. Благодарю сотрудников базы в Тарасовке, я чувствовал там себя как дома. Меня баловали там, я никогда не чувствовал себя в одиночестве. Мои благодарности нашему главному болельщику — Вагиту Алекперову. Благодаря его поддержке «Спартак» будет побеждать дальше. Желаю ему успехов.

    Спасибо болельщикам «Спартака», представителям «Фратрии», было бы приятно обнять каждого из них и как-нибудь отпраздновать наши победы. Да, мы расстаемся, но меня можно назвать долгожителем среди тренеров красно-белых, и в этом есть их заслуга. Болельщикам других клубов, которые здорово принимали меня, фотографировались, тоже хочу сказать большое спасибо. Этому нужно поучиться болельщикам из других стран. И, пользуясь случаем, хочу выразить слова поддержки болельщикам ЦСКА, пострадавшим накануне в Риме.

     

    — Кто был инициатором этой встречи: вы, клуб или «РИА Новости»?
    — Никакого секрета нет: я действительно хотел выступить перед журналистами и публично всех поблагодарить. Уверен, что нужно было встретиться не с представителями двух-трех ведущих изданий, а со всеми журналистами сразу.

    — Как относитесь к акции поддержки со стороны «Фратрии», которая жестко высказала свою позицию в отношении вас руководству «Спартака»?
    — Мне очень приятно, что меня уважают болельщики. Я всегда отдавал все сердце работе, делал все для команды. Всегда работал в интересах «Спартака», ни в коем случае не против. Надеюсь, своим эмоциями я оплатил хотя бы частично их поддержку. Всегда стараюсь быть самим собой и оставить хорошую память о себе, где бы я ни работал.

    Нормально, что дочери защищают своего папу

    — Ощущали ли в последний месяц поддержку со стороны руководства клуба?
    — Поддержка всегда была. Но результат — это основной показатель работы любого тренера. И когда президент клуба недоволен результатами, у него есть право принять решение, которое, на его взгляд, принесет пользу команде. Так в жизни всегда бывает: результат — основной показатель.

    — Есть ли другие причины расставания со «Спартаком», кроме спортивных?
    — Нет, только спортивные. Нельзя годами долдонить, что ты выиграл чемпионат и Суперкубок. Но если есть другие причины, то о них надо спрашивать не у меня. В прошлом сезоне мы могли выиграть Кубок, занять второе место в чемпионате. Но по ряду причин не смогли этого сделать. Может быть, виноват я, и если бы не я, то такого не произошло бы. В клубе, видимо, считают последние результаты «Спартака» недостаточно хорошими.

    — Обратили ли внимание на то, как клуб простился с вами, разместив в новости о вашем уходе фотографию стадиона «Открытие Арены»?
    — Нет, но, может быть, я так плохо выглядел на фото, что они решили разместить фотографию стадиона (улыбается).

    — Как вы расстались с Денисом Глушаковым, которого в свое время отстранили от работы с основным составом и которого накануне не было на вашем прощальном обеде с командой? Что вообще между вами произошло?
    — Спасибо за вопрос — наконец-то в последний раз выскажусь по этой теме. У меня никогда не было ни с кем проблем, в том числе и с капитаном — будем его так называть. В свое время я способствовал продлению его контракта со «Спартаком». Если потом наши отношения ухудшились, это произошло не из-за меня. Его отстранение из первой команды не связано с моим личным отношением и с его лайками в Инстаграме. Были другие вещи, много вещей, о которых я знал. Но я — не змея, и все эти вещи унесу с собой. Для меня вся эта история будет уроком.

    Лучший тренер, которого потерял «Спартак». И это не Массимо Каррера

    — Тем не менее, Андрею Ещенко, который тоже был отстранен от работы с «основой» вместе с Глушаковым, вы оставили теплое послание в Инстаграме. Почему?
    — Мне действительно жаль, что все так произошло. Лайк, который они поставили в Инстаграме, был не очень корректным. Но я в большей степени обиделся на капитана, а не на Ещенко.

    — Что сказали дочери, которая в соцсетях вступила в полемику с Глушаковым?
    — Франческа и Мартина — мои дочери, и если они защищают папу — это нормально. И потом в этих постах ведь не было ничего оскорбительного, присутствовал даже юмор.

    — Где вы так хорошо научились русскому языку? Ведь в соцсетях накануне вы отвечали каждому из игроков «Спартака» именно по-русски.
    — Я начинал учить язык, но он очень сложный, и было тяжело. Есть гугл-переводчик, он мне помогал.

    — Может назвать ваш самый лучший матч во главе «Спартака» и самый худший?
    — Помню только лучший, худшие забыл. Канонический матч — конечно, с «Севильей». Это был волшебный вечер для всех, в том числе для болельщиков. Что касается поражения, то это «Ливерпуль». Это были два противоположных состояния.

    — Вы чему-нибудь научились у российских коллег за эти два с половиной года?
    — Конечно. Я нахожусь только в начале самостоятельной работы, поэтому постоянно учусь, узнаю что-то новое. Можно сказать, я являюсь свидетелем мощного роста российских команд, как клубных, так и сборной, что доказывает и недавний чемпионат мира. Команды научились играть в разных стилях, возрастают скорости на поле. Даже если ваш чемпионат не так сильно раскручен, здесь есть игроки, которые заслуживают большего внимания в Европе.

    Пожелаю Рианчо ни пуха, ни пера

    — Что можете ответить болельщикам, которые заявляют, что не хотят ходить на стадион, потому что вас уволили?
    — Если вы болеете за «Спартак», то должны идти на стадион! Игроки и тренеры приходят, а «Спартак» остается. Этот клуб должен быть у вас в сердце, поэтому нужно ходить на стадион и поддерживать свою любимую команду.

    — Вице-президент «Спартака» Наиль Измайлов приглашал вас попрощаться с болельщиками. Что вы на это ответили?
    — Да, Измайлов предложил мне это в понедельник, когда был расторгнут контракт со «Спартаком». Но дело в том, что я уже принадлежу к прошлому «Спартака» и теперь не хочу мешать его настоящему. Конечно, мне хотелось бы еще раз увидеть и почувствовать любовь болельщиков. Но поймите меня правильно, я не хочу мешать новому тренеру.

    — Может, хотели бы на Красной площади встретиться с болельщиками?
    — Спасибо за предложение, я подумаю. Это было бы здорово!

    Массимо Каррера: Все останутся, а я уйду

    — Ваш помощник и сменщик в «Спартаке» Рауль Рианчо может стать таким же любимчиком болельщиков, как и вы?
    — Тренеров любят не за то, что они брюнеты, блондины или у них голубые глаза. Все определяет результат. Если «Спартак» при новом тренере будет добиваться побед, то болельщики, конечно же, будут с уважением относиться к наставнику команды.

    — Что порекомендуете своему сменщику на посту главного тренера «Спартака»?
    — Пожелаю ему ни пуха, ни пера. Больше мне нечего сказать.

    — Что бы вы порекомендовали другим иностранным специалистам, которые приезжают работать в Россию?
    — Ну, это я вам не скажу, потому что в таком случае у меня работу уведут (улыбается). На самом деле важно понимать, что ты попадаешь в другую культуру, будешь работать с людьми с совсем иным менталитетом. Разумеется, все это нужно учитывать и уметь находить верные решения.

    — Есть ли шанс у спартаковской молодежи заиграть в Европе?
    — Требуется определенное время. Есть правило: если ты хочешь, чтобы молодежь росла, надо иметь терпение, чтобы дождаться результата. Надо иметь мужество подождать и защищать эту молодежь. Я горжусь тем, что дал возможность четырем ребятам из спартаковской академии дебютировать в главной команде «Спартака». Причем как в чемпионате, так и в еврокубках. Возможно, это самое важное, что может сделать тренер, — верить в молодежь, которая этого заслуживает. Думаю, что этих ребят ждет большое будущее.

    — Руководство «Спартака» с вами полностью рассчиталось?
    — Да, я разорвал контракт, поэтому полностью свободен и открыт для предложений. Могу хоть завтра начинать работать с новой командой.

    — Были ли у вас в России журналисты-снайперы, которые стреляют в спину?
    — Они были, есть и будут. Такое случается не только в футболе — в политике, да где угодно. Таковы правила игры, и если ты играешь, то должен принять эти правила. Если о тебе говорят, значит, ты что-то из себя представляешь, ты этого заслуживаешь.

    Если захотите вспомнить обо мне, приготовьте спагетти алла карбонара

    — В Москве итальянцы оставили серьезный культурный след. Скажем, архитекторы с Апеннин строили Кремль. Какой памятник в российской столице вам запомнился больше всего? И какое итальянское блюдо болельщикам приготовить лучше всего, чтобы вспомнить вас?
    — Блюд можно приготовить очень много, но особое — спагетти алла карбонара. Что касается памятника, их в Москве множество. Это очень красивый город. Каждый день можно найти столько всего интересного! Постоянно что-то открываешь: новые улицы, новые районы. Даже если не вернусь в Россию в качестве тренера, обязательно приеду сюда туристом.

    — Герой романа Джованьоли, именем которого назван московский клуб, соответствует образу футбольного «Спартака»?
    — Да, ведь Спартак — это действительно рыцарь, боец, как мои футболисты.

    — С каким итальянским клубом вы могли бы сравнить «Спартак»?
    — Наверное, можно было бы сравнить с «Ювентусом», у которого тоже множество выигранных скудетто и такие же преданные болельщики.

    — Есть ли у «Спартака» будущее с Федуном?
    — У меня всегда были хорошие отношения с Федуном. И я постоянно буду благодарить его за возможность работать со «Спартаком». Не знаю, как было до меня в «Спартаке» и как будет после, но я могу сказать только спасибо президенту клуба. Он сначала поверил в меня как помощника Аленичева, а затем и как главного тренера.

    — Знаете ли вы такого болельщика «Спартака» — Дмитрия Назарова? Что хотели бы ему сказать?
    — У меня, к сожалению, не было чести его знать. Но если за ним следят в соцсетях, значит, он известен и интересен болельщикам. Но то, что он публикует в Инстаграме, не моя проблема, и это меня не интересует.

    «A tutti! Avanti! Massimo Carrera!» Итальянец уходит из «Спартака» победителем?

    — Ваши планы на будущее? Хотели бы остаться работать в России? Может, возглавите тульский «Арсенал», где, говорят, скоро освободится место главного тренера?
    — До 7-8 ноября я пробуду здесь. Буду наслаждаться городом, расслабляться. Потом возьму небольшой отпуск, чтобы сбросить накопившийся психологический груз. Ведь два с половиной года получились очень напряженными. Быть тренером — это постоянный стресс. Даже когда спишь, не перестаешь думать: как сыграть, как поступить, правильно ли я сделал те или иные вещи. А вот после отпуска уже посмотрим. Если у какой-либо команды появится намерение привлечь меня к работе, я обязательно рассмотрю предложение. В том числе и из России, почему нет?

    — Готовы ли вы сейчас стать футбольным аналитиком и вести собственную колонку в каком-нибудь издании?
    — Нет, этого никогда не произойдет. Мне слишком нравится эмоционально смотреть футбол, а не анализировать его. Судить о других тренерах и игроках — это не по мне. Предпочитаю либо болеть, либо тренировать. Но никак не комментировать.

    — Если через несколько лет вас снова позовут в Россию, поедете?
    — Мой дом в Бергамо, туда я вернусь через пару недель, но и в России мне было очень комфортно, разве что в еде не хватало итальянского. Сами понимаете, итальянская кухня нравится мне больше. Но я всем рекомендую приехать в вашу страну, она — великая, а Москва — прекрасный город!

    — Надеемся, это была ваша не последняя пресс-конференция в России!
    — Я тоже надеюсь, что это не прощание. Благодарю за то, что терпели меня все два с половиной года. С тренером не всегда просто, это ненормальный, непростой народ. И если я действительно говорил что-то не так, прошу за это прощения.

    Москва

    Фото: РИА «Новости»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»