Комментатор Сергей Шипов в интервью «Спорту День за Днем» рассказал, в каком формате должен проходить супертурнир Магнуса Карлсена, чтобы гроссмейстеры не занимались читерством.
Чемпион мира по шахматам норвежец Магнус Карлсен организовал турнир с призовым фондом 250 тысяч долларов. Он начнется 18 апреля и будет показан на портале Chess24 с комментариями на девяти языках. В турнире примут участие восемь лучших шахматистов мира по текущему рейтингу ФИДЕ. Среди них два россиянина – Ян Непомнящий и Александр Грищук.
– Такой турнир напрашивался, – считает Шипов. – Когда люди сидят каждый в своей конуре, напрашивается интернет-соревнование. Но есть нюанс.
– Какой?
– Самое главное сдерживающее обстоятельство для интернет-турниров – нет возможности проконтролировать честность игры. Когда под рукой есть и компьютер, и компьютеры – человек вполне может пользоваться подсказками. Все попытки доказать это – лишь волюнтаризм, что называется, на глазок. Особенно это касается турниров с серьезными призовыми.
– Здесь призовой фонд – 250 тысяч.
– Вооот! Когда рядом сидит друг, жена... Партия заводится на другом компьютере, так что программным образом это не отследишь. Видит подсказочку, шепчет аккуратненько «лошадью ходи, лошадью», и так потихоньку побеждает. Как решать эту проблему – за последние много лет четкого понимания нет. Единственный вариант – блиц.
– Здесь будет рапид.
– Не могу сказать, что подсказки в таком формате получать невозможно. Вовсе нет, возможно. Но сложнее чисто технологически. Конечно, если в турнире участвуют люди серьезные и уважаемые, им чисто из эстетических соображений будет неудобно пользоваться подсказками. Но точный ответ – пользовался ли кто-то помощью или нет – мы все равно не узнаем.
– Приглашены первые восемь шахматистов по рейтингу ФИДЕ.
– Это хорошо. Вряд ли они будут читерить. Тут есть надежда, что они будут вести себя прилично. Идея хорошая – надо смотреть и комментировать.
– Вот смотрят зрители рапид. Как распознать, что Карлсен читерит? Головой крутит, смотрит в какую-то точку периодически?
– Технологически решается просто – если есть помощник, вы не поймете это ни по внешнему виду, ни по игре. Умный читер может даже сознательно ошибаться, но все равно контролировать процесс.
– 250 тысяч долларов – очень серьезная сумма для шахмат?
– Это колоссально, особенно на восемь человек.
– Планируются трансляции на девять стран. От России вы будете комментировать?
– Пока не знаю. Не уверен, что предложат мне. Зависит от их руководства – есть много русскоязычных хороших комментаторов. Предложат другому – я буду на своем канале делать. Самое главное, что это будет развлечение, отдушина. В отличие от футболистов и других – мы можем сыграть в таких условиях. Пришло наше время.
– По сути это будет главный турнир весны. Может, даже года.
– Да. У нас уже был турнир претендентов в Екатеринбурге, но до конца его не довели.
– У россиян – Непомнящего и Грищука – каковы шансы?
– Абсолютный фаворит Магнус Карлсен. И по силе, и по возможностям. Он чемпион мира и по традиционным шахматами, и по блицу, в интернете играет фантастически. Дальше будет борьба. У Непомнящего хорошие шансы.
– Может, стоило пригласить Сергея Карякина? Без него в России турнир будет не так популярен.
– Турнир в любом случае вызовет большой интерес. Если есть четкие спортивные критерии, нечего обижаться. Карякин, кстати, в блиц играет очень здорово. Кто платит деньги – тот заказывает все остальное.
Читайте также
Шахматный король объявил супертурнир, какого еще не было. Карякина туда не пригласят