• Культ хоккея и полный игнор: как Казань и Москва встречают финал Кубка Гагарина

    «Ак Барс» принимает ЦСКА в пятом матче финала Кубка Гагарина 25 апреля

    25.04.23 09:00

    Культ хоккея и полный игнор: как Казань и Москва встречают финал Кубка Гагарина - фото

    Фото: Даниил Ратников/«Спорт День за Днем»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    Финал – вишенка на торте любого соревнования. Повышенный ажиотаж в городах-участниках (если это чемпионат страны) – штука как бы сама собой разумеющаяся.

    Так ли это на самом деле, выяснял обозреватель «Спорта День за Днем» во время прогулок по Москве и Казани в дни финала Кубка Гагарина между ЦСКА и «Ак Барсом». Счет в серии на данный момент 3-1 в пользу армейцев, так что сегодняшняя игра в столице Татарстана может стать последней.

    Радик и Вадик

    В аэропорту имени Габдуллы Тукая прилетающих встречает фирменная улыбка Александра Радулова. Отсутствие зубов за ней – словно проплешины последних игр в обороне «Ак Барса».

    В Казани с прозвищем Александра произошла ассимиляция. С этого сезона он не Радул, а Радик. Этот вариант, как и тюбетейка на голове, которую капитан «Ак Барса» приветственно приподнимает с билборда, ему однозначно идут. Рядом надпись: «Добро пожаловать в финал». И если это первое, что видят люди, оказавшись в Казани, кажется, этой серией живет весь город.

    ЦСКА в шаге от второго Кубка Гагарина подряд. Новые символы победы над «Ак Барсом» – щелчок в голову и психоз Радулова

    В аэропорту Казани внезапно можно встретить и настоящих игроков «Ак Барса», а не только билборды. На выходе из зоны прилета – настоящий Дмитрий Кагарлицкий с семьей. Маленький ребенок тянет форварда за палец, пока он очень сосредоточенно о чем-то разговаривает по телефону. На улице – Вадим Шипачев, давний друг Кагарлицкого. Стоит возле своего «Мерседеса» с говорящим номером «087». Через пару минут к нему с криком «Папа!» выбегут две дочки. Выйдет и жена. Запирание хоккеистов накануне ответственных матчей на базе – очевидно, не метод Зинэтулы Билялетдинова.

    Капсульный отель вместо электрички

    Уехать из аэропорта Тукая общественным транспортом – задачка. Электрички – раз в полтора часа, маршрутка – раз в полчаса, да еще едет через все окраины. Каршеринг улетает, словно горячие пирожки – едва появившись. Остается старое доброе такси. До арены можно добраться за 600 руб.

    Зато в здании аэропорта есть нечто необычное. У выхода на железнодорожную платформу расположился двухуровневый капсульный отель. Такие популярны, например, в Японии, где проблема со свободной площадью. В Казани такой проблемы нет, но отель имеется.

    «Комфортное пребывание в условиях приватности и тишины. 250 руб/час.», – уверяет рекламная растяжка. «Удобная душевая», – добавляется здесь же. Где там душевая, я так и не понял. Соблазнившихся на комфортное пребывание тоже не наблюдалось. Так что дожидаться электрички в капсульном номере я не решился. Едва ли обещание комфорта распространяется на мои 190 см.

     

    Реклама • olimp.bet

    Территория дружелюбных

    Казань встречает солнцем и белыми барашками облаков на кристально голубом небе. В Питере я от такого отвык, и всякий раз глядя наверх, щурился, словно недовольный вурдалак. Парадоксы погоды тут, впрочем, тоже любопытные. Из-под припекающего и ослепляющего солнца вдруг закапал дождик. И ведь ни одной тучки на небе! Хватило его минут на десять. Видимо, привет из Питера – чтобы не забывал.

    Московские болельщики свой приезд в Казань отметили на многих прилегающих к «Татнефть-Арене» местах. На пешеходном переходе над улицей Амирхана надписи «Moskow» и наклейки «CSKA. MOSKOW. MEDVEDKOVO. ПОБЕЖДАТЬ!». Неподалеку мелькает предложение службы по контракту: «Денежное довольствие от 204 000 рублей».

    Атмосфера в Казани в дни финальной серии Кубка Гагарина между «Ак Барсом» и ЦСКА

    Болельщик в форме ЦСКА с 17-м номером и надписью «Дима» на спине обнимается со встречными в форме «Ак Барса». Хоккей – территория дружелюбных. Даже когда рядом с тобой победе радуется болельщик другой команды.

    Решающий для «Ак Барса» матч – главная тема переполненного троллейбуса. И только кондуктору не до нее.

    – Кто вошел впереди, передаем карточки, оплачиваем за проезд! – кричит он.

    И люди действительно передают ему свои банковские карточки через несколько рук.

    Вдоль дороги – напоминающие о финале билборды: «Идем за Кубком!». На фасаде «Татнефть-Арены» обозначены те же цели, только с лицами хоккеистов.

    Удивит ли Билялетдинов Зариповым?

    На салонных зеркалах автомобилей – ароматизаторы в виде формы игроков «Ак Барса». 25-й номер Даниса Зарипова почему-то в основном на отечественном автопроме. Причем – машинах не первой свежести. Висят, видимо, с момента, когда машины были новыми, а Данис – молодым.

    За розыгрышем Кубка Гагарина Зарипов наблюдает из вип-ложи казанского стадиона. Взявшись вытаскивать «барса» из болота, Зинэтула Билялетдинов ясно обозначил свою позицию по ветерану – играют сильнейшие. Задумке о красивом финале карьеры осуществиться не суждено. Впрочем, пока всему «Ак Барсу» не до красоты – в финальной серии команда «летит» 1-3…

    Атмосфера в Казани в дни финальной серии Кубка Гагарина между «Ак Барсом» и ЦСКА

    Накануне пятой игры Билялетдинов, кстати, рассуждал, кем можно усилить состав, который играет хорошо, но не забрасывает. А вдруг мэтр сделает ход конем, и в составе появится хорошо отдохнувший ветеран? Да, формально Зарипов завершил карьеру, но возобновить ее никто не мешает. За клуб он заявлен, играть право имеет… Да-да, согласен, смешно…

    Атмосфера в Казани в дни финальной серии Кубка Гагарина между «Ак Барсом» и ЦСКА

    Зарипов для Казани – личность культовая. За 18 сезонов в «Ак Барсе» челябинский татарин стал своим в доску. Три года назад, в день старта плей-офф, на торце дома 43 по улице Чистопольская, прямо напротив арены, появилось огромное граффити, посвященное Зарипову. Форма «Ак Барса» и флаг Татарстана на плечах, тюбетейка на голове, клюшка в одной руке, эчпочмак – в другой. Так, по мнению художников, выглядит Капитан Татарстан.

    Граффити с изображением Даниса Зарипова в Казани

    Довольный Данис (видимо, после пятого Кубка Гагарина) смотрит на стадион, где провел значительную часть своей жизни. Рядом – медиа-табло с анонсом матча.

    После первой игры серии одна из надписей гласила: «Одна победа есть, нужно еще три. Идем за Кубком!» С тех пор прошла неделя, а количество побед, необходимых «Ак Барсу» для победы, осталось прежним. Зато изменилась надпись: «Они выиграли 3 матча, мы выиграем четыре!»

    Красивое, но не хоккейное

    В столичном аэропорту Шереметьево единственное напоминание о проходящем в Москве финале Кубка Гагарина – снующие между самолетов бензовозы «Роснефти». В здании аэровокзала – реклама на любой вкус. Но о хоккее напоминает только фото сока со льдом. Ну и человек с шарфом «Ак Барса» на шее – видимо, прилетевший тем же рейсом, что и я.

    В холле станции метро «Автозаводская», ближайшей к «ЦСКА-Арене», болельщики в зеленых джерси гадают, в какую сторону выходить. Указателей не найти. Увидев человека в форме ЦСКА, идут за ним и выходят, как водится, не туда. Не каждый москвич знает Москву, и тем более, не каждый, кто живет в Москве – москвич.

    Петербуржец тащит ЦСКА к Кубку Гагарина. Игроки «Ак Барса» его бьют, а тренер респектует

    Район ЗИЛа, на территории которого в 2015 году появилась новая арена, за годы, прошедшие с ЧМ-2016, ради которого она строилась, сильно изменился. Вырос целый жилой квартал, открылся большой строительный магазин, подтянулась транспортная инфраструктура, появился Музей хоккея, но по-настоящему хоккейным это место так и не стало. Если не знать, что здесь проводится главная серия сезона КХЛ, об этом и не догадаешься.

    По дороге от метро до стадиона никаких напоминаний о финале Кубка Гагарина. Ни вывески, ни рекламы, ни даже ароматизатора на зеркале проезжающего мимо «Москвича». А ЦСКА, между прочем, в финале пятый год подряд. Уникальное событие в отечественном хоккее! В одном ряду с пятью зариповскими Кубками Гагарина.

    О финале КХЛ по пути говорят только люди в зеленых свитерах.

    – Всей семьей в Москву на выходные приехали, – Ильсур крутит в руках телефон с запущенным навигатором. – Жену с детьми в театр отправил, а сам – на хоккей. Еще бы понять, в какую сторону идти…

    Сдержанный стиль

    Первое упоминание о финале Кубка Гагарина появляется вместе с «ЦСКА Ареной».

    На ее огромном медиа-фасаде лица игроков ЦСКА и призыв их поддержать то ли лайками, то ли фотографиями. Поток людей, поднимающихся по лестнице, кажется нескончаемым. И здесь процветает сексизм: женщины в одной очереди, мужчины – в другой. Как Казани. И в японском метро.

    Ледовый дворец «ЦСКА Арена» в Москве

    ЦСКА, несмотря на все свои миллионы, далеко не самый популярный клуб КХЛ. В регулярке его свежую арену посещали в среднем не многим более 4000 человек. В плей-офф эти цифры выросли вдвое, в полуфинале и финале добрались до отметки 10 тыс., но даже в матчах такого уровня аншлага на этом 12-тысячнике нет.

    Клубное руководство, кажется, это не особо волнует.

    – У нас немножко сдержанный стиль маркетинга. За себя говорит сам бренд ЦСКА, – объяснял президент ЦСКА Игорь Есмантович в начале сезона.

    Судя по окрестностям арены, сейчас позиция руководства не сильно изменилась, хотя тогда Есмантович обнадеживал: «Думаю, со временем мы тоже будем меняться».

    И если не сейчас, когда команда вновь в финале, что, интересно, должно этот процесс инициировать? Избалованная всем, чем угодно, Москва скромных и тихих, как известно, вниманием не особо жалует.

    Казань – Москва – Казань

    Фото автора


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»