Известие о трагической гибели Вячеслава Солодухина в декабре 1979-го повергло Ленинград в шок. Хоккей тогда был значительно популярнее в городе на Неве, чем нынче. В семидесятые любимым делом Питера было неафишируемое соревнование с Москвой. В спорте, разумеется. СКА временами превосходил в этом плане «Зенит». В 1971 году армейцы завоевали бронзовые медали. Бой дома давали всем столичным клубам. И болельщики ночами жгли костры возле касс «Юбилейного», занимая очередь за билетами с вечера. В возникновении этого фантастического хоккейного бума роль братьев Солодухиных огромна.
Тарасов обиделся, но пришел Бобров
Николай Георгиевич Пучков создал команду, играющую в красивый, комбинационный хоккей, временами просто эстетский. Иное дело, что то была команда-фрондер, команда-флибустьер. Одержав победу над ЦСКА и доведя Питер до форменного экстаза, армейцы могли проиграть пару последующих матчей аутсайдерам.
Город прощал любимцам все. Братья Солодухины были лидерами той команды. Спрос на них был, да какой! Их жаждали видеть в своих рядах столичные клубы, но то были питерские ребята, таковым был практически весь СКА с непередаваемой его атмосферой, да и от Пучкова уходить никто не хотел.
Анатолий Тарасов не прощал подобного отношения к себе. Тем, кто отказывался перейти в ЦСКА, дорога в сборную была заказана. Пока, разумеется, в ней работал Тарасов. Но вот Всеволод Бобров пригласил Славу Солодухина в сборную. Армеец стал участником легендарной Суперсерии с канадцами!
Он начинал защитником, а став центрфорвардом, превратился в хозяина пятачка, обладающего к тому же изумительной техникой катания и владения шайбой. Дриблинг младшего брата (Славы) приводил трибуны в восторг. Сергей чаще забивал с «пятака», Вячеслав играл пошире.
В 1976 году проводится Суперсерия с командами НХЛ. Советский хоккей представляют ЦСКА и «Крылья Советов», усиленные мастерами из других клубов. За ЦСКА играет Вячеслав Солодухин, выходя на лед вместе с Александром Мальцевым! То был редкий, даже уникальный случай: Питер дружно и эмоционально болел за ЦСКА! Болел, конечно же, за своего Славу, но…
Подвинул самого Мальцева
Отлично помню восторг любителей хоккея, когда выяснилось, что во время исторического матча с великим клубом «Монреаль Канадиенс» Солодухин занял свое место в центре, а великого Мальцева сместили на край. Наверное, то был звездный час Вячеслава.
Жизнь, как известно, в полосочку, звездный час не может длиться вечно.
В 1979 году СКА возглавил Игорь Ромишевский. Любимый ученик Анатолия Тарасова словно задался целью выдавить из команды пучковский дух. Не секрет, что Анатолий Владимирович очень не любил Николая Георгиевича. СКА перестал быть грозой столичных клубов, отказался от изящного своего хоккея. Ромишевский начал с того, что вывел из основного состава лидера команды Вячеслава Солодухина. Ему было всего двадцать девять, он проводил свой двенадцатый сезон за СКА. В гибели Славы улавливается какое-то мистическое сходство с трагической кончиной Валерия Харламова. Легендарный хоккеист ведь тоже ушел из жизни после того, как его отлучили от главной его команды — от сборной.
Гараж вместо отеля
Информация о смерти Вячеслава Солодухина была в прессе достаточно скупой. Поползли слухи. А дело было так. У армейцев был выходной, и ребята собрались в любимом ими кафе, традиционном месте их встреч. Слава приехал на машине и поэтому к алкоголю не притронулся. Но в кафе познакомился с девушкой, с ней и уехал.
Тут уместно вспомнить время. Ленинград — город коммунальных квартир. В гостиницу с питерской пропиской и сунуться невозможно. Слава принял типичное для того времени решение: поехал с девушкой в гараж. Декабрь, холодно — уснув, угорели в машине…
Так ушла легенда питерского хоккея. Недоиграл.
Я был очень рад, увидев на льду уже в наше время Вячеслава Солодухина-младшего, племянника Вячеслава Федоровича. Пусть не в СКА. Но ему всего двадцать семь.