В апреле и мае на сайте «Спорта День за Днем» выходят публикации о сильнейших футболистах, выступавших в чемпионате России (РПЛ) с 1992 по 2022 годы. Выбрать лучшего из них вы можете в специальном голосовании, которое проходит каждый день на сайте ведущей букмекерской компании «Лига Ставок». Футболиста, которого выберете вы, ждет особый приз по окончании сезона-2021/22.
Герой нашей сегодняшней публикации – Руслан Нигматуллин. Полукриминальный переход в «Спартак», игра в штанах и матч всей жизни против «Тироля» – в профайле «Спорта День за Днем». Не забудьте проголосовать за кумира на дружественном ресурсе.
У Руслана Нигматуллина не было ни великих выступлений на чемпионатах мира или Европы, ни двадцати лет карьеры в одном клубе, как у Игоря Акинфеева, ни харизмы Сергея «Босса» Овчинникова, с которым «Локомотив» завоевал два российских золота и играл в плей-офф Лиги чемпионов. По большому счету у Нигматуллина даже не было победы над топ-командой, как у Александра Филимонова над Францией летом 1999-го. Но Нигматуллин был и остается ни на кого не похожим вратарем, который в два своих лучших сезона творил то ли волшебство, то ли колдовство.
В списке 30 лучших он заслуживает быть как вратарь, действительно вытягивавший матчи в одиночку.
Для Нигматуллина все началось с волшебства. Он пришел в футбольную школу только в 13 лет, а в 16 отправился из родной Казани в Набережные Челны и зацепился за шанс в «КАМАЗе», который с образованием чемпионата России вошел в Высшую лигу, став главной на тот момент командой Республики Татарстан.
В том, что произошло с Нигматуллиным потом, смешались волшебство, фарс и немного криминала в стиле. О сюжете в стиле Эмира Кустурицы рассказал выступавший за «КАМАЗ» полузащитник Глеб Панферов.
«В середине сезона [1994] мы приехали на матч со «Спартаком», а они тогда всем отгружали по пять, по шесть. [Главный тренер «КАМАЗа»] Четверик понял, что шансов нет, и поставил Нигму, а тот вытащил все, что можно. Он сразу понравился Романцеву, его потянули в Москву, но наехали татарстанские авторитеты: «Ты куда собрался? Мы тебе голову отрежем». Кроме «Спартака», его хотело «Динамо», чей президент Николай Толстых спас Нигму, спрятав на базе в Новогорске: «Будешь здесь жить, пока все не уляжется». А в конце Нигма сказал: «Спасибо, Николай Александрович, я пошел в «Спартак». Толстых обалдел».
В «Спартаке» Нигматуллин пропустил несколько легких мячей, например, от Валентина Белькевича из киевского «Динамо» в финале Кубка Содружества, и ушел в «Локомотив». Команда Юрия Семина специализировалась на кубковых победах и долгое время не могла составить конкуренцию «Спартаку», но была самым прогрессирующим проектом в российском футболе 90-х.
С переходом Нигматуллина рост «Локомотива» ускорился. Три года подряд – в 1999-м, 2000-м и 2001-м команда становилась второй в чемпионате. Два сезона подряд – 1997/98 и 1998/99 – доходила до полуфинала Кубка Кубков. Игра в штанах (Руслан признавался, что ему это так было банально удобнее), нефутбольная худоба и прыжки под перекладину с задираниями ног едва ли не выше головы сделали его культовым вратарем.
После драмы Филимонова в отборочном матче Евро-2000 с Украиной Нигматуллин стал основным вратарем сборной России и в 2000 – 2001 годах вышел на свой пик.
На старте российского сезона-2000 Нигматуллин не пропускал 939 минут подряд. Он с полным правом сожалел о том, когда в 2017-м его рекорд побил Никита Медведев. Вместе с вратарем «Ростова» оборонялась практически вся команда, ему не приходилось, как Нигматуллину, отражать пенальти от лучшего футболиста страны в матче с командой-чемпионом на четвертой компенсированной минуте. За тот сейв от Тихонова в матче со «Спартаком» вратарь «Локомотива» получил 9,5 из 10 от «Спорт-Экспресса». Десятка ждала его в следующем сезоне.
В 2001-м Нигматуллин собрал настоящее комбо из индивидуальных трофеев: «Лучший вратарь», «Лучший футболист России», «Лучший спортсмен страны» и «Джентльмен года». Он практически в одиночку принес сборной России победу в Белграде над Югославией (ключевую для выхода в финальную часть ЧМ-2002), а «Локомотиву» – первый в истории выход в Лигу чемпионов.
Вводные данные были знакомыми. Австрийский «Тироль», проиграв «Локомотиву» квалификацию, нашел повод придраться к действиям судьи, который перепутал игроков и вместо второй желтой карточки Пименову показал первую – Маминову. Соперники «Локо» выбили из УЕФА переигровку на свою голову. Против одного маленького «Локомотива» как будто оказался целый враждебный Запад, и это сразу прибавило поклонников «железнодорожникам» по всей России.
А дальше в дело вступил Нигматуллин.
«Его кошачьими прыжками были вынуждены восхищаться чопорные австрийцы, заплатившие бешеные деньги за сезонный абонемент и рассчитывавшие увидеть живьем «Реал», «Милан», «Баварию» и им подобных. Они не понимали, откуда взялся этот худой, как спичка, непробиваемый русский вратарь, из-за которого им теперь придется смотреть Лигу чемпионов по телевизору», – написал о Нигматуллине сайт «Локо». Его игра была волшебством, а наложившееся на нее чувство победы справедливости над несправедливостью только усиливало впечатление.
За кого отдал бы свой голос сам Руслан Нигматуллин? Читайте здесь
Преждевременный срыв в итальянскую «Верону» привел к тому, что Нигматуллин за всю весну 2002-го провел всего один матч в Серии А, растерял форму перед чемпионатом мира и вылетел со сборной России уже на групповой стадии. Хуже того, выйти на прежний уровень ему больше не удалось ни разу за карьеру.
Тем не менее, последовавшие сразу за этим успехи «Локомотива» и сборной были бы невозможны без того подъема, который обе этих команды совершили с Нигматуллиным в воротах. Раскрутив «Локо» и сборную, Нигматуллин с полным правом мог позволить себе выбрать продолжение карьеры в Италии.
Пусть в итоге и не угадал.
Фото: EPA/VOSTOCK-Photo; соцсети Руслана Нигматуллина