Команда Роберто Манчини одержала первую победу после трех подряд нулевых ничьих. Однако так ли хорошо играли сине-бело-голубые в Уфе? «Спорт День за Днем» разобрался в этом вопросе на основе данных InStat и WyScout.
Обляков мог все изменить
Как и против «Ростова», в стартовом составе «Зенита» вышли три центральных защитника. Против «Уфы» с ее активными флангами в лице Дмитрия Живоглядова и Бояна Йокича это был правильный выбор, так как выключить из игры желательно обоих. Погода внесла определенные коррективы в действия «Зенита». Команда максимально упростила игру, местами отдавая мяч сопернику, но быстро вступая в отбор. Это часто приносит успех «Зениту», дало плоды и на этот раз. Антон Заболотный провел свой лучший матч с точки зрения единоборств и действий в подыгрыше: 42 единоборства (21 выигранных) из которых 14 (12) на «втором этаже». В среднем у 26-летнего форварда в «Зените» 33 единоборства за 90 минут, но только 12 выигранных. Впрочем, не будем исключать, что удачная статистика связана с погодными условиями, нежели действительно с прогрессом Заболотного. До 35-й минуты, находясь под давлением «Зенита», «Уфа» толком и не выходила в атаки, не считая шального появления Ивана Облякова на углу вратарской, когда воспитанник СДЮСШОР «Зенит» пробил прямо в Андрея Лунева. Если бы мяч оказался в воротах, сценарий был бы совсем другим, ведь именно в первую треть встречи сине-бело-голубые сделали главное для достижения результата — забили два мяча.
График усредненных позиций игроков «Зенита»
Сказать, что голы пришли из не самых очевидных ситуаций — ничего не сказать, однако Манчини делал большую ставку на погодные условия, в отличие от Сергея Семака. В первые минуты «Зенит» установил высокую линию прессинга. Схема 5-3-2 зачастую походила на 4-4-2: Игорь Смольников то и дело уходил вперед, напрягая Бояна Йокича, Бранислав Иванович всегда был на подстраховке, даже на чужой половине поля, как будто исполняя роль чистого правого защитника. Миха Мевля и Доменико Кришито внимательно следили за действиями партнеров и старались не оставлять свободных зон, а Юрий Жирков из-за этого практически не уходил вперед, прикрывая левый фланг от возможного ускорения Живоглядова. Все это делало прессинг нападающих более эффективным. Не случайно Дриусси и Заболотный на двоих сделали 16 подборов и перехватов.
Такая активность заставляла уфимцев допускать ошибки и нарушать правила неподалеку от своей штрафной. Хватило всего двух таких фолов. После первого отличился Иванович, а после второго опасно бил выше ворот Заболотный — вполне мог быть третий гол.
Очередной плохой матч провел Матиас Краневиттер — вот кто хуже всех справился с погодными условиями. Активности от аргентинца, который должен был оставаться сзади всех, было мало. За весь матч Краневиттер выиграл лишь 4 единоборства из 13, а также выдал худший показатель передач — 29 пасов, из которых только 15 оказались точными (52% точности). Однако во избежание провалов в центре поля в помощь 24-летнему хавбеку был отряжен еще и Александр Ерохин, который редко уходил со своей позиции в атаку и нивелировал ошибки партнера. В результате, «Уфа» не провела через середину поля ни одной атаки за весь матч.
Живоглядов и Йокич выключились
Удивительно, но несмотря на тяжелые для комбинационной игры погодные условия, от заготовленного плана на матч Сергей Семак не отошел. Уфимцы старались держать мяч, минимизируя количество ошибок. Однако против тройки защитников у Дмитрия Сысуева было мало шансов — ко всем мячам зенитовцы успевали первыми. На изменения в игре Семак решился только после перерыва. Сысуев ушел, а Иван Пауревич в стиле Понтуса Вернблума отправился на острие атаки, что со стороны показалось правильным решением. Хорват намного лучше Сысуева открывался в штрафной и за 45 минут имел намного больше возможностей забить, чем партнер. Конечно, играя только через кроссы с флангов, использовать потенциал Сысуева сложно. Пауревич же и забил единственный мяч «Уфы». Продвижение мяча вперед осуществлялось исключительно флангами, но защитники «Зенита» все равно время от времени теряли позиции и неоднократно оставляли Пауревича одного. Известно, что хорват всегда грамотно выбирает позицию и поэтому часто забивает, но качественных созидателей, помимо крайних защитников, ему в команде не хватает.
Расстановка «Уфы» в первом и втором таймах
«Зенит» здорово осложнил жизнь Живоглядову и Йокичу. Семак предполагал такое развитие событий, поэтому к атакам активно подключались центральные защитники Джемал Табидзе и Ионуц Недельчару, который во втором тайме окончательно перешел из центра ближе к флангу. Новичок «Уфы» демонстрировал качественную работу с мячом и в концовке был очень полезен в навале в качестве флангового игрока. Веролюб Салатич тем временем контролировал середину поля. С единоборствами у него было не очень — из 24-х выиграно всего 5. Зато 32-летний швейцарец уверенно разводил мяч от фланга к флангу, набрав наибольшее количество передач (64 точных из 74). Выход Кэтэлина Карпа после перерыва позволил уфимцам лучше контролировать мяч. Отход «Зенита» к своим воротам только благоволил этому. «Уфа» начала раскатывать мяч в финальной трети поля, однако большой логики в этих действиях не было — через центр ничего не проходило, да уфимцы и не особенно пытались. Однако опасность так и витала вокруг ворот Андрея Лунева.
При определенных положительных игровых моментах и правильно выбранном плане на матч в сложных погодных условиях, «Зенит» едва не упустил победу из-за того, что не мог отодвинуть игру от своих ворот. Модель ожидаемых голов (xG) ярко показывает, что по моментам уфимцы наиграли на такое же количество забитых мячей, что и питерцы. Более того, хозяева даже слегка переиграли гостей за счет большего количества не самых очевидных голевых ситуаций. Забавно, что самый явный момент для взятия (0,6 xG) ворот не был реализован — Заболотный головой пробил выше цели.