33-летний Кристиан Нобоа предыдущий сезон провел на правах аренды в «Рубине», и все с интересом ожидали, как эквадорец после возвращения в Питер сумеет вписаться в схемы Сергея Семака. Полузащитник сделал это настолько убедительно, что его место в стартовом составе «Зенита» не подвергалось сомнению. Тем обиднее серьезная травма, которая подстерегла Криса во встрече с «Уралом» и вывела из игры на полгода. Впрочем, сам Нобоа в интервью «Спорту День за Днем» не согласился с последним утверждением.
Потрогал колено — оно горячее
— Не думаю, что в любое другое время было бы менее обидно, — говорит зенитовец, который сейчас в Барселоне проходит реабилитацию после операции. — Всегда хочется выходить на поле, доказывать, играть, побеждать — и когда дела идут на лад, и когда полоса не самая удачная.
— Читали отзывы в российской прессе, что «Зенит» лишился незаменимого футболиста?
— Честно говоря, было не до чтения различных изданий. Но если мою игру оценивали высоко и поддерживали после получения травмы, то я только рад. Хотелось и при Роберто Манчини быть значимой фигурой, но тогда не получилось.
— Спартаковец Жиго в воскресенье получил ту же травму, что и у вас, разрыв крестообразных связок, но с ней отыграл еще пару минут. Вы сразу поняли всю серьезность ситуации?
— Мгновенно. Раздался характерный треск разрыва связки, я дотронулся до колена — оно горячее, не мог наступить на ногу, так что никаких иллюзий не питал.
— Сколько я вас знаю, вы всегда в отличном настроении, на тренировках ни один «квадрат» не обходился без вашего смеха. Теперь же явно было не до шуток. Сколько дней приходили в себя?
— Я очень люблю футбол, благодарю Бога, что он мне дал возможность заниматься им профессионально, поэтому всегда улыбаюсь на поле. Сейчас же самыми сложными были первые 2–3 часа после травмы, когда я пребывал в неопределенности по поводу будущего. Это самое плохое. Потом сделали МРТ, окончательно стал ясен диагноз, мне рассказали, когда и что надо будет делать, как пойдет восстановление, стало полегче. Понятно, что расстроен, но определенность успокаивает. Остается работать каждый день, чтобы вернуться на прежний уровень.
— Рассчитываете с первого дня зимних сборов работать в общей группе?
— Я не загадываю. Естественно, любой бы на моем месте посчитал, что полгода восстановления, которые обычно закладывают при таких травмах, истекут к 20 февраля — как раз к матчам плей-офф Лиги Европы, куда, уверен, «Зенит» пробьется. Но, повторюсь, не хочу загонять себя в какие-то рамки, называть конкретные сроки возвращения. Когда смогу играть, тогда и выйду на поле.
По соседству с Браво и Де Брюйне
— Российские футболисты, включая зенитовцев, обычно оперируют «кресты» в Риме. Почему вы оказались в Барселоне?
— Это сразу для меня был приоритетный вариант. И хороший друг советовал, и агент поддерживал решение. В Барселоне у меня много приятелей, так что психологически мне здесь комфортнее. Плюс общение на испанском. Рад, что в «Зените» одобрили этот выбор.
— Качество клиники, полагаю, на высшем уровне?
— С этой точки зрения никаких сомнений нет. Все игроки «Барселоны» оперируются здесь, да и далеко не только они. Скажем, в соседней палате сейчас Клаудио Браво из «Манчестер Сити», он проходит реабилитацию, здесь же на днях был его одноклубник Де Брюйне, повредивший колено. Так что все в порядке.
— На домашнем матче с «Мольде» прошли сразу несколько акций в вашу поддержку — и со стороны команды, и со стороны болельщиков, оставлявших надписи на подготовленной клубом «Стене пожеланий». Впечатлило?
— У меня нет слов, чтобы выразить свои эмоции. С первой минуты меня все поддерживали — президент клуба, главный тренер, все руководители, футболисты, болельщики. Это очень-очень приятно, придает сил. Видел и футболки игроков, когда они выходили на поле, и «Стену пожеланий». Хочу сказать всем громадное спасибо.
— Что за история с Пингвиненком на футболках зенитовцев?
— Это пошло еще с тех пор, как мы впервые пересеклись с Дзюбой на сборах команды. Все только вышли из отпуска, Артем посчитал, что я полноват и не слишком быстр, стал называть Пингвиненком. Так и пошло. Думаю, вся страна уже знает, что с этим парнем не соскучишься. Мы много времени проводили втроем — я, Дзюба и Кокорин, это мои хорошие друзья. Присутствие Артема помогает «Зениту» не только в футбольном плане, но и в психологическом, он всех заряжает позитивом.
— Позитива в клубе вообще на старте сезона хватает.
— И это здорово. У нас понимающий тренер, хорошие руководители, вся команда стала одной семьей. Прекрасно, что сейчас так.
8:1 запомнятся надолго
— При Роберто Манчини, похоже, этого добиться не удалось. А Дзюба и Нобоа, отданные итальянцем в аренду, по мнению многих экспертов, после возвращения были лучшими на старте сезона. Это самый странный тренер в вашей карьере?
— Пожалуй, да. Мы относились уважительно друг к другу, как тренер и футболист, но у меня еще ни разу не было такого, чтобы полностью отсутствовал какой-либо контакт с главным. Поэтому я обрадовался, когда отправился в аренду. Почему так вышло — вопрос не ко мне, а к Манчини. Я перевернул эту страницу. Очень рад, что сейчас в «Зените» все по-другому.
— Вы же играли с Сергеем Семаком в «Рубине».
— Два года. Его уважали все партнеры, мы отлично ладили. Поэтому обрадовался, конечно, когда услышал новость о назначении Семака. Он в «Уфе» показал, что хороший тренер, вывел не самый именитый клуб в еврокубки и сейчас в «Зените» подтверждает свой уровень. Думаю, для всего российского футбола хорошо, что отечественный тренер возглавляет топ-клуб.
— Вам довелось поучаствовать в феерическом ответном матче с минским «Динамо» в Лиге Европы (8:1). Вряд ли ошибусь, если скажу, что ничего подобного в вашей жизни не было?
— Я вообще не знаю, было ли такое в истории футбола, а не то что в моей (смеется). Это было нечто невероятное. Тем более все складывалось против нас — не только счет 0:4 в первом поединке, но и удаление нашего футболиста, и игра на пустом стадионе, где было только немного болельщиков соперника. Однако мы проявили характер, показали, что настоящая команда, а не разрозненная группа футболистов, что мы одна семья. Эту победу еще долго будут помнить. Отыграться с 0:4 — это круто, однако я еще на пресс-конференции говорил, что верю в победу. У меня спросили, есть ли шансы? Ну если бы не было, надо было сразу заявить: давайте не будем играть, зачем время терять. Конечно, мы все верили в то, что пройдем, и зацепились за эту веру.
— Удалось посмотреть оба матча с «Мольде»?
— Как я мог их пропустить? Дома сделали хороший задел, а в ответной встрече в концовке пришлось тяжеловато. Нервничал у экрана, кричал: «Давай-давай!» Самое главное, что прошли в групповой этап. А легких соперников на этих стадиях уже не бывает, это нормально, что была борьба, что норвежцы до последнего старались отыграться.
— Показалось, что Семак даже решил поберечь некоторых игроков перед важным матчем со «Спартаком».
— Не думаю. Все же понимают, чем грозят такие вещи. Соперник был сложный, так что требовались максимальные усилия для выхода в группу. Уверен, главный тренер поставил лучший, на его взгляд, состав для этой игры.
С Ольгой всегда будем в хороших отношениях
— Как вам жеребьевка группового этапа еврокубков?
— Считаю, наша четверка с «Копенгагеном», «Бордо» и «Славией» — одна из самых сильных в Лиге Европы. Соперники серьезные, однако у «Зенита» достаточно хорошая команда для того, чтобы выходить из такой группы.
— В воскресенье в Питере сошлись первая и вторая команды в таблице чемпионата России. Нет ощущения, что именно «Зенит» со «Спартаком» в этом сезоне и разыграют золото?
— Пока все к тому идет. Впрочем, каждый год именно это противостояние — самое принципиальное. Где-то рядом обычно ЦСКА, в минувшем сезоне неожиданно выстрелил «Локомотив», но все же глобально два главных лидера российского футбола в последние годы — это «Зенит» и «Спартак».
— Питерцы были ближе к победе?
— Да. Я не судья, но мне, например, показалось, что следовало назначить пенальти за фол Фернандо на Дриусси. В таких принципиальных матчах качество игры уходит на второй план, все думают только о результате. Жаль, не удалось выиграть, однако и ничья — не худший вариант. «Зенит» продолжает идти на первом месте, это самое главное. А «Спартаку», полагаю, будет сложнее после ухода Промеса — все-таки это игрок, который был лидером атак.
— Многие отметили шикарную атмосферу на стадионе.
— Она фантастическая не только на игре со «Спартаком», а на каждом матче «Зенита». Замечательный стадион, потрясающие болельщики — это делает праздником каждую нашу домашнюю игру. Вся команда очень благодарна поклонникам, мы чувствуем эту поддержку, она нас вдохновляет, находиться на поле — одно удовольствие.
— Последний вопрос не о футболе. На днях новостные ленты облетело сообщение о вашем расставании с супругой Ольгой, вам даже пришлось выложить пост в Instagram с просьбой не оскорблять бывшую жену. Настолько серьезным оказалось давление на нее?
— Я сам этих сообщений не видел. Просто хотел всем объяснить, что мы с Ольгой остаемся друзьями, у нас растут дети, мы поддерживаем друг друга и всегда будем в хороших отношениях.
Личное дело
Кристиан Нобоа
Родился 9 апреля 1985 года в Гуаякиле (Эквадор)
Воспитанник клуба «Эмелек» (Гуаякиль)
Амплуа: полузащитник
Карьера игрока: «Эмелек» (2004-2006); «Рубин» (Казань, 2007-2011, 2018, аренда); «Динамо» (Москва, 2012-2014); ПАОК (Греция, 2015); «Ростов» (2015-2017)
В «Зените» с июня 2017 года. Контракт рассчитан до дета 2020-го
Достижения: чемпион России–2008, 2009. обладатель Суперкубка России–2012
В Российской премьер-лиге сыграл 239 матчей, забил 41 мяч
В «Зените» — 6 матчей, 1 гол
Использованы фото: ФК «Зенит», «Спорт День за Днем»