Сборная Марокко выступила за весь арабский мир, оправдав предназначение чемпионата мира в Катаре. Здесь же, в Дохе, Криштиану Роналду впервые с Евро-2008 не вышел в стартовом составе сборной Португалии на крупном турнире. Так тренер Фернанду Сантуш затмил собственный разгром Швейцарии и выход в четвертьфинал ЧМ-2022…
Утро. Марокко ломает системы бронирования
В моем отеле завтракали марокканцы. Очень много марокканцев. С детьми, женами, дядями и тетями. Еще бы им было не тратить деньги и время на почти 8-часовой перелет – Марокко всего четыре раза участвовало в финальной стадии чемпионата мира и впервые вышло из группы.
Насколько я помню, они всегда играли симпатично, но это ни к чему не вело. Футбольчик, а не футбол. Особенно в России четыре года назад. На ЧМ-2022 так вышло, что я пропустил все три матча марокканцев в группе (давайте больше, больше участников!), но хватило просмотра фрагментов, чтобы понять: Валид Реграги сумел подготовить команду именно к игре на результат.
На изучение Марокко перед ЧМ настолько не хватало времени, что я был уверен, что увижу в Катаре братьев Ммаэ из «Ференцвароша» – защитника Сами и нападающего Райана. Оба – глыбы в клубе, особенно определение подходит первому. Но, оказывается, Реграги даже не позвонил ни тому, ни другому. На первый взгляд, страшное расточительство и бестактность, однако реальность отчасти тренера оправдала – конкуренция в сборной Марокко высокая. Достаточная не только, чтобы обыграть Бельгию, Канаду, сыграть вничью с Хорватией, но и не прогнуться под Испанию 120 минут. Футбол марокканцев с полным самоотречением от животных инстинктов куда-нибудь выброситься или придумать поперечный лихой перепас, способностью держать расстояние между линиями, словно по невидимой линейке – это то, что позволяет рассчитывать на маленькие сенсации.
И теперь, когда африканская команда впервые с 2010-го года вышла в четвертьфинал (не забыть визжащих в ложе прессы «Соккер Сити» двух журналистов из Свазиленда, когда Асамоа Гьян не забил пенальти), за Марокко прилетит болеть вся Азия. Какие там воспоминания о блокаде Катара соседями пять лет назад, какие траншеи на границе с Саудовской Аравией!
– Я счастлив, что марокканцы объединили арабское сообщество, и теперь все видят, что футбол – это не только Европа или Америка, – говорит парень из Омана, специально приехавший на матч с Испанией.
Системы бронирования прямо сейчас подвергаются сильному воздействию – люди целыми континентами ищут авиабилеты, проживание, билеты на матч Марокко – Португалия.
Но что так будет, я утром еще, конечно, не знал. Просто смотрел на футболки марокканцев цвета соленой моркови и поражался, как долго их джинна не выпускали из бутылки…
День. Горшочек Рангника и веселый инженер
Едва начинает свежеть (солнце в Дохе ослабевает примерно с трех часов дня), еду на «Лусаил», чтобы стереть еще один «пунктик». В 2017-м меня вместе с представителями немецких и английских агентств высадили прямо в центр поля будущего стадиона. Из песка торчал штырь, на который положили футбольный мяч. Подъехал Хави, который сделал для катарского футбола все, что угодно, лишь бы не возглавлять сборную к ЧМ-2022, пожонглировал, поклонился, дал короткий комментарий. Кругом – частокол из арматуры под будущие трибуны и экскаваторы. Чуть дальше – скелеты будущих строений нового города Лусаил. Конечно, хотелось взглянуть на этот центр поля еще раз. Правда, уже с вертолетной высоты – настолько огромным получился стадион.
Пожалуйста, не сломайте Хави! Как автор «Спорта День за Днем» сыграл с чемпионом мира в футбол
Обычно охранники проверяют аккредитации со всей восточной строгостью и отстраненностью. Гордые кобурой, ремнем, фуражкой. Но Фаисал – другой. Очередь к нему – едва ли не лучшая в жизни.
– Крис? (наклоняется к аккредитации, строго смотрит, коллега настороженно замирает). К матчу готов?!
– Уф! Даааа!
– Молодец! Мартин? Вы отец Криса? Присмотрите за ним!
Пожилой немец, проходящий слева, хохочет.
– Иван! О, Россия?! (совсем строгое лицо). Привет, молодец, проходи! (На русском).
– Откуда русский, Фаисал?
– Моя экс из России, друг мой.
– Надеюсь, это был правильный выбор…
Дальше – еще веселее. Прямо под золотой громадиной «Лусаила» отплясывает африканец в футболке сборной России. С ним делает селфи португальский фотограф. Раджаби приехал из Танзании и всем встречным вопит, что был во всех городах ЧМ-2018 и мечтает во все же вернуться. От него не пахнет алкоголем (поди тут запахни в Катаре), глаза ничем не затуманены, но от этого буйства сознания присел бы и Сальвадор Дали. На чемпионатах мира не принято шарахаться от чужой радости. Да и причин для спора ни у кого нет.
К тому же Раджаби – всего лишь инженер. За него остается только порадоваться.
Традиции надо чтить, а Рафаэля Хонигштайна, автора великой книги про немецкую футбольную когда-то машину – обязательно встречать в пресс-центрах и, по возможности, с ним обедать. Колумнист The Athletic все тот же чеширский кот.
– Германия уехала, я тоже собираюсь домой, наконец… Испания поражает своей уверенностью, что когда-нибудь докатит мяч до ворот. Только моментов у них почти нет…
Рафи встретил вылет Испании, едва ли не потягиваясь. А разговор о «карме» за немцев у него вызвал только улыбку Джоконды.
На предыдущем матче на «Лусаиле» был замечен Ральф Рангник. От комментариев для российских медиа он, конечно же, отказался, сделав вид, что не слышал слова «Сапсан». При этом, насколько мне известно, магистр «ред булл философии» не рассматривается на место уволенного Немецким футбольным Союзом менеджера сборной Германии Оливера Бирхоффа. Ральфу интересно в Австрии, потенциал сборной этой страны он ставит выше, чем той же Швейцарии.
Есть, правда, у Рангника одно свойство: всю жизнь он разрывается между последовательной работой по постановке процесса и жаждой успеха. Поскольку спортивного успеха у него, как у тренера, было значительно меньше, этот гештальт не закрыт (это тебе не на «Лусаил» сгонять). И если ровно год назад Ральф сорвался в «Манчестер Юнайтед», то еще левый защитник сборной Ганы надвое сказал, что наварит кипучий горшочек Рангника дальше.
Почему Рангник считал, что России не нужны реформы и лимиты в футболе
В любом случае, немец даже своим неудачным периодом в МЮ поспособствовал… модернизации сборной Португалии. Ведь его требования в Манчестере еще больше высветили растущую куцесть влияния на игру Криштиану Роналду.
Вечер. Как смеется Фернанду Сантуш
Нет, все-таки смеющийся Фернанду Сантуш – это потрясающе. Потому что раритетно, не заезжено. Видели бы вы это! Греческий журналист передал ему привет с его второй родины, и дядька засиял, бросился к нему в объятия, разменял свою железную мимику на цветную мозаику… В конце концов, Сантушу было отчего веселиться. Он уже вошел в историю, как самый успешный тренер сборной Португалии, а теперь ему открыт путь к славе Магеллана.
За десять минут до его появления в пресс-центре Мурат Якин, словно только вчера выучив немецкий, твердил в целом про «хотели, не получилось», удивив лишь тем, что якобы Швейцария хотела играть в доминирующий футбол. При всем уважении к Якину, так не играл даже его блестящий «Базель», выстроивший карьеру Мо Салаха через контратаки. Бывший тренер «Спартака» толком так и не смог объяснить, почему вдруг в таком ответственном матче «психанул» и выставил трех защитников, хотя за полтора года по такой схеме Швейцария не играла ни разу.
И это был лишь один фактор, способный бросить маленькую тень на величие Сантуша. Он выиграл 6:1, посадив Криштиану Роналду на лавку.
Журналисты, конечно, хотели, чтобы тренер обязательно сказал что-то плохое про свою стареющую примадонну. Но Сантуш за годы успехов прибавил и в дипломатии.
– Я знаю Роналду с тех пор, как ему было 18. У нас крепкие доверительные отношения, между нами не бывает недосказанности.
А дальше Сантуш стал технично строить ответ, почему, собственно, Гонсалу Рамуш, а не Криштиану Роналду.
Итак: «Нам нужна была большая «текучесть» в атаке. «Все сегодня работало хорошо». «Рамуша я поставил за определенные качества, ведь всех кандидатов в сборную я всегда веду под нужным себе ракурсом». «Рамуш – разнообразный игрок». «Роналду чаще занимает определенную позицию».
Футбольный язык без сора из избы – сильнейший аргумент против словоблудия. Гениален ли Сантуш? Просто опытен. Как знать, возможно, он ждал возможности этого решения не несколько дней, не месяц, не год и не два. И когда почувствовал, что корни, позволяющие Роналду эксплуатировать свою славу всеми немыслимыми способами, ослабели, принял беспроигрышное решение. Семак и Черчесов его бы наверняка поняли.
К сожалению, порадоваться блестящей игре Португалии было непросто. Рамуш мог забить хоть четыре мяча, команда Сантуша могла выиграть в 10 – все равно 80 тысяч зрителей требовали Роналду, еще и недовольно гудя, подгоняя тренера с решением. Уверен, этот пиджак Фернанду выбросит – не пропотеть он не мог, тем более когда тебе так смотрят в спину. 83 тысячи +1.
Роналду хотел быть кумиром, он это заслужил. С его жаждой быть первым пришел вместе с Большим интернетом, запустившим новый виток эпохи фельетона. Когда любое событие вызывает море реакций, наспех подготовленных сюжетов по едва оформленным поводам. Усилить власть ему помогли заголовки вместо статей: «С кем спит Роналду?». «За что Роналду послал Ральфа Рангника?». «Любимые блюда композитора Россини». «Роль болонки в жизни великих куртизанок». Это уже было в конце 19-го века, так что соревнование в заголовках подхватил уже Гессе.
Хейтерам тоже стоит быть терпимее – Роналду не мог стать другим. И его обожание – это иммунный ответ системы на шаг Сантуша. Сборной Португалии может быть обидно, что не важны ни 6:1, ни хет-трик Рамуша (вот же черт – это самый молодой автор хет-трика в плей-офф после Пеле 1958-го!), а только Он, выбежавший на замену и попавший в офсайд.
Но это точно пройдет, если они выиграют чемпионат мира.
Доха
Телеграм-канал автора – «Переводчик Петржелы»
Добавьте в закладки страницу ЧМ-2022, чтобы читать репортажи из Катара
Фото: Иван Жидков