На севере Петербурга, там, где расположены улицы Шостаковича, Композиторов, Прокофьева, проспект Просвещения, названия которых ласкают слух, легко можно проложить маршрут для пробежек на свежем воздухе. Или для прогулок. Кому что нравится — и то и то полезно. А занимаясь спортом или здоровьем, что порой одно и то же, можно заодно изучить и местные достопримечательности. Например — памятник знаменитому композитору Дмитрию Шостаковичу, расположенный на пересечении проспекта Энгельса и улицы, названной именем автора знаменитой Седьмой симфонии. Тут же, через дорогу, — музыкальный фонтан «Времена года».
Посадить можно даже памятник
Дмитрий Дмитриевич Шостакович, 110 лет со дня рождения которого отметим в сентябре, — великий советский композитор, педагог, профессор, один из гениев музыки ХХ века, автор 15 симфоний, шести концертов, трех опер и трех балетов. Возможно, памятник этому человеку можно было установить и в более известном месте города. Эта идея, если она есть, ждет своего воплощения. Потому что Дмитрий Шостакович наряду с другими деятелями культуры и искусства — такими как Петр Чайковский, Анна Ахматова, Александр Блок, Николай Гумилев, Дмитрий Лихачев, — безусловно, один из символов Петербурга.
Но и на том, как говорится, спасибо. Хотя и с установкой этой скульптуры возникли сложности. Количество коммуникаций под землей на ограниченном участке площади вынудило отказаться от изображения композитора во весь рост. В итоге Шостакович сидит среди партитур, как задумывалось, в момент сочинения знаменитой Седьмой, «Ленинградской» симфонии, которая была написана в 1941 году и исполнена чуть позже в Филармонии, когда город уже был взят в кольцо блокады. Сейчас, как известно, Филармония носит имя Дмитрия Шостаковича. Если возвращаться к памятнику, созданному скульптором Константином Гарапачом, то был момент, когда сотрудники Градостроительного совета Петербурга уже готовы были зарубить идею изваяния, так как композитор в своих очочках, сосредоточенный и внимательный, был похож на «библиотекаря». К тому же смущало наличие по соседству торгово-развлекательного комплекса «Гранд Каньон». Но в итоге все сложности были преодолены, и памятник открылся осенью 2009 года в присутствии внуков и сына композитора — Максима. Из колонок, расположенных неподалеку, то и дело звучат произведения Шостаковича, что создает в этом месте необыкновенную атмосферу, заставляющую людей остановиться и прислушаться.
Композиция музыкального характера и напротив, буквально через дорогу. Так называемый музыкальный фонтан. Четыре древнегреческие нимфы, расположенные на гранитных столбах, олицетворяют времена года и исполняют на музыкальных инструментах «мелодии богов». Мало того, что сами по себе скульптуры очень красивые, так еще и в теплое время года тут бьют фонтаны. Даже если думаешь о секундах и физической форме, когда пробегаешь или проезжаешь мимо на велосипеде, поневоле проникнешься духом искусства и культуры.
Журналист, судья, статистик
А теперь — момент, заинтересующий, безусловно, любителей спорта. Знаете ли вы, что Дмитрий Шостакович, помимо того что был выдающимся композитором, страстно любил футбол? Болел за ленинградские команды «Динамо», «Зенит». Его появление на стадионе, в очках, интеллигентном пальтишке, с портфелем, вызывало удивление окружающих. Хотя в первой половине прошлого века на футбол ходила самая разная публика — не то что сейчас. Стадион был местом общения, а не вражды. Рассказывают, однажды к Шостаковичу, сидевшему на трибуне, подошли мужички в надежде на то, что он им составит компанию «по употреблению», — тогда это было можно. Они спросили, кто ты, мол, товарищ, по профессии. Шостакович признался: композитор. Болельщики обиделись: не хочешь — не говори. Какие высокодуховные разговоры велись на трибунах!..
Шостакович был не просто болельщиком — любил футбол до фанатизма. Этот вид спорта был для него отдушиной, возможностью отдохнуть от работы и выплеснуть эмоции. Не забудем, в какое время жил Дмитрий Дмитриевич. Сталинская эпоха. И хотя он был лауреатом пяти премий великого кормчего, и на него порой обрушивались гонения, к счастью, творческого характера. Оперу «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова разгромили в центральной печати, разместив статью под названием «Сумбур вместо музыки». Причем на второй год ее существования. Может, автор статьи тоже решил «употребить»? И Шостаковичу приписывают фразу, которую он якобы произнес, имея в виду футбольную арену: «Стадион — единственное место в Союзе, где можно кричать не только за, но и против».
Композитору были близки рыцарские качества, присущие футболистам того времени, задача которых сводилась, по существу, к тому, чтобы совершить нехитрое действие — отправить мяч в ворота. И к этим самым футболистам он относился с пиететом. Однажды, уже будучи знаменитым, когда супруги не было дома, даже пригласил игроков «Зенита» домой на обед. И угощал их чем только мог, выказав себя хлебосольным хозяином. Те удивлялись такой чести, просили Шостаковича для порядка исполнить что-нибудь на рояле из своих сочинений, что и было сделано.
Композитор, оставивший большое наследие потомкам, был не только болельщиком, но и немного статистиком, немного журналистом, немного судьей — вот какой страстью пылал к футболу! Записывал результаты матчей и положение команд в турнирной таблице в тетрадку, которую называл «гроссбухом». Сам судил футбольные игры, для чего до войны закончил курсы арбитров. Публиковал статьи на футбольную тему в крупнейших спортивных газетах страны. Причем статистиком Дмитрий Дмитриевич был таким дотошным, что однажды послал в развернутой форме замечания к статье Константина Есенина, сына поэта Сергея Есенина и актрисы Зинаиды Райх, настоящего гуру футбольной статистики того времени. Есенин, не разобрав почерка приславшего письмо, решил связаться с ним по телефону. И, когда позвонил, не скрывая своего раздражения, спросил: здесь, мол, проживает старичок, интересующийся футболом? Когда он узнал, что фамилия старичка Шостакович, чуть не упал.
В творчестве Дмитрия Дмитриевича футбол, конечно, тоже оставил след. В 1930 году он написал музыку к балету «Золотой век». В основе сюжета — приключения советской футбольной команды, выехавшей за границу, где она провела матч с представителями капиталистического Запада, что нашло отражение в разных жанрах музыки, которые противопоставлены друг другу. Шостакович был не против написать что-то вроде гимна, посвященного футболу, но его опередил в 1938 году Матвей Блантер, другой композитор. Дмитрий Дмитриевич порадовался успеху коллеги.
Занимайтесь спортом и обязательно доберитесь до памятника Шостаковичу, человеку, который был влюблен в музыку и футбол. Может, и вас посетит тут муза…