• Картинная галерея

    От «Ленфильма» до Голливуда

    03.07.11 16:57

    Автор: Спорт день за днём

    Любые рейтинги условны, и предварившая этот материал десятка кинолент – не исключение. Как говорится, о вкусах не спорят.

    В Топ-10 на предыдущем развороте оказались фильмы-события, так или иначе оставившие неизгладимый след в сознании поклонников кинематографа. Однако наличие огромного пласта картин о спорте заставляет рассказать о некоторых из них поподробнее, попутно пытаясь ответить на курьезные вопросы вроде: «Как попасть в заявку киевского “Динамо”, не являясь при этом профессиональным футболистом?», «Сколько потратили создатели “Рокки” на производство самого прибыльного фильма в истории кино?», «Что кроется за экзотическим названием “Гарпастум”?»... Корреспонденты «Спорта» покопались в киноархивах, нашли искомые ответы и отправились пересматривать любимые шедевры.

    «Вратарь» (1936)

    Режиссер: Семен Тимошенко

    В ролях: Григорий Плужник, Татьяна Гурецкая, Людмила Глазова, Анатолий Горюнов

    Кинокомпания: «Ленфильм»

    Автором сценария стал журналист «Известий» Лев Кассиль, немало писавший о спорте и, в частности, о футболе, выезжая в составе делегации национальной сборной как на товарищеские, так и на официальные матчи.

    Во время путешествий не обходилось и без форс-мажора. Так, пароход, возвращавшийся из Турции, где сборная провела очередные конт­рольные встречи, штормом вынесло на мель у румынского мыса Мидия. Умер Кассиль у телевизора, во время финального матча чемпионата мира 1970 года.

    Через год по сценарию Льва Абрамовича вышел другой фильм – «Ход белой королевы». Правда, самым известным произведением автора остался «Вратарь республики», первый советский роман о спорте. К слову, любимая книга девятилетнего Льва Яшина. По признанию самого Кассиля, он был большим поклонником московского «Спартака» и писал своего героя с Анатолия Акимова, стража ворот красно-белых.

    Интересно, что актер Григорий Плужник, исполнивший главную роль Антона Кандидова, после выхода фильма на экраны получил приглашение в киевское «Динамо», несмотря на то что никогда профессионально не занимался вратарским ремеслом. Это, однако, не помешало заявить его третьим голкипером после Николая Трусевича и Антона Идзковского. Последний, будучи одним из лучших советских вратарей 30-х, напротив, дебютировал во «Вратаре». В той самой роли стража ворот «Черных буйволов».

    «Первая перчатка» (1946)

    Режиссер: Андрей Фролов

     

    В ролях: Владимир Володин, Иван Переверзев

    Кинокомпания: «Мосфильм»

    Популярный послевоенный фильм, который только в первый год проката посмотрели без малого 20 миллионов человек. Еще больше полюбилась простому люду песня на стихи Лебедева-Кумача и музыку Со­ловь­ева-Седого: «Закаляйся, если хочешь быть здоров, постарайся позабыть про докторов – водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров!»

    В главной роли пожилого тренера по боксу Ивана Васильевича Привалова выступил Владимир Володин, один из основателей Московского театра оперетты; за его плечами уже остались такие культовые картины, как «Цирк» и «Волга-Волга». Интересно, что через восемь лет он примет участие в съемках другого фильма о боксе, «Чемпион мира», и его герой будет носить имя... Иван Васильевич.

    В этих же фильмах задействована и Надежда Чередниченко, каждый раз исполнявшая роль возлюбленной протагониста. «Первая перчатка» – дебют кинодивы, на съемках которого она и познакомилась со своим будущим мужем... Иваном Переверзевым.

    Переверзев, явившись в образе Никиты Крутикова, по сути, впервые предстал перед широкой публикой. Позже о нем заговорили как о советском Рокки. Правда, куда больше этой славы заслужил соперник Крутикова в финале, Юрий Рогов, которого сыграл Анатолий Степанов, чемпион СССР по боксу 1946 года.

    Консультировал создателей «Первой перчатки» Константин Градополов, чемпион СССР 1926 года. Наряду со званиями заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера страны, Константин Васильевич добился регалий и заслуженного работника культуры.

    В числе его работ, например, довоенный фильм «Боксеры», где он перевоплотился в Анри Ланса, чемпиона Европы.

    «Хоккеисты» (1964)

    Режиссер: Рафаил Гольдин

    В ролях: Михаил Глузский, Георгий Жжёнов, Эльза Леждей, Люсьена Овчинникова, Виктор Павлов

    Кинокомпания: «Мосфильм»

    Картина увидела свет в 1964 году, когда Советский Союз только начинал «заболевать» хоккеем. «В те годы возник хоккей с шайбой, или, как его называли тогда, канадский хоккей, или просто “канада”», – писал Юрий Трифонов в «Доме на набережной». Кстати, перу Юрия Валентиновича, одного из самых значимых писателей 60–70-х, и принадлежит сценарий данного фильма.

    Трифонов, как и Кассиль, отчаянно увлекался спортом, почти 20 лет состоял в редколлегии журнала «Физкультура и спорт», периодически посещая чемпионаты мира по хоккею. В частности, Юрий Валентинович побывал на «золотом» для нашей сборной мундиале 1963 года в Стокгольме.

    Занимательно, что рассказ о хоккее Трифонов назвал «Победитель шведов». Главный герой произведения и фильма, что важно, совпадает: хоккеист Дуганов по кличке Дуган – звезда, на которую молятся болельщики.

    Как вспоминал Вячеслав Шалевич, исполнитель роли Дуганова, чтобы эпизоды игровых моментов отличались достоверностью, операторы снимали хоккеистов ЦСКА и «Спартака» в костюмах героев кинофильма. Например, Старшинов надевал парик для сходства с главным героем.

    Кроме того, в качестве консультантов удалось привлечь таких мэтров, как Аркадий Чернышев и Виктор Тихонов, а в роли судьи ­решающего матча снялся олимпийский чемпион Алексей Гурышев, центр­форвард столичных «Крыльев Советов» (1947–1961), двукратный чемпион мира, чемпион и обладатель Кубка страны.

    Интересная деталь: на трибунах среди зрителей финального матча между «Ракетой» и «Металлистом» можно заметить космонавта Юрия Гагарина.

    «Голубой лед» (1969 )

    Режиссер: Виктор Соколов

    В ролях: Александр Горелик, Наталья Седых

    Кинокомпания: «Ленфильм»

    Как говорят, под четой Берестовых, вокруг которых и строится основная коллизия фильма, подразумевались Олег Протопопов и Людмила Белоусова. Именно эта пара заложила основы советской школы фигурного катания. На Олимпиаде в Инсбруке они завоевали первую золотую медаль.

    Но исполнители главных ролей, Александр Горелик и Наталья Седых, интересны и сами по себе. Так, первый за год до выхода фильма в паре с Татьяной Жук стал на Олимпиаде в Гренобле серебряным призером, а его партнерша – тоже не чужой в фигурном катании человек – завоевала титул чемпиона Москвы среди девочек и в десятилетнем возрасте попала в призеры первенства страны уже во взрослом разряде.

    Несмотря на очевидные перспективы, Наталья избрала другой путь, выбрав кино, и проснулась знаменитой после первой же роли в киносказке «Морозко» (помните Настеньку с ясными голубыми глазами и голосом-колоколь­чи­ком?). Правда, чета Москвиных, консультировавшая режиссера Виктора Соколова, после съемок фильма пыталась уговорить Седых вернуться в фигурное катание, обещая сделать из нее чемпионку. Тщетно.

    Наталья не задержалась и в киноискусстве – взяла свое любовь к Большому театру. «Голубой лед» стал последним в недолгой фильмографии будущей балерины, которая признавалась:

    – Я лет в пять увидела фильм «Серенада Солнечной долины», где Соня Хени каталась на коньках в горах, и решила, что такое завершение – лучше всего.

    «Спорт, спорт, спорт» (1970 год)

    Режиссер: Элем Климов

    В ролях: Георгий Светлани, Валерий Брумель, Никита Михалков

    Композитор: Альфред Шнитке

    Кинокомпания: «Мосфильм»

    Два брата Климовы (Элем выступил режиссером, а Герман – сценаристом) сняли фильм новаторский, который, по сути, проторил путь небанальному повествованию о спорте. Сам же Элем видел в спорте «формулу гармонии», которую и пытался отразить в своей картине.

    «Спорт, спорт, спорт» сочетает постановочные сцены с документальными кадрами (так, две секунды на экранах красовались легендарные «Битлз»). Причем авторы синтезировали не только советские архивы, но и заглянули в кинотайники Венгрии, ГДР, Польши, Франции, Швеции и Югославии.

    В частности, отражена непростая судьба Валерия Брумеля, советского легкоатлета, который в автокатастрофе получил перелом ноги, перенес порядка тридцати операций, но вернулся в спорт и в том же 1970 году покорил высоту 2,07. Правда, вскоре порвал ахиллово сухожилие и стал инвалидом второй группы.

    Историческая канва перемежается с высказываниями известных людей о спорте. Например, польского актера Даниэля Ольбрыхского и комментатора Вадима Синявского. В фильме также звучат стихи в авторском исполнении Беллы Ахмадулиной «Ты человек! Ты баловень природы...».

    «Гарпастум» (2005)

    Режиссер: Алексей Герман – младший

    В ролях: Данила Козловский, Евгений Пронин, Чулпан Хаматова

    Кинокомпания: V. K. – компания, «Ленфильм»

    Алексей Герман – младший в своей второй картине тесно сплел сразу несколько линий. Одна из них – культурная. На заднем плане кадра, например, мелькает человек в костюме Пьеро, образ которого, как известно, в начале прошлого века создавал Вертинский. К тому же дух Серебряного века призваны передать Гоша Куценко (А. Блок), Сергей «Африка» Бугаев (О. Мандельштам) и Инна Левинтан (А. Ахматова).

    Футбол же – удачно найденная метафора в водовороте большого времени, увлекающего двух братьев, брюнета и блондина, Николая и Андрея, мечтающих жить играючи. Им мешает диверсант Гаврило Принцип и грянувшая за убийством эрцгерцога Фердинанда Первая мировая война.

    К слову, практически все футбольные сцены в «Гарпастуме» (harpastum – античная игра в мяч) – чистой воды импровизация. По словам режиссера, в некоторых случаях снимали по сорок дублей, несмотря на то что одним из трех условий при кастинге было умение играть в футбол (два других – соответствие сценарному образу и хорошие актерские данные). Неудивительно, что актеров на главные роли искали три месяца, просмотрев 3–4 тысячи фотографий.

    Но затраченные усилия того стоили. На фестивале в Венеции зрители после просмотра фильма стоя аплодировали четырнадцать минут, а по словам Александра Вайнштейна, продюсера картины, «Гарпастум» до «Золотого льва» не добрал всего один голос жюри.

    Правда, без внимания фильм не остался. На кинофестивале «Остров Крым» жюри удостоило «Гарпастум» приза «Голос эпохи», а кинокритики по итогам 2005 года вручили Алексею Герману – младшему «Золотого Овна» за лучшую режиссерскую работу. Данила Козловский, отразивший характер Николая, получил «Белого слона» за лучшую мужскую роль.

    «Ребята из Индианы» (1986)

    Режиссер: Дэвид Энспо

    В ролях: Джин Хэкмен, Барбара Херши, Деннис Хоппер

    Киностудия: Hemdale Film Corporation

    В одном из самых баскетбольных штатов США, Индиане, есть крошечный городок с не совсем американским названием Милан и населением, не превышающим двух тысяч человек. В городке есть школа, а в школе – баскетбольная команда, вполне логично нареченная «Милан Индианз» (если быть уж совсем педантичным, название итальянского города здесь произносят чуть иначе: Майлан).

    В далеком ныне 1954 году те самые «Индианз» сотворили одну из невероятнейших сенсаций в истории американского спорта, завоевав титул чемпиона штата. В финале был повержен фаворит, команда «Манси Сентрал Бэаркэтс», представлявшая школу, в 10 раз превосходившую «миланцев» по количеству учащихся (видео концовки этого матча смотрите здесь. Успех выскочек был тем весомее, что на пути к матчу за золото они в четвертьфинале выбили еще одного грозного конкурента – команду школы «Криспас Эттакс», в составе которой выступал сам Оскар Робертсон! Эту неудачу будущая легенда НБА потом компенсирует с лихвой, завоевав два кряду титула чемпиона штата в 1955–1956 годах (первый из них был поистине знаковым в разгар расовой сегрегации в США, поскольку впервые титул чемпиона штата выиграла команда, представляющая школу для афро­американцев).

    32 года спустя сюжет необыкновенного подвига аутсайдеров из Милана лег в основу картины режиссера Дэвида Энспо Hoosiers, признанной ЕSPN и рядом других авторитетных заокеанских медиа лучшим фильмом о спорте в истории американского кинематографа. Картина, известная в России под двумя названиями – «Ребята из Индианы» и «Лучший бросок», собрала тогда более $ 28 млн в прокате, но ее популярность не спадает и по сей день. От реальной истории создатели фильма отходили в деталях (действие проходит не в 1954-м, а в 1952 году, тогда как команда пере­именована в «Хикори»), а наличие таких звезд, как Джин Хэкмен, Барбара Херши и Деннис Хоппер обеспечило картине высокие рейтинги даже в тех штатах, где баскетболу традиционно предпочитают футбол и бейсбол.

    «Победа»* (1981)

    Режиссер: Джон Хьюстон

    В ролях: Майкл Кейн, Сильвестр Сталлоне, Пеле

    Киностудия: Paramount Pictures, Lorimar

    Триумф, о котором говорится в названии картины Джона Хьюстона, скорее, фигурального характера: матч между командой оккупировавших Париж немецких войск и многонациональной компанией военнопленных заканчивается ничьей, но она равна победе, так как в суматохе всеобщего ликования высыпавших на поле зрителей (чьи симпатии, естественно, на стороне узников) последним удается «под шумок» выбраться на свободу. В основу сюжета легла история футболистов киевского «Динамо», летом 1942-го неоднократно сражавшихся на поле с немцами в оккупированной столице Украины, а дублером парижского стадиона «Коломб» стала будапештская арена МТК.

    Команда военнопленных представляла собой настоящий интернационал, в котором бок о бок мяч гоняли англичанин (в исполнении Майкла Кейна), аргентинец (кумир фанатов «Тоттенхэма» Освалдо Ардилес), поляк (легендарный польский хавбек Казимеж Дейна), бельгиец (форвард «Андерлехта» Пол ван Химст), шотландец (полузащитник «Ипсвича» Джон Уорк), ирландец (одноклубник Уорка Кевин О’Кэллахэн) и даже норвежец (Халлвар Торесен из ПСВ). Однако игроком с самой незаурядной биографией был «Король футбола» Пеле, сыгравший роль тринидадского капрала Луиса Фернандеса.

    В общей сложности в картине снялись 18 профессиональных футболистов, а на лавры Пеле покусился Сильвестр Сталлоне, исполнявший одну из ключевых ролей американского голкипера Роберта Хэтча. По словам очевидцев, Сталлоне, на пике славы после всемирного успеха «Рокки», просил Хьюстона переписать сценарий и сделать вратаря автором победного гола. Не пожелав «натягивать» сюжет в угоду звезде, режиссер отказал, зато придумал концовку, в которой при ровном счете немцы на последних секундах бьют пенальти, и… вот уж сюрприз – герой Сталлоне отражает удар с точки, сохраняя ничью!

    Правда, для Сталлоне на съемках не все складывалось гладко: на одной из тренировок пущенный Пеле мяч сломал ему палец, а в другом эпизоде Слай неуклюже приземлился после броска и сломал ребро. Придя к выводу, что без консультаций профессионала ему не обойтись, Сталлоне после этого стал брать уроки вратарского мастерства у знаменитого Гордона Бэнкса.

    * Также известен и под названием «Бегство к победе» (Еscape to Victory).

    «Рокки» (1976)

    Режиссер: Джон Авилдсен

    В ролях: Сильвестр Сталлоне, Талия Шайр, Берджесс Мередит, Карл Уэзерс

    Киностудия: United Artists

    Прежде чем перевоплотиться в ветерана вьетнамской войны Джона Рэмбо, истребляющего в лесах американской глубинки толпу насильников и садистов, «по совместительству» трудоустроенных в местном отделении полиции, Сильвестр Сталлоне снялся в другом культовом фильме, где сильные мускулы и умение драться также были его главными козырями на экране.

    Сценарий к картине «Рокки» Слай написал за три дня в марте 1975-го под глубочайшим впечатлением от увиденного по телевизору боя Мухаммеда Али с аутсайдером Чаком Вэпнером. Сталлоне вдохновил последний, уступивший чемпиону лишь за 19 секунд до конца заключительного, 15-го, раунда – отсчитав распластавшемуся на полу претенденту до девяти, судья присудил победу Али техническим нокаутом.

    История Вэпнера, служившего в морской пехоте, а потом переквалифицировавшегося на гражданке из охранников в боксеры (на ринге бывший морпех сражался отчаянно – в 1970-м его бой с Сонни Листоном был окончен досрочно, а проигравшему Чаку на лицо наложили 120 (!) швов), воодушевила Сталлоне настолько, что он наотрез отказывался продавать сценарий крупным киностудиям, если те не снимут именно его в главной роли выскочки итальянских кровей Рокки Бальбоа. Боссы United Artists изначально хотели видеть в этом качестве звезду первой величины (шорт-лист претендентов возглавляли Роберт Рэдфорд, Райан О’Нил, Барт Рэйнолдс и Джеймс Кан), но Сталлоне, несмотря на огромные финансовые трудности, решился не продавать сценарий, пока на роль не утвердят его.

    Картина в итоге получила 10 номинаций на «Оскар» и выиграла три статуэтки – за лучший фильм, режиссуру и монтаж, а кассовый успех был просто ошеломительным: снятый всего за $ 1 млн «Рокки» принес создателям $ 225 млн, что и по сей день остается рекордом прибыльности в истории Голли­вуда.

    «Его игра» (1998)

    Режиссер: Спайк Ли

    В ролях: Рэй Аллен, Дензел Вашингтон, Мила Йовович

    Киностудия: 40 Acres & A Mule Filmworks

    Если вам показалось, что в низкорослом темнокожем очкарике в майке «Никс» на первом ряду «Медисон Сквер Гарден» вы разглядели Спайка Ли, – не волнуйтесь, со зрением у вас все в порядке. Ли – практически «часть инвентаря» в легендарной арене, да и на выезды нью­йоркцев выбирается часто, несмотря на плотный рабочий график. Баскетбол – давняя страсть известного режиссера, и, возможно, не меньшая, чем фильм. Любовь к оранжевому мячу Спайк запечатлел и на пленке, сняв культовую картину об игре, которая, словно прокинутый через горную реку мостик, помогает восстановить почти что развалившиеся отношения между отцом и сыном.

    Основная сюжетная линия фильма, которую в упрощенной форме можно было бы свести к выбору суперталантливым юнцом колледжа, гораздо сложнее этой банальной формулировки. Как сделать правильный ход и разобраться в себе, когда кругом соблазны и непонятно кому верить, – вот дилемма для главного героя в исполнении Рэя Аллена.

    Кульминация сюжета – сражение с отцом (Дензел Вашингтон, вооруженный отличным броском и бесподобным афро) one-on-one на бас­кетбольной площадке. Добавьте сюда шикарную работу оператора (чего только стоит открывающая картину сцена, в которой камера бороздит просторы баскетбольной Америки от кукурузных полей Индианы до чикагского United Center) и великолепный саундтрек Public Enemy с завораживающим титульным треком, и вы поймете почему этот фильм любят все, кто неравнодушен к игре, придуманной Джеймсом Нейсмитом.

    «Бешеный бык» (1980)

    Режиссер: Мартин Скорсезе

    В ролях: Роберт Де Ниро, Джо Пеши, Кэти Мориарти

    Киностудия: Chartoff-Winkler Productions

    В начале 70-х Роберт Де Ниро был малоизвестен и перебивался случайными заработками, появляясь в небольших ролях в малобюджетных картинах. Взлет получился стремительным, а вслед за принесшим ему «Оскар» «Крестным отцом – 2» за роль второго плана (1974 год) тут же последовал колоссальный успех «Таксиста» (1976) и «Охотника на оленей» (1978). Экранизировать жизнь Джейка Ла Мотты, чемпиона мира по боксу в среднем весе на стыке 40-х и 50-х, Де Ниро хотел давно, но его близкий друг Мартин Скорсезе, ранее снимавший его в «Таксисте» и «Злых улицах», к боксу относился прохладно и идеей не проникся.

    После выхода «Охотника на оленей» Де Ниро вновь принялся уговаривать товарища снять ленту о человеке, в жизни которого были не только сражения в обнесенном канатами квадрате, но и свалившаяся в одно­часье слава, ставшая огромным грузом для Ла Мотты. В его «послужном списке» значились и связи с криминальным миром, договорной бой, отлучение от бокса, семейные скандалы, тюрьма... В этот раз Скорсезе согласился, подарив впоследствии мировому кинематографу настоящий шедевр, принесший тому же Де Ниро «Оскар» за главную роль (большинство кинокритиков сходятся во мнении, что «Бешеный бык» стал вершиной карьеры актера).

    Известный глубокими погружениями в жизни изображаемых на экране героев, Де Ниро не только прибавил 30 кг, чтобы убедительнее сыграть закончившего карьеру, располневшего Ла Мотту, но и практически стал частью семьи экс-чемпиона. Его визиты раздражали третью жену боксера Дебру, обвинившую актера в том, что его почти двухлетний прессинг Джейка стал одной из ключевых причин развала ее брака с Ла Моттой.

    Сам боксер не только охотно пускал Бобби к себе в дом, но и спарринговал с ним на тренировках, попутно давая ценные советы. Свое прозвище Ла Мотта заработал благодаря нечеловечески высокому болевому порогу, позволявшему оставаться на ногах и после самых брутальных атак соперников. В спаррингах «Бык» Де Ниро не щадил, а тот – вжившись окончательно в роль – так увлекся, что как-то на тренировке сломал ребро Джо Пеши, исполнявшему в фильме роль его брата.

    При озвучке сокрушительных ударов, которые Ла Мотта пропускал сам и наносил другим, режиссер звуковых эффектов Фрэнк Уорнер расспрашивал боксера, на что похож пропущенный хук. В итоге такие «бомбы» озвучивали выстрелом ружья и хрустом раскалываемого пополам лезвием ножа арбуза.

    Патологически ревнующий жену Де Ниро – тиран и насильник, который может вспылить из-за банальной мелочи. Гнев деструктивного Ла Мотты, вымещаемый на беззащитной спутнице, – это штрих к портрету антигероя, не имеющего ничего общего с человеком, который первым в истории бокса побил Шугера Рэя Робинсона. Заключительная сцена монолога оплывшего жиром Ла Мотты, который скатился до неудачного комика в собственном клубе, грустна до боли. Так чемпионы не заканчивают, они так заканчиваются.

    «Матч смерти»

    На весну 2012 года намечен выход фильма «Матч». Режиссер Андрей Малюков решил взять за основу известный сюжет «Матча смерти», который якобы прошел в Киеве в 1942 году. К разработке данного мифа, к слову, приложили руку Лев Кассиль и Евгений Карелов, в советское время снявший в героическом ключе «Третий тайм», посвященный этому событию.

    В том фильме отметились Леонид Куравлев и Вячеслав Невинный, а в новой редакции предстанут Сергей Безруков и Елизавета Боярская. Такой выбор неслучаен: как говорят, сценаристы немного отошли от собственно футбольной составляющей, сместив акценты на любовную линию.

    Сергей Безруков сыграет Николая Раневича, прототипом которого послужил Николай Трусевич, голкипер киевского «Динамо», участник «Матча смерти», через полгода после этого расстрелянный в Бабьем Яру.

    Съемки фильма начались этим летом и проходят в двух городах – Киеве и Харькове. На протяжении целой недели вратарским премудростям Безрукова обучал Сергей Овчинников, ныне возглавляющий минское «Динамо».

    Примечательно, что именно «Босса» вынесли на обложку современного издания книги «Вратарь». В свою очередь, Трусевич когда-то помогал войти в курс дела Григорию Плужнику, которому предстояло сыграть голкипера в фильме «Вратарь».

    Круг замкнулся, господа.

    «Мяч забил... Сократ»

    «Футбольный матч для философов» – скетч (буквально – набросок) британской комик-труппы «Монти Пайтон», представленный в 1972 году в ее телевизионном шоу. Вместо самого игрового действа мудрецы ходят по полю олимпийского стадиона в Мюнхене и размышляют о высоких материях.

    Лишь один Беккенбауэр, подлинный футболист, невесть как попавший в одну команду с романтиками Шлегелем и Шеллингом, экзистенциалистами Ясперсом и Хайдеггером, которых к тому же возглавляет религиозный деятель Мартин Лютер.

    В полуфинале немцы выбили из розыгрыша «знаменитую английскую тройку» Бентам – Локк – Гоббс, а самым грубым игроком германцев проявил себя Ницше, удостоившийся третьей желтой карточки в четырех матчах.

    В ряды греческой команды, как уверяет комментатор, удивительным образом затесался Архимед. Именно он догадался, что нужно делать, воскликнув «Эврика!» и разыграв комбинацию с участием Гераклита и Сократа. Попутно миновав Гегеля, капитана противоборствующей команды, антики забили победный мяч.

    Немцы, естественно, бросились к рефери. В этом качестве выступил Конфуций, а ассистировали ему Блаженный Августин и Фома Аквинский. Гегель упирал на то, что «реальность – отражение ненатуральной этики», а Фейербах – что онтологически весь матч был сыгран в воображении, и лишь вышедший на замену Маркс заметил, что был офсайд.

    Конфуций остался непреклонен.

    «Многоборец» Феррелл

    Американский актер Уилл Феррелл громогласно заявил о себе в фильмах об Остине Пауэрсе, где ему досталась роль Мустафы. Но в обширной фильмографии комика ирландского происхождения нашлось место и картинам о спорте. Можно даже сказать, что Джон

    Уильям (таково настоящее имя Феррелла) на этих картинах сделал себе имя и сколотил неплохой капитал.

    По крайней мере за фильмы «Бей и кричи» и «Рикки Бобби» он получил суммарный гонорар в размере $ 40 млн. Не остались внакладе и продюсеры: например, уже упомянутая лента «Рикки Бобби» в первые выходные собрала $ 47 млн, а «Лезвия славы: звездуны на льду» – $ 33 млн.

    К слову, картин о спорте в послужном списке Феррелла целых четыре. Причем они посвящены разным видам спорта: футболу («Бей и кричи», 2005), автогонкам («Рикки Бобби: Король дороги», 2006), фигурному катанию («Лезвия славы: звездуны на льду», 2007), а также баскетболу («Полупрофессионалы», 2008).

    В последней из них Феррелл играет Джека Муна, владельца команды «Флинт Топикс». Худшая в лиге АБА, она претендует на одну из четырех путевок, ведущих в элиту, образуемую в результате грядущего слияния с НБА. Незамысловатая комедия получила ESPY Award как лучший фильм о спорте.

    «Полупрофессионалы» пользовались и зрительским вниманием. Правда, не таким уж обильным, как до этого. В первый уик-энд они опустошили карманы киноманов, выудив из них $ 15 млн, а за все время проката сумма перевалила за $ 40 млн.

    Феррелл не унывает, продолжая интересоваться как американским, так и европейским (соккер) футболом, в котором его симпатии на стороне лондонского «Челси».

    Также рекомендовано к просмотру:

    • «Мошенник» (бильярд, 1961)

    • «Баллада о Брайане» (американский футбол, 1971)

    • «Уходя в отрыв» (велоспорт, 1979)

    • «Огненные колесницы» (легкая атлетика, 1981)

    • «Дархэмский бык» (бейсбол, 1988)

    • «Поле его мечты» (бейсбол, 1989)

    • «Руди» (американский футбол, 1993)

    • «Джерри Магуайер» (американский футбол, 1996)

    • «Вспоминая «Титанов» (американский футбол, 2000)

    • «Али» (бокс, 2001)

    • «Малышка на миллион» (бокс, 2004)

    • «Чудо» (хоккей, 2004)

    • «Гол!» (футбол, 2005)

    • «Рестлер» (рестлинг, 2008)



    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»