Вячеслав Быков и Игорь Захаркин пообещали строить какую-то новую сборную, но при этом были знаки, на которые стоило обратить внимание. На Сочи будет брошено все, в том числе и много денег.
Сборная сейчас получила то финансирование, которого добивалась лет пятнадцать. То есть выполняется любой каприз тренеров сборной, в том числе и по премиальным. Единственное, на что не хватило денег, так это на звукоусиливающую аппаратуру, чтобы проводить пресс-конференции. Часть базы в Новогорске застряла в 70-х годах и, прежде всего, зал для встреч с журналистами. Тренеры что-то говорят, а уже с третьего ряда ничего не слышно. Находясь во втором ряду, надо напрягать слух. Такие же проблемы и со светом.
Когда тренеры что-то стали говорить об Олимпиаде, дескать, надо побеждать в Сочи, не допускать ошибок, которые случились в Ванкувере, рухнул рекламный щит. Это можно было расценивать как знак: не все, наверное, гладко. Дело в том, что именно на такие знаки и надо обращать внимание, ведь лексика по сравнению с прошлым сезоном совсем не изменилась. Опять нам обещают успех на Играх. И перед Ванкувером говорили такие же слова.
Но вообще эти слова о канадских ошибках… Откуда ошибки-то появились? Мы привыкли к версии: в Ванкувере был несчастный случай. Мы с этим научились жить. Нам неоднократно объясняли, что команда была сильная, а вот звезды встали не так. В том числе и хоккейные. И вдруг ошибки. Кто такое придумал? В чем, получается, не доработали? На разбор полетов в ФХР, кстати, журналистов не пустили. Там, наверное, и выяснили.
Кое-кто из хоккейной сборной слишком много смотрит футбол. Илья Никулин, например, довольно быстро переоделся, накинул на голову капюшон и попытался скрыться, не ответив ни на один вопрос. Вместе с ним был и Сергей Мозякин. По удивительному совпадению, оба они выступали на чемпионате мира в Кельне, где уже был задан определенный режим отношения к прессе. Это когда можно отказываться от интервью, бегать от прессы и курить в Старом городе. Но тем, кого зовет Вячеслав Быков, надо напомнить, как потешалась страна над футболистами. Может быть, это остановит их от такого поведения.
В основном все прекрасно. В национальной команде есть люди, ни при каких обстоятельствах не отказывающиеся от бесед. Их даже не стоит перечислять – практически все. При этом они прекрасно понимают, что если им задают один и тот же вопрос три десятка раз, то это просто день такой, а не чей-то злобный умысел. Все правильно.
Сильнейший удар по имиджу сборной нанес сам Вячеслав Быков. Дениса Кокарева из «Динамо» отчислили из команды в тот момент, когда он переодевался на ледовую тренировку. Просто тренеры пришли с пресс-конференции и объявили, что в услугах динамовца больше не нуждаются. Хоккеисту пришлось на глазах партнеров снова переодеваться и покидать раздевалку. Понятно, что никто над ним не смеялся, но общее настроение было не самым лучшим. Как ехать в команду, когда тебя отчисляют в такой форме? Дали бы покататься, потом все объяснили. Было бы честнее.
Новички сборной стали выглядеть немного подавленно даже не в момент отчисления Кокарева, а во время тренировки в зале. Представляете, тренер вам говорит, что надо занять места на велотренажерах, и тут же толпа операторов и фотографов ломится к этому месту и снимает каждый шаг, каждое движение игроков. Ни на одном клубном собрании нет такого.
– Это же всего один день? – спрашивал у своих товарищей нападающий «Локомотива» Геннадий Чурилов.
Между прочим, журналистов на Дне открытых дверей в Новогорске действительно все больше и больше. Непонятно, почему вообще про хоккей пишут не так много? Все просто: Быков и Захаркин получили благословение от Президента страны, и любой государственный канал просто обязан отправлять бригаду в Новогорск.
Одна из удивительных новостей, на которую многие не обратили внимания, – создание некой структуры на базе ФХР, которая будет заниматься исключительно национальными сборными. Странно все это. Там всегда были такие комитеты, и для чего нужно создавать новый орган, не совсем понятно. Прежние не справлялись? Но никто не уволен. Такое ощущение, что просто надо освоить бюджетные средства, направленные на подготовку национальной команды к Играм.
Но вы понимаете, что новая структура не будет работать лучше прежней? Это объяснять не надо? Как может в организации, которая привыкла работать по одному сценарию, появиться современный отдел? Да этого свои же не допустят.
В истории с предательством Андрея Назарова, получившего отставку с поста главного тренера второй сборной за то, что нашел работу в «Витязе», появилась новая глава. Представитель ФХР начал откровенно намекать, что Назаров и не был никаким тренером сборной. И не было никакой отставки, как не было и назначения. Дескать, Назаров вообще сам придумал про свое назначение. Там были какие-то разговоры, но не очень серьезные. Безусловно, на это обратят внимание все те, кто когда-нибудь будет работать с национальной командой. Человека, который, между прочим, очень много сделал на последнем чемпионате, откровенно сдали.
Зная, какие деньги государство выделяет на подготовку к Играм, до сих пор непонятно, почему ФХР не может повторить условия контрактов для тренеров, чтобы они сосредоточились исключительно на национальной команде. Вот, например, Евгению Попихину предложили такую зарплату, которую получает лишь середняк ВХЛ. Естественно, он при первой возможности согласится на предложение из клуба. И не потому, что является плохим человеком, а просто никто не откажется от рыночных условий.
Когда у Вячеслава Быкова спросили, что он думает о возможной суперсерии между сборными России и Канады в 2012 году, тренер дал уклончивый ответ. Дескать, мы на контракте и не можем обсуждать инициативы начальства. Если надо – сыграем. Восторга в словах Быкова не было, хотя нет ни одной команды в мире, которая бы отказалась встретиться с лучшими, чтобы проверить себя и понять, в чем подготовка была неудачной. Но – 2012 год. Тогда у тренерского штаба заканчивается первая часть контракта, а неудача в матчах с североамериканцами может просто выбросить их с должности. Тем более если хотя бы один раз повторится 3:7. Вот это отсутствие уверенности немного настораживает.
До сих пор тренеры никак не сформулировали точный ответ на вопрос: зачем России Евротур? Можно понять, если бы на нем проверяли каких-то хоккеистов. Но три новичка – это слишком мало. Для побед? Тогда странно, что не приглашены лучшие игроки регулярного сезона. При этом от штаба-то требуется лишь простое объяснение, которое все примут. А так каждый раз на пресс-конференциях начинается перетягивание каната: а почему тот, а почему не этот, а где это спортсмен.
Что бросилось в глаза, так это то, что в составе всего лишь два хоккеиста из «Салавата Юлаева», причем не ключевых. Все остальные остались в Уфе и начнут усиленно тренироваться, чтобы поправить свое положение в турнирной таблице. Понятно ведь, что другие тренеры, не имеющие контракта в Башкирии, позвали бы и Радулова, и Козлова, и Твердовского. Не очень хорошо со стороны смотрится.
– У нас никогда не было базового клуба сборной, – зачем-то сказал Игорь Захаркин.
Все-таки очень трудно одновременно защищать интересы двух сторон. Тем более когда стороны решают противоположные задачи.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №45 (17-23 ноября 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.