Когда Ярослав Попович принимал предложение своего легендарного одноклубника по американской команде «РадиоШэк» Лэнса Армстронга прилететь в Лос-Анджелес на благотворительный марафон, в котором традиционно принимает участие семикратный победитель «Большой петли», украинец даже в самом страшном сне не представлял, чем обернется для него эта поездка в Америку. Сначала Ярославу пришлось выступить в качестве свидетеля в суде по делу Армстронга, а по возвращении в Европу у Поповича провели обыск в его итальянском доме. Как и почему один из лучших велогонщиков постсоветского пространства попал под подозрение, украинец без утайки поведал корреспонденту «Спорта».
— Ярослав, давайте вспомним в деталях ваши злоключения в Лос-Анджелесе.
— По той ситуации впору снимать фильмы. Лэнс пригласил меня на марафон. В программе поездки у нас значилось посещение веломагазина. Там собрались болельщики, мы организовали для них автограф-сессию. В какой-то момент меня позвал один человек. Я подумал: или журналист интервью хочет взять, или болельщик попросит сфотографироваться. Но когда мы с ним вышли из магазина, он начал меня отводить в сторону. Сказал ему, что дальше не пойду, потому что в магазине остались ребята из нашей команды.
— А человек вам, наверное, в ответ предъявил корочку агента ФБР?
— Почти. Он начал что-то рассказывать о следствии, которое ведется по делу Армстронга. Причем говорил об этом с применением такой терминологии, что я его не сразу понял. Но интуитивно почувствовал что-то недоброе. Агент спросил меня, где мы можем побеседовать. Я сказал: в гостинице после ужина. Повернулся и пошел в магазин к ребятам.
— Агент засеменил за вами вслед?
— Да, он старался держаться невдалеке. Затем мы с одноклубниками сели в машину и поехали в отель. Уже на первом светофоре на дорогу выбежал человек, попытался остановить машину. Водитель проехал дальше. Однако на втором светофоре поперек дороги уже стоял черный джип, откуда выбежали трое агентов ФБР. Подошли к нашему авто, попросили меня выйти. Отвели в сторону и вручили повестку в суд — в качестве свидетеля по делу Лэнса. Причем я должен был улетать в Европу через день, а заседание суда было намечено только через неделю. Пришлось «в принудительном порядке» остаться в Лос-Анджелесе.
— Какие вопросы вам задавали в суде?
— Расспрашивали 90 минут. Начиная от зарплаты и заканчивая вопросом, известно ли мне, принимал ли Армстронг запрещенные препараты. По большому счету спрашивали об одном и том же, только под разными углами.
— Когда возвращались на самолете в Европу, думали, что самое страшное осталось позади?
— Даже не подозревал, что у этой скверной истории будет продолжение. Сначала отправился в Монте-Карло — в Монако я с лета снимаю себе квартиру. Затем перед отъездом на Мальдивы заехал в Кваратто — там меня уже ждали карабинеры.
— На вас устроили засаду?
— Я целый день ездил, решал организационные вопросы. Вечером выехал на скоростную трассу, нажал на газ. Разогнался до 220 километров в час. Вот в этот момент меня и встретили карабинеры. Сначала подумал, что остановили из-за превышения скорости. Но затем оказалось, с подачи своих американских коллег. Некоторых карабинеров я узнал — видел их в течение дня. То есть они следили за мной.
— Сколько их было?
— Три машины. В каждой сидело по четыре человека. Они с ходу отобрали у меня мобильный телефон. Затем отвезли в участок. Там предъявили ордер на обыск в доме, попутно обыскав машину. И отправились ко мне. Обыск занял три с половиной часа. У меня конфисковали еще один мобильный телефон, два ноутбука и компьютер. Получилось, что остановили меня в восемь вечера, а в покое оставили только в полвторого ночи.
— Ноутбуки с компьютером и мобильные телефоны вам должны вернуть?
— Да, но по закону они могут их оставить у себя как какое-то вещественное доказательство, пока ведется следствие. Я не сомневаюсь, что обыск у меня дома был инициирован ФБР. Также не сомневаюсь, что даже сейчас нашу телефонную беседу прослушивают. Настроения такое положение дел, конечно, не прибавляет, но я стараюсь ко всему происходящему относиться философски. Уже начал подготовку к новому сезону.