Я иногда задумываюсь над таким совершенно абстрактным вопросом: «Что было бы, если в октябре 2009-го Леонид Слуцкий не возглавил бы ЦСКА?» — и, разумеется, не нахожу ответа.
Пять с половиной лет они вместе. В истории клуба был только один тренер, возглавлявший ЦСКА дольше — великий Борис Аркадьев. Слуцкий сегодня — номер два в этом прославленном списке. У Аркадьева пять побед в чемпионате и еще две в Кубке. У Слуцкого пока по две. Их тяжело сравнивать, да и вообще тяжело сравнивать разные времена и эпохи — даже ЦСКА Газзаева и ЦСКА Слуцкого, вроде бы совершенно недалеко отстающие друг от друга по времени.
Пять с половиной лет. Никогда прежде Слуцкий не работал в одном клубе так долго — если посмотреть на этот союз и с другой стороны. Глазами тренера.
***
Я его спросил как-то: какими качествами должен обладать главный тренер ЦСКА, чтобы работать в клубе долго и успешно? Думал, что он начнет говорит о больших задачах, медалях и так далее. А он меня, как всегда, удивил — «лица не общим выражением». С ходу, одновременно раздумывая и говоря, назвал те критерии, которые мне бы самому в голову не пришли.
— Первое, — сказал он. — Тренер ЦСКА должен полностью понимать, что клуб всему голова. И что если ты пришел сюда работать на себя… Без шансов. Ты не можешь после тренировки взять и поехать домой, потому что ты глубоко вовлечен во все клубные дела и проблемы. Иначе, как бы ты ни был успешен, работать в ЦСКА ты не сможешь;
— Второе: хороший контакт с игроками. Они должны чувствовать, что ты за них в любой ситуации — нападает ли на них пресса, болельщики, другой клуб. Что ты готов решить любой их вопрос. Ты всегда в очень тесном контакте с игроками, потому что все они несколько избалованы победами и они уже имеют свою позицию, которую ты не обязательно должен принимать, даже чаще не принимать — но обязан выслушивать;
— Третье, каждый игрок должен чувствовать, что ты тренируешь именно его. Невероятно сложно создать такую, с одной стороны, иллюзию, а с другой стороны, реальность, в которой бы игрок понимал: вот тренер, сегодня он тренировал меня, не моего партнера, а именно меня.
Слуцкий немного подумал и добавил:
— Игроки очень самолюбивы и у всех есть задача: попасть в национальную сборную и уехать в зарубежный клуб. Для многих ЦСКА не является вершиной и последней частью карьеры. Для многих, особенно для европейских игроков, является ступенькой.
***
В этом ответе — весь Слуцкий. Умеющий посмотреть на любую ситуацию небанально. Я часто спрашивал действующих тренеров о критериях успешности и все они говорили примерно одно и то же, совпадая во мнениях с первыми двумя пунктами ответа главного тренера ЦСКА.
Что важно доказывать результатами свое соответствие должности. Что надо полностью посвятить себя работе. Что важно, чтобы игроки не играли ниже своего уровня.
Но ни от кого я не услышал слов о таком отношении к своим футболистам. О том, насколько важно иметь не просто правильные рабочие отношения с ними и налаженный диалог, но и правильным образом мотивировать футболиста.
***
В российских топ-клубах вопрос сохранения мотивации — один из самых сложных. Кому-то из тренеров это удается — тот же Халк сумел выйти на прежний уровень после небольшого спада. Кому-то нет — не хватит пальцев, чтобы перечислить спартаковских легионеров, зачахнувших здесь, а потом возродившихся в солидных европейских клубах. Слуцкий, вероятно, лучше большинства коллег сумел правильно разобраться в вопросах психологии в коллективе. Выстроить отношения и с легионерами, которым нужно было уехать, чтобы не пересидеть. И с тем русским костяком, который бы не потерпел дисбаланса в поведении тренера по отношению к «своим» и «приезжим».
Вспомните — до Слуцкого ЦСКА не всегда успешно продавал своих легионеров. Заработал на трансфере Олича всего два миллиона евро, не сумел грамотно распорядиться Карвальо.
При Слуцком подобных проколов почти не было. Разве что Хонда, но там обстоятельства ухода были неоднозначными. Писали, что «Лацио» был готов выложить за японца 12 млн евро, но ЦСКА отказался от трансфера, поскольку спортивный интерес в тот момент превалировал над финансовым, а когда возник «Милан», то Евгений Гинер и вовсе пошел на принцип.
Красич, Думбия, Вагнер — в условиях, когда ЦСКА был вынужден экономить и брать тех, кто подешевле, эти продажи выглядели очень мощно. И теряя лучших игроков, Слуцкий дважды умудрился сделать чемпионом клуб с шестым-седьмым бюджетом в лиге.
***
Я иногда думаю, кто лучше бы сработал в ЦСКА чем Слуцкий и не нахожу ответа. В 2009-м его приглашение выглядело для многих едва ли не ошибкой Гинера. В 2014-м понимаешь, что это был лучший трансфер президента ЦСКА за всю его эпоху.
После поражения от «Зенита» стало ясно, что ЦСКА не выиграет в этом году титул. Единственный мяч у армейцев забил Страннберг, купленный за 400 000 евро.
Но даже с такой атакой ЦСКА по-прежнему идет на втором месте.