«Матч ТВ» запускает цикл программ, посвященных чемпионату Европы-2020. 28 марта выйдет первый выпуск «Чудес Евро». Корреспондент «Спорта День за Днем» поговорила с его ведущим – комментатором «Матч ТВ» Михаилом Поленовым, который рассказал о проекте и о том, с какими трудностями приходится сталкиваться каналу во время пандемии коронавируса.
– Сколько стран вам удалось посетить в рамках проекта «Чудеса Евро»? – Мы отсняли шесть серий в пяти странах, если не считать заезд на три часа в Швецию. Там у нас тоже было небольшое интервью. Пять стран, которые мы объездили меньше, чем за полгода.
– Получается, какой-то стране посвятили два выпуска? – У нас два выпуска про Чехию. Просто один о Чехословакии, а другой именно о Чехии. Чехословакия в 1976 году сенсационно выиграла чемпионата Европы, и о той сборной мы сделали отдельную передачу. И Евро-96, когда сборная Чехии вышла в финал. Это тоже было большое событие для страны.
– В каком формате снят проект? – Это, прежде всего, интервью. Мы старались каждую историю максимально персонифицировать. К каждому герою должен быть персональный подход, потому что история успеха у каждого своя. Были и драмы, и трагедии. Например, в истории с датским чемпионством в 1992 году. Автор одного из голов в финале и вообще один из лучших игроков той сборной Дании, Ким Вильфорт, на один из матчей был вынужден уехать домой, потому что у него смертельно болела дочь. Он в это время играл в футбол, а через несколько недель после окончания чемпионата Европы, который он выиграл, она умерла. Совершенно жуткая трагическая история. Конечно, мы стремились дать как можно больше интервью участников или, если не получается, тех, кто был максимально близко к событиям того или иного Евро.
– Чехия, Дания, уже анонсирован первый выпуск про Исландию, и осталось еще две страны. – Это Греция и Турция.
– В Турции достаточно своеобразная культура боления. Не всегда адекватная, но очень эффектная. Вы что-то такое сняли? – Да! Мы были на последнем матче сборной Турции в рамках отбора на чемпионат Европы, тогда мир еще не знал слово «коронавирус». Точнее знал, но не знал, насколько это страшное слово. Поэтому нам посчастливилось побывать на матче сборной в Стамбуле, на их огромном стадионе, который вмещает около 50-60 тысяч, что-то в этом духе, а по ощущениям, как будто 120. Совершенно безумное боление, это правда.
– В какой стране по вашим личным ощущениям получился самый классный выпуск? – Это всегда очень сложно определить, потому что так часто бывает: тебе как журналисту кажется, что вы сняли круто, набрали кучу фактуры и должно получится классно, а в итоге история получается недоделанная, недобитая, недосказанная. Или наоборот: тебе кажется, что всего мало, что все как-то куце, а когда это все начинает монтироваться и становится в единый фильм, понимаешь, что это круто.
– Значит, фаворита нет? – Нет. Мне очень понравились отдельные интервью. Некоторые прям, мне кажется, были нашей удачей. Иногда они рождались спонтанно.
– Например? – Турецкие футболисты с очень большим скрипом шли на контакт. Но в Турции сейчас живет Гекдениз Карадениз, который играл в России на протяжении многих лет.
– Легенда «Рубина». – Верно. Мы с ним договорились заранее, и когда закончили съемку, он стал спрашивать, кто у нас еще будет в гостях. Мы ответили, и он говорит: «Слушайте, у меня тут в соседнем доме живет Алтынтоп, этот и этот. Давайте я им позвоню». Он нам спродюсировал съемку прямо на месте. Это такая очень турецкая черта – позвонить, основываясь на товариществе. – Были еще подобные интересные моменты? – Интересных моментов в подобных командировках всегда очень много. Конечно, были какие-то срывы, но когда ты выезжаешь на подобные мероприятия, ты уже примерно знаешь свой план и что у тебя будет, поэтому шаг влево, шаг вправо случаются не так часто. Это не совсем репортерская работа, когда ты приезжаешь и на месте начинаешь осваиваться. Нет, ты действуешь строго по плану, поэтому каких-то смешных историй и казусов не очень много. Но в плане колорита Исландия была одним из открытий. В Исландию вообще непросто добраться, так что это было интересно. Но, к сожалению, природы исландской мы практически не видели, потому что снимали футбол, который все-таки в столице – Рейкьявике. – Жаль, исландская природа невероятна. – Мы, конечно, выехали, посмотрели на ледник, побывали на водопадах, но все-таки главные чудеса исландской природы гораздо дальше. Исландия – довольно-таки больше остров, и чтобы добраться до главных природных достопримечательностей надо ехать на машине часа четыре от Рейкьявика или даже больше. Мы себе такое позволить не могли, потому что у нас было буквально три-четыре дня на съемку всех героев.
– А какой хронометраж у выпусков? – Телевизионный формат предполагает выпуск длинной либо 48 минут, либо 24. Это зависит от того, что на выходе хочет получить заказчик, в данном случае канал «Матч ТВ». Я не помню наш итоговый хронометраж, но, по-моему, все-таки 48. – Будут ли какие-то дополнительные материалы? Может, на сайте «Матч ТВ»? – То, что не вошло в эфир? – Да. – Это уже вопрос к руководству канала и программной дирекции, к людям, которые определяют, что мы можем дополнительно показать, а что не стоит. Насколько я знаю, пока этот вопрос не поднимался. – Чемпионат Европы уже перенесли на 2021 год, но «Матч ТВ» не стал откладывать выпуск цикла программ про Евро. Раз все отснятые программы покажут сейчас, планируется ли снимать что-то новое к 2021-му году? – Не знаю, но думаю, что да. Потому что ситуация беспрецедентная, до этого чемпионат Европы ни разу не переносили. Это форс-мажор, и реагировать на это так или иначе мы будем, как и все компании, связанные с показом чемпионата Европы. Я в этом практически не сомневаюсь.
– Как вообще «Матч ТВ» переживает эту ситуацию с коронавирусом, когда инфоповодов все меньше и меньше? – Да, конечно, трансляций практически нет, поэтому показываются повторы. Плюс есть программы, которые мы делаем здесь и сейчас. Мы начали снимать много разговорных программ на тему того, как сейчас функционирую клубы и игроки. Не только футбольные. Обсуждаем, насколько это серьезно и болезненно, например, для олимпийского движения, а это практически катастрофа для многих индивидуальных видов спорта. Просто потому что им для тренировок нужны определенные условия. Вот эти темы мы сейчас обсуждаем довольно активно. К сожалению, с учетом того, что увеличивается количество зараженных и на нас, кажется, надвигается карантин, трудно найти спикеров, которые были бы готовы приехать в студию или включиться по скайпу. Но все спортивные каналы по всему миру в таких же условиях, не только мы. – А вы сами себя как-то ограничиваете в условиях пандемии? – У меня полугодовалый ребенок, поэтому он меня держит в форме. Не могу сказать, что самоизолировался на сто процентов, я вообще пока не очень представляю, насколько это возможно, но стараюсь сокращать круг общения. Отношусь к проблеме серьезно, но не могу сказать, что она как-то сильно на меня влияет. У меня еще есть проект на ютубе, и он тоже продолжается, требует моих усилий.