Корреспондент «Спорта День за Днем» Ольга Кудрина разобралась, как устроена работа стюардов на стадионе «Санкт-Петербург». Для этого она сама погрузилась в эту работу с головой.
На стюардах, именуемых также контролерами-распорядителями, лежит ответственность по поддержанию общественного порядка и оказанию сервиса. В их обязанности входит даже эвакуация зрителей в чрезвычайных ситуациях, однако в большинстве случаев нужно просто показать болельщику, как пройти к его месту и объяснить, где приобрести еду и напитки.
Каждый, кто проходит на стадион, встречается со стюардами десятки раз. Сначала они регулируют потоки людей при проходе через зоны доступа пассажиров и транспорта, предотвращая давку и проникновение безбилетных или не аккредитованных лиц. Поскольку осмотр на входе — одна из ключевых процедур по обнаружению запрещенных предметов, проводить ее необходимо тщательно, не отвлекаясь на толпу, ломящуюся в арки металлодетектора.
Затем стюарды помогают сотрудникам полиции проводить осмотр — проверяют сумки, баннеры и флаги, изымая запрещенные предметы. Перечень «запрещенки» может отличаться в зависимости от категории документа человека, входящего на стадион. К примеру, болельщикам нельзя иметь при себе отвертки, ножницы, радиочастотные устройства, профессиональную фото- и видеоаппаратуру. А вот техникам, работникам общественного питания, сотрудникам безопасности и журналистам, соответственно, можно. Кому — что и в каком объеме, знают все стюарды входной зоны. Но мало знать, это надо еще и объяснить. Развернуть в направлении камеры хранения человека, отстоявшего очередь и имеющего в сумке щипчики для бровей, друзья которого к тому же уже преодолели входной барьер, сможет не каждый. Для этого необходима настойчивость, основанная на знании соответствующих правил ФИФА.
Следующие контролеры-распорядители — работающие в чаше. Причем как в холлах, так и на трибунах, и даже вдоль кромки поля. Все эти люди знают, какие флаги, символы и жесты могут послужить причиной конфликтов. Борясь за сохранение чистоты картинки (как в трансляции матча, так и для зрителей на стадионе), они способствуют скорейшему исчезновению флагов непризнанных государств, проявлений расизма, а также несанкционированной рекламы.
В матчевый день на стадион «Санкт-Петербург» приходит порядка полутора тысяч стюардов. За шесть часов до стартового свистка все уже должны быть на позициях: необходимо проверить исправность и безопасность своей зоны, прослушать инструктаж на ближайший матч. Так, на матч Бразилия — Коста-Рика, который начался в 15.00, блюстители порядка начали приходить на стадион уже к 7-8 утра. С запасом, чтобы все успели получить форму — кислотного цвета манишки, расписаться в документах о прибытии и позавтракать. Посещаемость внимательно контролируется сотрудниками оргкомитета, поэтому попросить друга расписаться и получить оплату, оставшись дома, не получится.
К слову, оплата одной 12-часовой смены равняется практически трем академическим стипендиям студента вуза за месяц. Причем именно студенты и составляют основную часть стюардского состава, еще официального до старта чемпионата досрочно сдававшие сессию, чтобы не пропускать матчи.
Многие ребята стали стюардами в ходе подготовки к Кубку конфедераций — 2017, в том числе и автор этого текста. Тогда уже в процессе проведения турнира оказалось, что стюардских сил недостаточно. Появилась необходимость в новобранцах. Хотя самые стойкие помнят еще матчи «Зенита» под открытым небом «Петровского». Подготовка к чемпионату мира прошла уже с опорой на Кубок конфедераций, поэтому ситуация с срочным включением новых людей в работу сейчас кажется немыслимой.
Чтобы попасть на ЧМ-2018, стюарды проходили конкурсный отбор, обучение и тестирование. Важно было отработать максимальное количество дней на домашних играх «Зенита». Благодаря этому опыту у стюардов уже выработались необходимые навыки и отчасти притупились чувства волнения даже перед крупнейшими матчами. Каждая игра воспринимается как особенная, но все же очередная, в которой будет больше или меньше дебоширов, недовольных или благодарных зрителей.
Разумеется, стюарды не являются заменой правоохранительных органов. Однако на них также распространяется иерархия, согласно которой младшие подчиняются и взаимодействуют со старшим по полномочиям. Локальные конфликты и беспорядки могут исправить стюарды в зеленых манишках — их на стадионе большинство. Если ситуация выходит из-под контроля, на помощь приходит стюард в оранжевой манишке — это старший зоны, на спине которого имеется надпись Supervisor. Если разрешить проблему не удалось совместно, старший стюард связывается с Центральным управлением стадионом (ЦУС), у которого есть связь с представителями ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии и других спецслужб.
— Работа старшего отличается от работы обычного стюарда, — рассказывает Игорь Ершов, старший сектора В3 в матчевые дни и работающий рядовым стюардом на внематчевых сменах. — На нем лежит ответственность, в первую очередь, не только за себя, но и за свой личный состав, поэтому я стараюсь быть везде и с каждым из своей команды.
Старшими стюардами становятся только проверенные, зарекомендовавшие себя сотрудники. Однако поддерживать марку приходится и тем, кто сумел получить повышение.
— Уважение старший должен заслужить. Каждый стюард команды должен ему доверять, в свою очередь старший — доверять им — иначе взаимопонимания не будет, — раскрыл Игорь секрет «тим спирит».
Работа в матчевый день, безусловно, очень интересна. Стадион меняет колорит на цвета национальных команд и разговаривает на десятках иностранных языков. Так, на матче между сборными Бразилии и Коста-Рики меня распределили на внешнюю трибуну блока А. К началу матча 74 из 76 мест заняли иностранцы, и лишь двое мужчин разговаривали по-русски. А рядом два друга-бразильца даже устроили опрос каждому новому зрителю, вступившему на трибуну.
— Brazil? Brazil?! — допытывались они до прибывавших европейцев и азиатов, тыча пальцем во флаг республики на своей футболке. Лишь только удостоверившись в единодушии симпатий, принимали их в свои ряды бурными объятиями и рукопожатиями. К началу матча, проводив до места последнюю семью, у меня возникло чувство какой-то гордости за проделанную работу. А на стадионе есть трибуны, на которых сидят около тысячи человек!
Однако несмотря на то, что никто не сел на чужое место, не подрался и не демонстрировал запрещенных флагов, моя работа была признана неудовлетворительной, потому что после двух голов в ворота костариканцев мои бразильцы радовались больше, чем за все предыдущее время, сыгранное всухую. Они взбирались на ограждения, откуда пришлось их стаскивать. Никто не пострадал, но на матч Нигерии с Аргентиной, куда обещали очень активных и агрессивных болельщиков, на трибуну поставили уже молодого человека.
Назвать подобное решение дискриминацией по половому признаку, конечно, нельзя. Это лишь очередная мера безопасности, причем как для болельщиков, так и для стюардов. По той же причине вдоль кромки поля стоят только физические крепкие мужчины, готовые задержать человека или группу людей, задумавших выбежать к игрокам.
И хотя матчевый день — это непрерывное общение, работа и впечатления, он все же не может перекрыть внематчевые дневные и ночные смены. Поток людей, вступающих на стадион, сокращается в разы, а по секторам передвигаются в основном персонал арены, который и без того прекрасно везде ориентируется.
Чтобы выдержать 12 часов бездействия с перерывами на работу, тоже нужна стойкость. В частности, помогает питание, организованное бесплатно для всех контролеров-распорядителей. Столовая стюардов ежедневно готовит четыре приема пищи, по два на ночную и дневную смены. Для студенческих желудков суп, горячее и салат поначалу были шоком. Причем выбрать, к примеру, обед можно из нескольких блюд: голодными не остаются как ценители мяса, так и сочувствующие животным вегетарианцы.
Несмотря на снижение нагрузки в свободные от футбола дни, стюардам важно не терять бдительности. К тому же, качество оказываемых услуг проверяется не только при непосредственном контакте с руководством. Каждый стюард знает, что камеры видеонаблюдения на стадионе обладают высочайшим разрешением. Поговаривают, что дистанционно можно даже прочитать текст сообщения, набираемый на смартфоне. Особенность этого отстраненного наблюдения — межвременность. Даже если проступок не привлек внимания в момент его совершения, в дальнейшем операторы видеонаблюдения всегда могут отмотать назад. Так, на открытой для прессы тренировке сборной Бразилии было запрещено кому-либо еще наблюдать за пентакампеонами. И стюарды, поставленные охранять бразильцев от чужих глаз, но сами подсматривавшие за полем, были оперативно вычислены.
— Есть значительный резерв стюардов — ребят, которые не попали на чемпионат, но очень хотят работать. Поэтому вас всегда есть, кем заменить, — повторяют старшие стюарды своим подопечным практически на каждой смене. Мотивация от противного, но работает: есть, пить, переписываться и смотреть футбол стюард, которому дорога работа, не будет.
Но все мы люди, и посмотреть на игру Месси, Неймара и Салаха, конечно, очень хочется. Большинство людей, занятых на стадионе, скорее всего, здесь бы не работали, если бы не любили футбол и спорт. Но, нельзя. Смотреть матч и праздновать голы, а также открыто поддерживать любую из команд-участниц запрещено, согласно правилам поведения, прописанным в договоре.
— Понятно, что каждый хочет посмотреть футбол. Но я рад уже тому, что являюсь участником этого большого мероприятия. До, вовремя и после матча мне приходится много общаться с иностранцами, благодаря чему получаю замечательную языковую практику, — рассказывает стюард Владислав Моисеев. — Да, огорчает, что я не могу отдать манишку и пойти болеть за Месси. Но здесь как в футболе — определены правила игры, которые нужно соблюдать. И на которые мы, стюарды, согласились.