Визуально он производит довольно странное впечатление. Судя по внешности, мог бы трудиться контролером в пригородной электричке, например. Или учителем младших классов. В крайнем случае – страховым агентом. Но он пошел другим путем. Если вы посмотрите на Сантоса Батисту Жуниора Моцарта внимательно и сумеете заглянуть ему в глаза, у вас не останется ни малейших сомнений: этот ботаник при первой же возможности войдет в голеностоп прямой ногой, наступит шипами на крестец и засадит локтем в солнечное сплетение. А при случае все эти процедуры еще и повторит.
Моцарта селекционная служба «Спартака» высмотрела в «Реджине», где бразилец к лету 2005 года стал носителем верховной игровой власти, проведя сезон-2004/05 в роли капитана команды (что само по себе показательно). Он играл почти без замен (35 матчей, 34 из них в «основе»), реализовал два пенальти, занял третье место среди всех футболистов серии А по точным передачам (1623, то есть 46 прямых адресов в среднем за игру), стал шестым по отобранным у соперника мячам (518, в среднем почти 15 за матч — роскошный показатель) и «построил» всех, кто выходил с ним на поле. А те, кто строиться не захотел, протирали трусы на лавке.
«Спартак» отдал за бразильца 6 миллионов евро. Хорошие деньги. На 20–25 процентов больше, чем предлагали «Фиорентина» и «Фенербахче». Эти средства почти на треть закрыли финансовую дыру, образовавшуюся к тому времени в бюджете «Реджины» (это, впрочем, хроническое состояние клуба, вполне соответствующее его традиционному месту в конце таблицы).
Характер
Бразильцы, конечно, все непростые, но Моцарт какой-то уж совсем особенный. Сегодня он ради команды вырвет из груди и сожжет прямо на поле свое сердце, а через неделю и бутсы шнуровать не станет. Один эпизод отработает так, что мурашки по коже, — и тут же потеряет все висты, выключившись из игры по совершенно непонятным причинам. Правда, половину этого сезона (ровно с того момента, когда «Спартак» возглавил Черчесов) Моцарт провел просто блестяще. С моей точки зрения, он был в команде лучшим. Титов, кстати, в одном из интервью дал своему одноклубнику пусть частную, но очень любопытную характеристику: «Он не бразилец, он — сибиряк. Я обратил внимание: чем на улице холоднее, тем он одевается легче. Летом утепляется, а зимой раздевается».
Роль
Если Моцарта лишить привычной работы, он, мне кажется, бросит играть. Просто не станет исполнять роль, скажем, крайнего защитника, если вдруг коуч пойдет на столь безумный эксперимент. Ему наверняка не глянется амплуа организатора и вдохновителя атак. Да и забивать Моцарт, по большому счету, не любит. Разве что с пенальти. Зато ему очень нравится «выжигать» пространство вокруг себя — пространство, которое соперник может использовать в корыстных целях. Здесь он король. Моцарт как никто другой умеет создавать на поле своего рода функциональный буфер, который при правильной организации игры, с одной стороны, обеспечивает команде быстрый выход из обороны, а с другой — гасит встречные претензии. Его стихия — постоянный контакт с соперником. Главный козырь — уникальная, сродни каннаваровской, цепкость. Ну и, конечно, быстрый и точный короткий пас.
Будущее
Судя по отдельным высказываниям Черчесова, он очень рассчитывает на Моцарта в предстоящем сезоне. Они друг другу, похоже, очень понравились — тренер и футболист, и ресурсы этой профессиональной симпатии отнюдь не исчерпаны. Вплоть до того, что Моцарт в тактических построениях сезона-2008 получит, не исключено, главную роль — такую, какую он исполнял в свое время в «Реджине». «Спартак», конечно, старается играть в творческий футбол, и креативщики ему вроде как нужнее, чем рабочие лошадки. Но без таких футболистов, как Моцарт, добиться серьезного результата на длинных дистанциях сегодня не представляется возможным. Именно они обеспечивают стабильное и ровное турнирное дыхание.
В ближайшее время бразильцу предстоит операция — вроде бы не опасная, сугубо рабочая, специально оставленная на конец сезона. Главное, чтобы вернулся в клуб вовремя, не учудил чего-нибудь такого, чего тренер ему не простит. А может ведь учудить…
Дословно
— Чемпионат России — турнир очень высокого уровня. Конечно, его не стоит сравнивать с итальянским первенством. Разница в уровне мастерства футболистов заметна, но все-таки не критична. Зато здесь не такой закрытый футбол, как на Пиренеях. В России все хотят атаковать, а не защищаться.
Факты
В ноябре 2004 года полузащитник «Реджины» Моцарт был обвинен в применении допинга. После матча с «Миланом» у него взяли пробу, которая дала положительный результат. Впоследствии выяснилось, что несколькими днями ранее бразилец натирал свою дочь кремом, содержащим бетаметазон. Игроку грозила как минимум шестимесячная дисквалификация, но после расследования обвинения были сняты.
2 сентября Моцарт провел один из лучших матчей в своей российской карьере. Он бился против ЦСКА все 90 минут, открыл счет, получил желтую карточку и… жестокое разочарование, когда на самом «флажке» Янчик сравнял счет. Компенсацией за стресс послужил бриллиант от одной из российских компаний, который Моцарт, признанный лучшим игроком матча, получил несколько дней спустя.