Завтра Владимиру Александровичу Казаченку исполняется 60 лет. Конечно, накануне дня рождения не принято поздравлять. Но ограничиться материалами про Казаченка лишь в одном номере, в день юбилея, «Спорт» не мог себе позволить.
У каждого поколения свои кумиры. Однако есть люди, которые становятся символами клуба. Владимир Александрович — один из них. Если бы представить, что во времена соцреализма открылся бы фирменный магазин зенитовской атрибутики, то футболка с казаченковской «восьмеркой» принесла бы колоссальные доходы!..
Сегодня, хотя прошло уже более 30 лет, Казаченка помнят и любят болельщики, друзья и коллеги, соперники, одним словом все футбольное братство необъятной в прошлом страны!
Поздравления от тренера
Герман Зонин, заслуженный тренер СССР, возглавлял «Зенит» с 1973 по 1977 год:
— Когда я принял «Зенит», Казаченок играл на позиции полузащитника. Но я разглядел у него хорошие скоростные данные и выносливость в преодолении длинных дистанций, поэтому перевел в нападение на левый фланг. После этого я каждый день с ним индивидуально занимался — отдавал пас с правого фланга на левый, Володя принимал мяч, резко уходил к воротам и наносил удар. Затем его диапазон расширился, он стал чаще в центр смещаться. С учетом того, что Казаченок был дисциплинированным футболистом, он всегда хорошо играл.
Но только у него стало получаться на новой позиции, как появились проблемы с пахом. Полгода лечился, а я на протяжении всего этого времени справлялся у его мамы, как Володя себя чувствует. Лечили-лечили, он поправился, и тут же начался призыв в армию. А в советское время игроки обязаны были служить. Владимир поступил в пограничное училище и оттуда попал в московское «Динамо», куда его взял ныне покойный Александр Севидов. Призыв — другого выбора и не было!
А вообще Володя всегда умел найти общий язык с ребятами. У него очень хорошая жена, умный сын, которого я помню еще совсем ребенком. Владимир работал в «Химках», в Эстонии, спорткомитет назначил его старшим тренером молодежной команды Санкт-Петербурга. Мои поздравления Казаченку!
Поздравления от одноклубников
Михаил Лохов, защитник «Зенита» 1960–1970-х годов:
— Казаченок такой человек, который за счет улыбки и природной харизмы всегда был на виду. Это знаковая фигура для нашего города, Володю все узнают. Его имя, безусловно, очень много значит и для болельщиков, и для ветеранов.
Он очень веселый и добрый человек. Много всяких историй было — где-то пошутить мог. Машину перетаскивали с места на место, над массажистом подтрунивали. Он у нас был такой человек... романтичный. Раньше плавал, потом стал работать в клубе. Много рассказывал про море. Казаченок часто его подкалывал.
А еще была история, как Володя одного из игроков… связал. На установке тренеры спрашивают, ищут его. В итоге нашли в своей… кровати.
Алексей Стрепетов, полузащитник и нападающий «Зенита» 1968–1976 годов:
— С Володей мы лучшие друзья! Нас было трое — Казаченок, Володя Голубев и я. Вместе попали в «основу» «Зенита», до этого играли за дубль. Казаченок как губка впитывал все положительное, что было вокруг. Например, однажды он переписал таблички на имена мультгероев тех времен. А у нас в тот день приезжали чиновники из города. Можете себе представить переполох, когда вместо фамилий Льва Бурчалкина, Павла Садырина обнаружили героев мультиков?
Еще история — с одного из выезд ных матчей. В номере поселились втроем: я, Володя и Голубев. Последний взял да накурил. Окурки спрятал в тумбочку возле Володиной кровати и пошел спать в гостиную на диване. А мы в одной комнате ютились. Казаченок полночи не спал и говорил, как ему душно. Стали искать, в чем дело, — нашли окурки. Потом долго еще выгребали все это из тумбочки...
А в Кутаиси было модно покупать кепки. Наш массажист купил себе такую и повесил в раздевалке на гвоздь. Володя взял и прибил кепку к стене. Как было забавно, когда массажист отдирал свою покупку!
Владимир Долгополов, чемпион СССР — 1984 в составе «Зенита»:
— Расскажу историю, которую уже многие знают. Произошло это в 1980-м, когда я пришел в «Зенит», Казаченок уже был матерым игроком, со звездами на погонах. Владимир Александрович подошел ко мне и спросил, что я буду делать. Бегать я, мол, умею, и все. Я ответил: «Буду отбирать мяч». «А дальше-то что?» — продолжал «допрос» именитый форвард. Я сказал, что не знаю…
Володя посмотрел на меня и улыбнулся:
— Ты мне мяч отдавай, и все хорошо будет!
Это черта Казаченка — открытость в общении, оптимизм. Все молодые игроки чувствовали себя хорошо, поскольку он всегда был готов подсказать, поддержать. Казаченок умел быстро ориентироваться в непростой ситуации: и в жизни, и на поле. А еще у Владимира Александровича потрясающее чувство юмора, но многое, конечно, сейчас уже не вспомнить.
Хотелось бы пожелать ему здоровья, хорошего настроения и всевозможных успехов.
Поздравления от друзей-соперников
Леонид Буряк, полузащитник киевского «Динамо» и сборной СССР 1970–1980 годов:
— Я очень хорошо помню Володю. Это был отличный футболист со своим почерком и харизмой. Мобильный, быстрый, постоянно нацеленный на ворота. При той конкуренции, что присутствовала в советском чемпионате, он не попадал в сборную страны. Однако для любой команды была проблема сдержать Казаченка. «Зенит» долго не находился среди лидеров, но во времена Юрия Морозова, а позже Павла Садырина в Ленинграде было очень трудно играть. Валерий Васильевич Лобановский на установках всегда нас призывал: «Особое внимание — Казаченку!» Он забивал киевскому «Динамо» — и в составе московских одноклубников, и защищая цвета «Зенита». Для чемпионата СССР Владимир был звездой. Уверен, если бы Казаченок сегодня играл в российском чемпионате, то был бы лучшим форвардом! Володя, искренние поздравления из Киева!
Владимир Бессонов, защитник и полузащитник киевского «Динамо» 1970–1980 годов:
— Сильный, крепкий, по-футбольному острый, с обводкой, хорошо играл головой — можно много эпитетов привести. С ног Володю было практически не сбить, он был очень крепкий мужичок. Честно признаюсь, против него было очень сложно играть. В те годы он был одним из лидеров не только «Зенита», но и ведущим нападающим страны. До конца боролся на поле, всегда старался побеждать. Прекрасный человек, добрый, невспыльчивый.
Когда киевскому «Динамо» предстояло играть с «Зенитом», все надеялись на то, что Казаченок не сможет выйти на поле (смеется). Не хотелось против него играть. Своей комплекцией он мне напоминает Эдуарда Стрельцова. Я не хочу их сравнивать, они оба великие, каждый с какой-то своей стороны. В первую очередь они оба были хорошо, атлетически сложены, с чувством гола и поставленным ударом. С какой стороны ни посмотри — очень сильный футболист.
Понятно, что всех в киевское «Динамо» было бы сложно пригласить, но, я думаю, Валерий Лобановский не отказался бы от такого нападающего. Сложно сказать, играй Владимир за нашу команду, вызывался бы он в сборную СССР чаще или нет? В то время в линии атаки была высокая конкуренция — Блохин, Онищенко. Возможно, поэтому Казаченок всего дважды сыграл за национальную команду.
Евгений Ловчев, защитник «Спартака» и московского «Динамо» 1960–1970 годов:
— Я ко всем ребятам, с которыми выходил на поле в одно время, отношусь с большой теплотой. И неважно — в одной команде мы играли или бились по разные стороны баррикад. Всех считаю своими собратьями, в том числе и Казаченка. В «Динамо» мы пересеклись ненадолго, но Володя успел запомниться задорным характером. В то время вратарей было принято беречь, и когда на тренировках полевые игроки выходили к воротам, голкиперы не боялись — ждали, что мяч тихонечко в угол закатят. А Казаченок часто пугал Гонтаря с Пильгуем: замахивался и — бабах со всей силы! Иногда прямо во вратарей попадал. А потом бегом спасался. Догоняли его вратари? Иногда догоняли. Но чаще все-таки нет — стражи ворот ведь помедленнее бегают…
Несмотря на то что я спартаковский человек, а Володя — зенитовский, считаю его своим однокашником и соратником. И желаю здоровья, успехов и всего самого лучшего. Тем более Казаченку всего 60 исполняется — по сравнению со мной вообще мальчик. (Смеется.)
Александр Тарханов, форвард ЦСКА 1970–1980 годов:
— Это был очень серьезный соперник. Крепыш, с хорошей скоростью, умел держать мяч внизу. Ну и конечно, бомбардир! Если его сравнивать с кем-то из современных форвардов, то Владимир мне напоминает динамовца Кевина Кураньи. Хотя Казаченок был чуть ниже ростом, чаще старался продавливать защитников. К сожалению, давно уже не общались с Володей. Желаю юбиляру в первую очередь здоровья. Все-таки у него были какие-то проблемы с сердцем, когда он тренировал «Химки». Так что долголетия вам, Владимир Александрович!
Поздравления от подопечных
Андрей Тихонов, экс полузащитник сборной России, играл под руководством Казаченка в «Химках»:
— Владимир Александрович запомнился мне позитивным человеком, всегда улыбающимся. Конечно же, его тренировки отличались от того, к чему мы привыкли, зато многие добавили в скорости, неплохо двигались на поле. Поймите, скорость — она либо есть, либо ее нет. Во время тренировочного процесса мы старались поддерживать то, что нам дала природа. Ученик Казаченка — Александр Кержаков — от природы обладает скоростными качествами, а технику и мастерство Саша развил впоследствии.
Я до сих пор помню, насколько Владимир Александрович переживал за результат команды перед матчем с «Зенитом». Человека ночью на «скорой» увезли в больницу. Все это говорит о том, что тренер всем сердцем переживал за свою работу, буквально горел на ней. Уже после того, как Казаченок ушел из «Химок», мы встречались один раз на предыгровой тренировке в Петербурге. Очень тепло пообщались. Повторюсь, он всегда вызывал только положительные эмоции. Казаченок — открытый человек, который всегда располагает к себе.
Владислав Ефимов, нападающий молодежного состава «Зенита»:
— К Владимиру Александровичу я попал в переходный для себя период: я выпускался из академии «Зенита», нужно было где-то продолжать карьеру. Конечно, хотелось оказаться именно в молодежном составе. Казаченок позвонил мне, мы поговорили — я сказал ему, что хотел бы попасть в «молодежку». Тренер сразу показался мне веселым и внимательным человеком. Он пригласил меня в сборную Санкт-Петербурга, которую возглавил. Команда выступала этой зимой на Мемориале Гранаткина, матчи посещал тренерский штаб молодежного состава.
С первых дней работы с Владимиром Александровичем я почувствовал доверие с его стороны, а это большой стимул для игрока. В итоге мы неплохо выступили на турнире, и меня пригласили в «молодежку». Во многом именно благодаря Казаченку.
60 лет — серьезная во всех отношениях дата, поэтому хотелось бы от всей души поздравить его с юбилеем, пожелать здоровья и всех благ!
Поздравления от болельщиков
Иван Краско, народный артист России, болельщик «Зенита» со стажем:
— Владимир Казаченок — знаковое имя для Ленинграда-Петербурга! Многие болельщики приходили на стадион посмотреть его игру, забитые голы. Я много лет посещаю матчи «Зенита», общался с Пашей Садыриным и Левой Бурчалкиным. Это была потрясающая команда.
Владимир всегда отличался трудолюбием, спортивной злостью и умением бороться. Кстати, в этом плане на него очень похож Саша Кержаков — ученик Казаченка. Для меня это не просто имена в нашем футболе. Таких талантов, как они, нужно еще поискать!
Хотелось бы поздравить Владимира с юбилеем и пожелать долгих и счастливых лет жизни!
Андрей Заблудовский, участник бит-квартета «Секрет», болельщик «Зенита» с многолетним стажем:
— Для меня Казаченок — часть «Зенита», где бы Владимир Александрович ни находился. Я знаком с ним лично, это очень хороший человек, преданный «Зениту» и Петербургу. Он был классным нападающим, который не зря вызывался в сборную СССР. Считаю, что Казаченок мог бы еще сильнее себя реализовать в футболе, если бы остался играть в Москве. Но он до конца предан родному городу. 60 лет — не возраст. Те же Хиддинк и Капелло старше Казаченка на пять-шесть лет и продолжают тренировать. Очень бы хотелось, чтобы и Владимир Александрович нас всех удивил и продолжил тренерскую карьеру.
Поздравления от журналиста
Геннадий Орлов, телекомментатор, игрок «Зенита» и ленинградского «Динамо» 1960-х годов:
— Мы познакомились с Володей, когда он делал первые серьезные шаги в футболе. Я же в те годы начинал работу в Комитете по телевидению и радиовещанию. Тренер «Зенита» Герман Зонин порекомендовал мне пригласить нападающего в студию. Казаченок пришел и сразу меня удивил — в непривычной обстановке люди немного стесняются, начинают мычать в микрофон. А Володя сразу заговорил. Спокойно, складно...
Была еще одна интересная история, уже в 1990-е годы. Тогда вместе с Эрнестом Серебренниковым мы делали на ленинградском телевидении футбольную программу. Естественно, вместе ездили, готовили материалы. А Казаченок, уже завершивший карьеру, часто выступал у нас в роли эксперта. Однажды вышло так, что по дороге из СКК мы опаздывали в студию. Но эфир-то прямой! Что делать? Приезжаем — все в порядке. Оказывается, 20 (!) минут Казаченок работал вместо нас. Володя совершенно спокойно нас прикрыл.