Восьмикратная чемпионка мира, первая в истории олимпийская чемпионка в плавании на открытой воде в интервью «Спорту день за днем» высказала в адрес тренера сборной все, что о нем думает, рассказала, что роднит ее с драконом, и порадовалась возможности посмотреть лондонские Игры в качестве зрителя.
Для начала стоит напомнить, что минувший сезон Ильченко полностью пропустила. Из-за проблем со здоровьем (а конкретнее – со щитовидной железой) Лариса не смогла принять участие в чемпионате России, на котором шел отбор на мировое первенство в Шанхае. А затем было официально объявлено, что олимпийская чемпионка Пекина защитить свой титул в Лондоне точно не сможет, потому как не будет участвовать и в заключительной стадии отбора на Игры-2012, которая пройдет в июне будущего года в португальском Сетубале. После чего поползли слухи, что Ильченко вообще может завершить спортивную карьеру. Многое, если не все в этом плане должно было прояснить УМО – углубленное медицинское обследование, которое спортсменка прошла в Москве в начале ноября…
Холодная канадская вода
— Лариса, в первую очередь хотелось бы узнать, какой вердикт вынесли врачи по итогам обследования?
— В целом все нормально, как говорится, жить буду (улыбается). Мне даже разрешено приступить к тренировкам. Результат в общем-то ожидаемый, поскольку я в течение трех месяцев по рекомендациям врачей принимала гормональные препараты.
— Хорошая новость! И долго вас доктора «мучили», прежде чем дать добро на возобновление тренировок?
— УМО – процедура для спортсменов привычная. Все мы регулярно ее проходим. А уж тем более, когда со здоровьем какие-то неполадки. Это комплексное обследование, включающее в себя и анализы крови, и всевозможные тесты, в том числе и под физической нагрузкой, и ЭКГ. Короче говоря, проверяется все – от зубов до плоскостопия (смеется).
— Приятно слышать вас в таком радостном настроении. Но сейчас позвольте вопрос не самый приятный. Когда и с чего начались ваши болячки?
— Первые симптомы плохого самочувствия появились на прошлогодних сборах в Канаде. Там приходилось тренироваться в очень холодной воде, что и отразилось на моем здоровье. Плюс морально чувствовала себя не лучшим образом. Впрочем, тогда и я сама, и тренеры понадеялись, что все это следствие накопившейся по ходу сезона усталости. Но когда через полгода во время весенних сборов на Кипре я поняла, что физически не выдерживаю нагрузок, стало ясно, что организм дал серьезный сбой. Прошла медобследование, после которого и было принято решение пропустить нынешний сезон.
— А чем были вызваны упомянутые вами проблемы морального свойства? Упущенной золотой медалью на чемпионате мира – 2009?
— Только не надо считать мое серебро в Риме на пятикилометровке провалом! Я понимаю, что все уже привыкли к моим победам. Но мне ведь после Олимпиады даже отдохнуть толком не удалось! «Десятку» плыла в Пекине, «десятку» – на чемпионате Европы, четыре раза по десять километров – на этапах Кубка мира… Тут уж никаких сил не хватит. А когда нет сил, и настроение сразу падает.
«Наобум в Рио не поеду»
— В такие моменты и мысли о завершении карьеры могут посетить…
— А для меня этот вопрос и сейчас не закрыт. Я пропустила целый сезон, уже точно не еду на Олимпийские игры и пока еще не знаю, как отреагирует мой организм на серьезные нагрузки. Понимаете, я в спорте достигла многого, выигрывала чемпионаты мира, Олимпиаду. Кто-то об этом может только мечтать! И теперь, когда передо мной стоит выбор – большой спорт или собственное здоровье, я предпочту второе. Во всяком случае, у меня есть четкое осознание того, что жизнь – это не только спорт, а жить после ухода из спорта хочется здоровым человеком.
— Но вы ведь еще очень молоды! Вот и главный тренер сборной России Дмитрий Белов уверен, что в плавании на открытой воде самый расцвет у спортсменов начинается после 30 лет. А знаменитая немка Ангела Маурер и в свои 36 вовсю продолжает плавать и выигрывать титулы…
— На это я вам отвечу, что та же Маурер начала завоевывать медали уже в 16-летнем возрасте. Это во-первых. А во-вторых, давайте не будем сравнивать Россию и другие страны. Опять же возьмем Германию. Как думаете, у кого лучше развиты спортивная медицина, инфраструктура плавания, восстановительные методики? Вопрос, согласитесь, риторический.
— Не спорю. Но неужели вас не мотивирует возможность поехать в Рио-де-Жанейро на Олимпиаду-2016, а может, и на следующие Игры?
— Отнюдь не исключаю, что буду пытаться пройти отбор на Игры в Рио. Но только в том случае, если почувствую, что смогу подойти к Олимпиаде в полном порядке. Олимпийские игры – это не рядовой старт, к ним надо быть готовой на все сто. А наобум, по принципу «получится – не получится», ехать в Бразилию не хочу.
— Тем не менее главный тренер сборной всерьез рассматривает вас как реального кандидата на участие в Играх 2016 года…
— А мне почему-то вспоминается другое его высказывание – накануне чемпионата мира в Шанхае: «Наша команда и без Ильченко способна бороться за медали и олимпийские лицензии». Теперь, оказывается, главный тренер рассчитывает на меня. Пора, наверное, Дмитрию Федоровичу определиться, нужна ему в команде Ильченко или нет.
— А почему, на ваш взгляд, российским спортсменкам не удалось на чемпионате мира не то что завоевать хотя бы одну медаль, но даже попасть в десятку сильнейших на дистанции 10 км и завоевать олимпийские лицензии?
— Думаю, этот вопрос лучше задать главному тренеру сборной. Не думайте, что я злорадствую: вот, мол, без меня женская команда ничего не выиграла! Вы бы видели, как я болела за девчонок, от всей души желала им удачи. Но мне сложно сказать, что было не так, что помешало им быть в призерах или хотя бы в десятке лучших. Наверное, были какие-то ошибки в подготовительный период. Как бы там ни было, продолжаю верить в девчонок и надеюсь, что кто-то из них непременно завоюет путевку в Лондон.
Ни слова о личной жизни!
— Лариса, давайте немного отвлечемся от спортивной темы. Тем более что вы целый год провели без серьезных тренировок и соревнований. Чем были заняты в это время?
— Скучать мне точно не приходилось. Наконец-то смогла много времени проводить с родными, с друзьями, заняться своим здоровьем. Представители СМИ обо мне тоже не забывали: раздала немало интервью, участвовала в съемках и фотосессиях.
— Это наподобие той, что устроил для вас журнал «Плавание»?
— Я про ту фотосъемку уже и не вспоминаю! (Улыбается.) Нет, в последнее время подобных предложений от спортивных изданий не было. Сейчас в основном принимаю участие в рекламных и спонсорских проектах.
— Учебу в вузе уже закончили?
— Да, весной нынешнего года защитила диплом в Волгоградской академии физической культуры, получила степень магистра.
— А как дела на личном фронте?
— С некоторых пор на вопросы о личной жизни не отвечаю. Однажды был печальный опыт, когда поделилась с журналистом на эту тему, – и все обернулось против меня. Так что уж извините!
Чиновник — бездушное слово
— Хорошо, давайте поговорим о жизни общественной. Вы ведь вместе с вашим земляком, олимпийским чемпионом по гребле на байдарках и каноэ Максимом Опалевым являетесь заместителями председателя комиссии спортсменов при Олимпийском комитете России…
— Да, эта комиссия собирается регулярно, раз в два-три месяца, и на повестке дня – самые важные проблемы, касающиеся профессиональных спортсменов. Это и их социальная защищенность, и вопросы правовых отношений с работодателями, и адаптация после завершения карьеры. Правда, пока я активно выступала на соревнованиях, а затем лечилась дома, в Волгограде, присутствовать на этих собраниях получалось далеко не всегда. Теперь же буду регулярно участвовать в работе комиссии.
— В состав этого органа при ОКР входит множество таких же знаменитых спортсменов, как и вы: Елена Исинбаева, Александр Попов, Иван Скобрев, Ирина Полторацкая, Иван Черезов, Оксана Сливенко, Хасан Бароев… С кем-то из них успели познакомиться поближе?
— Дело в том, что большинство членов комиссии – действующие спортсмены, у которых сами знаете какой плотный график тренировок и соревнований. Поэтому практически любое собрание проходит в неполном составе. Но кворум есть всегда! (Улыбается.) Конечно, со всеми коллегами по комиссии я лично знакома, но не более того.
— Можете представить себя спортивным чиновником в отдаленном будущем?
— Знаете, мне совсем не нравится это слово – чиновник…
— Ну тогда – функционер!
— Тоже какое-то казенное, бездушное слово (смеется). Сейчас я могу сказать только одно: как, наверное, и любому человеку, мне хочется заниматься тем, что приносит удовольствие.
— Сейчас, оказавшись вне большого спорта, в родном Волгограде вы не чувствуете себя всеми забытой и брошенной?
— Ну что вы! Местные власти не на словах, а на деле заботятся о своих олимпийских чемпионах и призерах. Учредили, например, пожизненные стипендии в размере 30 тысяч рублей. Что касается меня, постоянно ощущаю помощь и поддержку со стороны знаменитого тренера Виктора Авдиенко и возглавляемого им клуба. Кстати, сейчас плавательный спорткомплекс в Волгограде расширился, условия для тренировок стали еще лучше. Так что если соберусь с духом возобновить спортивную карьеру, будет где потренироваться.
Не жалейте дракончика!
— Лариса, вы родились в 1988 году, по китайскому календарю это год Дракона. Можете отыскать в своем характере черты, присущие этому сказочному персонажу? Ну, например, вы обладаете способностью испепелить неугодного собеседника взглядом…
— (Смеется.) Да, пожалуй, есть такое. Многие друзья и знакомые отмечают мой темперамент, вспыльчивость. Если мне попасться под горячую руку, то мало не покажется!
— Наступающий 2012 год, если снова обратиться к восточному календарю, будет как раз годом Дракона. Значит, у вас все должно сложиться здорово!
— А я в этом и не сомневаюсь! Да, это будет мой год, и все у меня будет хорошо.
— Не жалеете, что в «свой» год не сможете выступить на Олимпиаде?
— Нисколько не жалею! Знаете, за этот год я столько наслушалась сочувственных слов, все почему-то считают, что меня надо пожалеть… Конечно, спасибо за внимание к моей персоне, но жалеть меня точно не нужно! А что касается Олимпиады… Я даже рада, что смогу посмотреть Игры в Лондоне со стороны, в качестве зрителя.
— Вы лично для себя определили какой-то срок, когда поставите вопрос ребром: возвращаться в плавание или окончательно распрощаться со спортивной карьерой?
— Нет и еще раз нет. Я ведь не знаю, сколько времени займет мое полное восстановление после болезни. И тем более не могу предсказать, когда появится желание снова пахать на тренировках ради больших побед. Ведь если возвращаться, то только для того, чтобы побеждать!
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №45 (23-29 ноября 2011 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.