В этот день 20 лет назад сборная России с россыпью звезд НХЛ разгромила Францию 8:1 в матче открытия первого домашнего чемпионата мира. провалила первый домашний чемпионат мира, заняв 11 место и не попав даже в четвертьфинал.
Специально для «Спорта День за Днем» комментатор Матч ТВ Дмитрий Федоров, работавший пресс-атташе сборной России в Санкт-Петербурге-2000, рассказал об исторической значимости того турнира и поделился самым добрым воспоминанием о событиях 20-летней давности.
«В 90-е годы из-за разрухи в экономике отставание в спортивной инфраструктуре от западных стран было катастрофическим. А в 1998 году еще дефолт случился. Это даже не отставание было – другая планета. В марте 2000 года появляется современный дворец в Подольске, через месяц – в Петербурге. Конечно, возникло ощущение, что попал в Европу. Восторг!
«Хартвалл-арена» была возведена незадолго до этого. Я работал на ней во время молодежного чемпионата мира 1998 года. Как раз с нею сравнивал. В Хельсинки арена казалась колоритнее – из-за того, что была вырублена в скале. Ледовый сдали в эксплуатацию в последний момент, поэтому он выглядел во время чемпионата мира несколько необжитым. А уже потом он наполнился человеческим теплом, когда туда перебрался СКА, и я не вижу каких-то серьезных отличий от «Хартвалла».
Именно строительство больших арен стало переломным моментом в хоккейной истории России. После того, как в крупных хоккейных центрах построили новые дворцы, наша сборная выиграла чемпионат мира в Квебеке. Тут, на мой взгляд, четкая зависимость. Мы почувствовали себя ментально более уверенными, цивилизованными. Поэтому сам турнир получился провальным, но в долгосрочной перспективе страна получила большую выгоду. И Санкт-Петербург стал хоккейным городом раньше, чем команда выиграла Кубок Гагарина. Все потому, что был великолепный дворец.
Я во время чемпионата мира был пресс-атташе сборной. На добровольных началах, без каких-либо денег. Просто у меня были дружеские отношения с тренерами и рукодителями. Всех игроков знал. Надо было помочь. При этом со сборной я не жил. Говорят, что место было комфортное, но удаленность от города сыграла отрицательную роль. Много времени тратили на дорогу, там жили в изоляции. Когда начались неудачи, игроки варились там в собственном соку, переживали. И в принципе, они уже отвыкли жить в таком режиме за океаном. Но это, конечно, не главная причина неудачи. Причин много.
Самое удивительное, что на фоне всех неудач игроки давали интервью. Журналисты говорили, с кем хотят пообщаться, а я приглашал хоккеистов в микс-зону. Всего один раз хоккеист отказался. Очень корректно. Мы были друзьями, и он попросил как-то объяснить прессе, что никак не может подойти – нет ни слов, ни эмоций.
На большой пресс-конференции все извинились. Удалось сгладить конфликт, возникший вокруг интервью Сергея Гончара. Видимо, возникло недопонимание, может, неправильный перевод, и в американской прессе вышло интервью, где были слова о том, что команде не хватает мотивации. Сергей ужасно переживал. Он всегда был простым и невероятно душевным человеком, очень ответственным, поэтому скандал его морально уничтожал. На пресс-конференции мы все сгладили, объяснились.
Напоследок сборная обыграла шведов в уже ничего не значившем матче. И Петербург радовался так, точно мы чемпионат мира выиграли. Главный тренер Александр Сергеевич Якушев сказал мне: «Дима, какой же у нас народ добрый. Нас проклясть должны, а все благодарят». Конечно, воспоминания остались тяжелые от всего случившегося. Но это вместе с тем и опыт. Главный опыт в том, что нужно надеяться не только на энхаэловцев, но и свою Лигу развивать, игрокам из своей Лиги необходимо доверять».
Фото: Матч ТВ; kassir.ru