В Вильнюсе в отелях приезжим дают какие-то странные карты города. Обозначенные стадионы литовской столицы выглядят пустыми глазницами – в приложении к плану нет ни ссылок, ни названий футбольных арен. Если приезжаешь в Вильнюс в первый раз, можешь сразу и не понять, где арена «Жальгириса», а где играет «Ветра».
Первый шок
Мачты легендарного стадиона «Жальгирис», на котором, например, в 1987 году дебютировал за «Спартак» в союзной высшей лиге нынешний спортивный директор красно-белых Станислав Черчесов, вынув из сетки пять мячей, видны из старого центра города. По мере приближения к кажущейся пустынной арене начинаешь разрабатывать план попадания в пустую чашу, чтобы, так сказать, проникнуться духом святилища, где некогда начинал путь к золотым олимпийским медалям Сеула Арминас Нарбековас. Непонятно, впрочем, что здесь делает старик, который в этой тиши-глуши зачем-то раскинул лотки со старыми футбольным значками. Ворота отчего-то открыты – не сказать, чтобы гостеприимно, для создания атмосферы триллеров Стивена Кинга не хватает скрипа петель. Еще один шаг, и… корреспондент «Спорта» попадает на матч чемпионата Литвы «Вильнюс» – «Экранас»! Команды рубятся посреди ветхих трибун с жалкой кучкой зрителей на них, на неважного качества газоне, правда, с внушающим уважение энтузиазмом. Только сейчас начинаешь различать какие-то скандирования на литовском, доносящиеся с боковой трибуны, один вид которой навевает тоску, – там расположились около трех десятков фанатов «Экранаса», приехавших из не самого близкого по местным меркам Паневежиса. Антураж не соответствует степени их преданности, не так ли?..
Томас Ражанаускас когда-то играл в российском чемпионате за «Торпедо» Александра Тарханова. Теперь готовится выйти на замену за «Вильнюс», который несколько неожиданно ведет 1:0. Как-никак соперник из Паневежиса идет на 2-м месте и не должен подпустить к себе «Ветру», которая на два часа позже принимает на другом конце города «Каунас», в свою очередь томящийся в ожидании золотых медалей. На лице бывшего игрока черно-белых нет ни тени тоски по не затянувшейся карьере в России – в бой бросается с такой решимостью, как будто игра проходит не в полуразрушенном блиндаже, а на битком набитом «Сан-Сиро».
На следующий день Александр Тарханов, с лета этого года возглавляющий «Ветру», улыбаясь, как чеширский кот, с удовольствием говорит о положительных качествах литовского футбольного менталитета:
– Что касается мотивации, то этого у литовцев не отнять – ничего говорить не надо, бьются так, что искры летят. Если что-то не получается в игре, все равно не бросают, лезут из последних сил. Не любят проигрывать. В этом плане очень легко работать: даешь задание – и только корректируй игроков в тактическом плане. Иногда на тренировках в двухсторонках такой бой идет, что хоть прикуривай от них. Да и на сборную посмотрите: хоть и проиграла недавно шотландцам, а все равно билась насмерть. Другое дело, что почему-то литовские клубы делают упор на скандинавский футбол, игру головой, силовые единоборства. Это странно, потому что испокон веков в Литве рождалось много именно техничных и умных футболистов, а «Жальгирис» в союзные времена действовал не менее эффектно, чем «Спартак». Кроме того, в Литве всегда были лучшие школы, готовили качественных игроков. Вы вряд ли помните, а я помню – юношеские команды из Литвы в СССР постоянно занимали первые места. Сейчас уровень мастерства литовских молодых футболистов уже не на таком уровне.
Литва – еще не Германия
«Вильнюс», в составе которого подозрительно много смуглых и даже совсем смуглых футболистов, напоминающих бразильцев, все-таки ловит одного из лидеров на контратаке и выигрывает матч. Какие-то девчонки, стоящие почти вплотную к полю, вне себя от счастья и даже переходят с литовского на русский:
«Клево! А еще лучше, что “Жальгирис” “вдул”!»
Вот так. В Литве научились ненавидеть своего бывшего флагмана, болеть за альтернативные проекты, вроде ФК «Вильнюс» и… игнорировать футбол в целом!
Два болельщика «Ветры», которые оказываются рядом с вашим покорным слугой, под пластиковый пузырь пива далеки от сантиментов. Они циничны, пьяны, резки и склонны видеть плохое:
– «Вильнюс» на бразильцах бабки себе делает. А вообще, в Литве можно смотреть три команды – «Ветру», «Экранас» и «Каунас». То есть «Ветра» стала красиво играть совсем недавно, когда Тарханов пришел…
Сам Тарханов, в отличие от двух нетрезвых друзей, считает, что получаться начало все далеко не сразу:
– У меня всегда были с Литвой хорошие контакты, я часто приглашал игроков из Литвы в ЦСКА, «Торпедо», «Крылья». Поэтому я принял приглашение «Ветры» – в другую страну бывшего СССР, может, и не поехал бы, а в Литву – рискнул. Плюс «Ветру» купили московские бизнесмены, что тоже стало определяющим моментом. Они искали тренера, который сразу может дать результат. Может быть, моему предшественнику Эдику Гессу не хватило опыта. Здесь, в Литве, у футболистов несколько другой менталитет, чем в Германии, где бывший спартаковец долго работал в низших дивизионах. Я бы сказал, что футболисты еще не изжили некоторые элементы советской психологии. Кроме того, не было коллектива, четких взаимоотношений между клубом и тренером…
Тарханов с титрами
Первое впечатление, как правило, бывает самым сильным и самым верным. Обстановка, в которой прошел матч «Вильнюс» – «Экранас», навела на мысль, что все совсем плохо. Что смешного во фразе Тарханова, которую он, конечно же, произнес с улыбкой – «когда нет баскетбола, в Литве вспоминают о футболе», – ничего нет, и Александр Федорович, пожалуй, слишком радужно представил картину.
Впрочем, «Ветра» своим нынешним положением и инфраструктурой спасает имидж футбола в Литве. На стадионе клуба (бывший «Локомотив») находиться приятно. Здесь в прошлом году играла национальная сборная (циники с бутылкой на трибуне, кстати, обиделись, что в нынешнем сезоне ее матчи перевели в Каунас – конечно же, опять из-за «бабок»), теперь арена целиком и полностью во власти «Ветры». Пусть хозяева и проигрывают первый матч после долгой серии без неудач, и мощный «Каунас», имевший бы все шансы удержаться в российской премьер-лиге, становится чемпионом за несколько туров до финиша, атмосфера приподнятая, в воздухе чувствуется футбол, а не запах пыльного мундира с кровоподтеком, как на «Жальгирисе». Тысяча зрителей – немыслимая для литовского первенства аудитория. Но футбол смотрят, понимают, семечки не плюют и обсуждают прежде всего игру, а не орут футболистам глупости. Правда, в разговоре друг с другом зрители особо не стесняются и с кайфом вставляют в поток литовских фраз родимые матерные «неопределенные артикли». Раньше думал, что так могут общаться только кавказцы…
– Когда я пришел, организации как таковой в клубе не было – ни спортивного директора, ни селекционного отдела, – говорит Тарханов, который воспринял проигрыш без ряда ведущих игроков философски. – Все пришлось создавать самому, приводить новых людей. Наверняка были и обиженные. Но все спортивные вопросы целиком решаю я. Мы, тренеры, – люди профессиональные. И в любом случае видим больше, чем президент. И никогда я не поехал бы работать в клуб, даже за большие деньги, где не был бы уверен в прочности своего альянса с руководством. Самостоятельность тренера превыше всего, и я рад, что в «Ветре» имею прекрасное взаимопонимание с руководителями клуба. Вот у Гаджиева сейчас в «Крыльях» – тяжелый момент. Он явно выразил недовольство руководством, и это значит, что контакта нет. И Гаджиев, скорее всего, следующий сезон начнет уже не в Самаре…
Тарханов, еще на берегах Волги распробовавший роль тренера-шоумена, говорит о совсем уж невероятных для Литвы вещах:
– Хотим еще сделать программу на телевидении о клубе. Наверное, осуществим идею в следующем году. Таутвидас Венцявичус, наш пресс-атташе, – телевизионный человек, поможет решить этот вопрос. Причем нужно, чтобы программа была не примитивная – просто нарезка моментов и все, – а с полемикой, гостями, репортажами с тренировок и так далее.
– Какую роль будете играть в программе вы? Будете сами вести ее, как в Самаре?
– Ну на это времени, наверное, не хватит. Штат клуба маленький, объем работы больше. Да и здесь надо по-литовски разговаривать на телевидении, а у меня с этим языком никак. Есть, конечно, альтернатива – если выступает иностранец, нужны литовские титры. Но это дополнительные трудности.
Как с Ткаченко
О том, что такое критика в свой адрес, Тарханов в Литве, по собственному признанию, начал уже забывать. Дело вовсе не в лояльности прессы, а, увы, в безразличии. Одна-единственная спортивная газета «Спортас» освещает матчи А-лиги на предпоследней полосе в виде технических данных и кратких комментариев-констатаций. Впрочем, лично мне сначала показалось, что не все упоминание «Ветры», учитывая ее «российскую» принадлежность, воспринимают благосклонно – во всяком случае, таможенник как-то скептически хмыкнул, когда я сообщил ему о цели своего приезда в Вильнюс. Александр Федорович удивился рассказу:
– Если люди делают какое-то хорошее дело, помогают футболу, то почему к ним надо предвзято относиться? В Литве нужно поднимать интерес к футболу. Вот приехали недавно шотландцы. Не почувствовать страсть к игре было невозможно. Болельщики британцев спать не давали – так гуляли в центре города. В барах сидели с утра до вечера, а после матча задержались в Вильнюсе еще чуть ли не на неделю! Последние, по-моему, только недавно уехали. Кстати, я сидел, смотрел в спортбаре тот матч – весь зал полон шотландцев, которые не попали на стадион в Каунасе. Там был аншлаг, причем три четверти арены заполнили гости. Когда прозвучал финальный свисток и шотландцы выиграли, началось такое! Гости начали угощать всех пивом, шампанским – бог знает, что творилось! Вот тогда Вильнюс жил!
– А к вам хоть раз относились предвзято?
– Лично я ничего подобного не чувствовал. Был недавно на концерте Димы Билана – 15 тысяч человек пели по-русски его песни хором! Даже молодежь, которая в повседневной жизни предпочитает общаться на литовском.
– По России вроде вы не соскучились…
– Здесь на данный момент все спокойно. Руководство мне помогает. Так было когда-то с экс-президентом «Крыльев» Германом Ткаченко. Решения принимал я, а он уже воплощал мои пожелания в жизнь. Мы создали те «Крылья», которые из клуба-середняка стали раскрученным брендом. На стадион пошли болельщики, команда была на пике популярности. Потом отношения несколько разладились, и мы расстались…
Александр Тарханов о своих подопечных:
Герман Ловчев
Подавал надежды в дубле «Спартака», но так и не сумел закрепиться в России. В составе «Москвы» также закрепиться не сумел.
– Мучаюсь с ним. Пытаюсь возродить, как говорится. Но пока что-то не особо выходит. С головой у парня проблемы большие. Может сыграть матч на высоком уровне, а может провалиться. Думаю, что работать дальше мы с Германом не будем…
Бозо Божиновски
Экс-полузащитик «Вардара», участник того самого сенсационного успеха македонского клуба в противостоянии с ЦСКА в 2003 году.
– Один из тех игроков, на которых я строю игру. Жаль, что получил травму и не смог помочь нам в концовке. С другой стороны, его неплохо заменил соотечественник – Милошевски…
Роландас Карчемарскас
Теперь уже бывший нападающий «Ветры»:
– Застукал за употреблением алкоголя после матча, в котором парень забил гол. Видимо, сорвало голову от счастья. Пришлось показательно выгнать, чтобы остальных, так сказать, мобилизовать…
Айдас Прейкшайтис
Этот диспетчер играл у Тарханова в «Торпедо» и ЦСКА. Совершенно случайно пути тренера и игрока пересеклись и в «Ветре».
– Когда он на поле, мне намного спокойнее. С ним, Божиновски и Кузнецовым мы легко переиграли на выезде будущего чемпиона «Каунас» 2:1…
Сергей Кузнецов
Украинский форвард сейчас возглавляет гонку бомбардиров литовской А-лиги.
– Когда я только начинал работать с «Ветрой», Сергей был хорош, в основном на «втором этаже». Сейчас прибавил и в игре ногами, сохранив пробивные способности…
Деньги
Футбол и «иномарки-утопленники»
Билет на матч «Ветры» в чемпионате Литвы стоит 5 литов – примерно 50 рублей. По большому счету, не так уж и мало, если учесть, что средние зарплаты в Литве невысоки. Например, много народу тщательно рихтует купленные за бесценок «иномарки-утопленники» (машины, пострадавшие от жуткого наводнения, которое случилось в Европе в 2002 году), поскольку кредита на покупку нового автомобиля с их официальными доходами не видать, как своих ушей. И тем не менее ради «Ветры» раскошеливаются. Учатся приходить на стадион, покупать пиво с чипсами, повязывать на шеи шарфы…
Российские тренеры за границей
Андрей Чернышов
- 2006 – «Динамо» (Тбилиси, Грузия)
- 2006 – «Локомотив» (Витебск, Белоруссия)
Российский специалист, запятнавший свое имя в «бромантановом» скандале, без особого успеха поработал в Грузии (4-е место и увольнение из «Динамо») и Белоруссии – витебский «Локомотив» за тур до финиша занимает скромное 7-е место.
Сергей Юран
- 2006 – «Диттон» (Латвия)
- 2006 – ТВМК (Эстония)
Юрану не везло с командами – из «Спартака» уволили через несколько месяцев после начала работы, а в ставропольском «Динамо» и «Диттоне» возникли проблемы с финансированием. За пять туров до финиша чемпионата Эстонии возглавляемый им ТВМК идет на четвертом месте и вряд ли попадет в еврокубки.
Сергей Кирьяков
- 2006 – «Диттон» (Латвия)
Кирьяков пришел в латвийский клуб на смену Юрану. Особых подвижек в игре клуба не произошло, зато сам Сергей успел получить дисквалификацию до конца сезона за оскорбления арбитров…
Виталий Шевченко
- 1992–1994 – «Боливар» (Боливия)
- 1994–1996 – «Хапоэль», «Ирони» (оба – Израиль)
- 2005 – «Металлург» (Донецк, Украина)
Привел «Боливар» к золотым медалям, а «Хапоэль» – к бронзовым. Возглавив «Металлург» (не имея украинской лицензии, формально Шевченко числится спортивным директором за 7 туров до финиша), российский наставник завоевал с донецким клубом бронзовые медали, но в межсезонье руководство команды решило не продлевать с ним контракт.
Леонид Ткаченко
- 1989–1992, 2000 – «Металлист» (Харьков, Украина/СССР)
Ткаченко вывел харьков-ский клуб в финал первого Кубка Украины и приложил руку к пятому месту в сезоне-1992/93 (российский наставник покинул «Металлист» после 1-го круга).
Вильнюс – Санкт-Петербург