В субботу в Лондоне на футбольном стадионе «Уэмбли» Владимир Кличко в 11 раунде техническим нокаутом проиграл чемпиону мира в тяжелом весе по версиям WBA (super) и IBF британцу Энтони Джошуа, который стал теперь главной фигурой в королевской категории.
Был бы завсегдатаем какого-нибудь боксерского форума, я бы сейчас с пеной у рта доказывал, что прав, потому что был неправ в своем прогнозе, отдавая предпочтение Кличко, и вообще, неправота — это и есть настоящая правота, что средним умам недоступно.
Или, в крайнем случае, напирал бы на то, что всячески подчеркивал, что мой прогноз болельщицкий, так как братья Кличко — мои друзья с незапамятных времен. Но я этого делать не буду. Прогнозировал то, что прогнозировал. Мотивы — это не оправдание. Ошибся? Да, ошибся. И в общем-то, хотя дело могло сложиться по-всякому, но стало ясно, что ошибся, почти сразу.
Кличко жизненно важно было захватить инициативу в самом начале боя, так как было очевидно, что равные раунды судьи будут отдавать его сопернику, что кстати, впоследствии подтвердилось. Однако Владимир этого сделать не смог. Первый раунд был ни о чем: одна сплошная пристрелка и артподготовка. Во втором Кличко сумел слегка потрясти чемпиона прямым справа, но успех свой не развил. Третий раунд опять получился туда-сюда, а точнее, ни туда, ни сюда, но все-таки с минимальным преимуществом Джошуа.
В четвертом Кличко снова пустил в ход правую руку, достал британца и слегка болтанул его, а потом повторил свой успех. Джошуа, судя по его виду, в этом бою впервые узнал, как больно, оказывается, могут бить, но, к его чести, не растерялся, не съежился, а очень по-мужски принял эту новую для него реальность и приспособился к ней.
Что же касается Кличко, то дела для него складывались неважно. Он хорошо смотрелся, был очень подвижен, периодически перчил физиономию Джошуа своим фирменным джебом. Неплохо клинчевал, когда тот шел вперед. Однако в целом начало боя было не за ним не столько даже в плане нанесенных/пропущенных ударов, здесь баланс был более-менее ничейным, сколько психологически. Джошуа, на котором висела ответственность перед всей правящей морями Великобританией, от последнего бомжа под лондонским мостом до хранимой Богом королевы, слегка горел перед боем. Поражения на «Уэмбли» ему бы не то что не простили, но не забыли бы, и ему бы пришлось, как минимум, пару лет смывать это пятно со своей карьеры. Не понимать этого он не мог, и это ему здорово мешало в начале боя. Однако он быстро осваивался.
В пятом раунде ситуация получила дальнейшее развитие. Джошуа освоился полностью и «побежал» на Кличко с ударами. Зацепил его левым боковым, развил атаку, пробил мощный правый апперкот, затем еще несколько ударов и послал Кличко в нокдаун. Неприятный, но не самый страшный, так как он упал не столько от качества ударов, сколько от их количества, то есть, пробит он не был, что Владимир достаточно быстро и подтвердил.
Он поднялся с пола и продолжил бой. Более того, перешел сначала в контратаку, а потом и в атаку. Нанес где-то между делом еще удар справа, и Джошуа поплыл! Кличко нанес еще достаточно много ударов, приземлить чемпиона не смог, но по окончании раунда более измотанным выглядел Джошуа.
Судя по всему, он не полностью пришел в себя за время перерыва. В шестом раунде Кличко нанес свой лучший удар за весь бой, точный и мощный правый прямой, и здесь Джошуа свалился.
Упал тяжело и вставал еще тяжелее. До гонга времени было много, и показалось, что он до него дотянуть не сможет. Кличко набросился на Джошуа, но очень рационально. Он явно не делал ставку на обязательный нокаут здесь и сейчас. То есть, здесь-то здесь, другого места не было, но можно и не сейчас, а то вдруг цели не достигнешь и вымотаешься, а что потом делать в последних раундах?
Думаю, Владимир здесь не пошел на поводу у своих эмоций, и, как выяснилось, зря. Эмоции не всегда врут, а расчет не всегда оказывается верным.
Разумеется, диванным аналитикам, включая, разумеется, и меня, ясно, как надо было вести бой, что делать и чего не делать. Однако предъявлять здесь какие-то претензии к Владимиру, как мне кажется, неуместно и граничит с хамством.
Технологии развиваются быстро, и я вполне допускаю, что в какой-то момент у кухонных стратегов появится возможность в прямом эфире наблюдать за какой-нибудь битвой, и вот они тогда, кусая бутерброд, будут кричать идущим под пулями в атаку солдатам: «Вперед! Не трусить! О Родине думайте, сукины дети, а не о себе!»
Бред, конечно, но обучение боксеров смелости и решительности, исходящее от людей, которым даже комар не угрожает, столь же мерзко и чем-то напоминает описанную выше бредовую ситуацию. Да, наверное, Владимир здесь допустил ошибку, но не нам его судить за это.
Впрочем, седьмой раунд он тоже выиграл и вообще, казалось, захватил инициативу. Однако в восьмом эта инициатива стала от него потихоньку отползать. Джошуа периодически доставал его и справа, и слева. Кличко отвечал и неплохо. Его удары тоже время от времени достигали цели, но момент был упущен. Двадцать семь лет это далеко не сорок один. Здоровенный, как лось, Джошуа, которому как раз двадцать семь, сумел восстановиться посреди камнепада и потихоньку набирал обороты. А вот Кличко, которому сорок один, явно начал уставать.
Девятый и десятый раунды прошли более-менее в том же ключе. В какой-то момент создалось впечатление, что все, что Кличко надо сделать — это дотянуть до финального гонга. Впрочем, уверенности в судьях не было, да и преимущество его, если оно и было, внушало сомнения и опасения.
Однако в одиннадцатом раунде все решилось безо всяких судей, у двоих из которых, как потом выяснилось, британец был впереди со счетом 96-93 и 95-93. Поймавший второе дыхание Джошуа опять побежал на Кличко. Первый наскок Владимир выдержал, а во время последовавшего после паузы второго произошла катастрофа. Джошуа выбрасывал много ударов под разными углами и тут неожиданно пробил мощный правый апперкот, который Владимир не увидел. Он был потрясен, Джошуа ринулся на него с новой силой, пробил еще много чего, завершив дело левым боковым — и Кличко снова оказался на полу.
Он встал. Рефери немножко помог ему, потянув время. Джошуа снова пошел вперед, нанося удары один за другим. Честно говоря, не помню, каким именно он отправил Кличко во второй нокдаун, но это и не так важно. Это мог быть любой удар.
На этот раз Владимир вставал совсем тяжело. Рефери опять немного потянул время, и, хотя было ясно, что никаких шансов достоять до гонга у Кличко нет, все-таки дал команду продолжить бой. Джошуа запер Кличко в углу и стал наносить удары один за другим, и вот здесь рефери решил, что с Владимира хватит.
Он остановил бой, а вместе с этим, возможно, опустил перед Кличко шлагбаум, перекрыв ему дорогу в боксерское будущее. Конечно, через шлагбаум можно перепрыгнуть и попытаться снова стать молодым, но стоит ли? Стать моложе еще никому не удавалось, хотя всем хотелось, а вот попасть под поезд шанс есть.