• Мания невеличия

    15.08.08 10:14

    Мания невеличия - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Вот и ушел Станислав Черчесов из «Спартака». И стоило ради этого отдавать в «Химки» Егора Титова?

    Я, честно говоря, ждал этого ухода. Не в том смысле, что предчувствовал неудачу Черчесова в «Спартаке» (тут большим оракулом быть не надо было – непонятно, во что играл «Спартак» при Черчесове), просто личность бывшего вратаря была уж больно несимпатичной.

    Мне просто трудно вспомнить тренера, который вызывал бы такие эмоции – раздражение вперемешку с недоумением. Были в нашем футболе Гамула, Овчинников, Найденов, тренеры, может, не самые умелые, но личности весьма симпатичные. Даже их отрицательные черты скрашивались какими-то особенностями характера, которые могли вызвать сочувствие или улыбку. Они делали футбольный мир более забавным.

    Были тренеры строгие, свирепые – Морозов, Бесков, Иванов – но кто, как говорится, бросит в них камень? Добились люди немалого на тренерском поприще.

    Черчесов же на это фоне выглядел просто дико. Человек вроде и не выиграл ничего как тренер, а ведет себя как гуру. Я понимаю, кавказский мужчина должен выглядеть достойно, но должна же быть какая-то скромность, воспитание. А если величие – то на чем-то основанное. Право человек должен иметь, как говорил Раскольников.

    Вот вчера я общался, будучи в Пекине, с олимпийскими чемпионами по греко-римской борьбе Манкиевым и Альбиевым, их «боссом» Михаилом Мамиашвили. Речь зашла о том, не испортят ли ребят призовые, полагающиеся за победу (600 тысяч евро)?

    - Посмотрите на эти парней, - сказал Мамиашвили, - разве их могут испортить деньги?

    Чемпионы скромно улыбались, молчали.

    Мне кажется, Черчесов просто не с того начал. Можно, как Юран, орать во время матча на судей матом, но потом, спустя время, анализировать свои эмоции и поведение. Можно, как Рахимов, отпускать сгоряча грубости, но при этом оставаться адекватным – для всех. Это все было понятно. Таковы люди спорта.

    Черчесов сочетал в себе дремучее тренерское мракобесие и удивительный апломб. Который не красит никакого мужчину, на какой горе тот бы ни родился. Его не хотелось ни о чем спрашивать, с ним не хотелось ни о чем говорить, за ним даже наблюдать нельзя было без приложения сверхусилий. Казалось, этот человек сейчас скажет всему миру: «Я – бог, а мир – говно». Не знаю, замечал ли он кого-нибудь вокруг? Может, это такое неудавшееся вратарское прошлое вырвалось наружу, чтобы разом затопить все вокруг своим закомплексованностью, нереализованностью, озлобленностью? Черчесов никогда не давал понять, что его кто-то (что-то бесит), но это всегда читалось на его лице. Можно было ощущать почти органически. Я не знаю, как можно работать с таким человеком, воспринимать что-то из того, что он говорит, требует. Ведь в каждом слове, в каждом жесте – унижение.

     

    Запомнился момент. Корреспондент (уже ко всему привыкший, видно, парень), в спешке пытается задать на бровке Черчесову вопрос, честно предупреждая его, тчо вопрос может оказаться неприятным. Черчесов снисходительно хлопает его по плечу: «Тогда не надо задавать друг… И уходит.

    - В эфире был главный тренер «Спартака» Станислав Черчесов, - улыбаясь закончил «включение» корреспондент.

    Вот именно, был.

    Я не знаю, вернется ли Станислав Черчесов в российский футбол. И в каком качестве. Я нарочно здесь не разбираю его тренерские способности, потому что до этого просто не сумел дойти в своем стремлении понять этого человека. Абсолютно все заслонила циклопическая гордыня этого человека. За ней просто ничего не было видно.

    Мне кажется, сейчас, когда уйдет Черчесов, наш футбол избавиться от какой-то напыщенности, чванства, самодовольства, самодурства. Да, Черчесов был всего лишь тренером одного клуба, но его «обаяние» разливалось не весь футбол. Да и клуб не последний – «Спартак».

    И еще хотел извиниться перед Станиславом Черчесов за все, что написал. Пусть даже это будет дешево, как считает экс-наставник «Спартака». Потому что давно, а, может, и никогда не доводилось посвящать статью исключительно плохим качествам одного человека.

    Хорошие у Черчесова тоже есть. Но он их почему-то прячет.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»