Тема отношений с полицией никогда не отпустит фанатов. Если в России две беды — дураки и дороги, и, как поется в гимне, «так было, так есть и так будет всегда», для болельщиков при любых обстоятельствах, в любой исторический момент есть два раздражителя: полицейские и судьи. Хочешь разговорить фаната, посмотреть на его эмоции — брось ему красную тряпку в виде темы про то, как кого-то сняли с поезда или назначили пенальти, которого не было.
Денис, вспомнив одну историю, смеется так, что даже не может толком рассказать. Успокаивается и собирается с мыслями лишь через несколько минут.
— Короче, как-то один чел молодой из нашей банды дико нажрался. И его начинают вязать менты. Ну и говорят ему уже конкретно, мол, одевайтесь, мы вас ссаживаем с поезда. А он знаешь что одному из них сказал? — Денис опять не может сдержаться и начинает ржать. — Сел на сидушку и говорит менту: «Давай надевай на меня носок». И протягивает ему. Мы там все просто выпали. До этого думали его как-то отмазать. Но после такой выходки поняли — бесполезно. В итоге его высадили на ближайшей станции, мы ему денег дали, и он домой поехал.
— Не избили его полицейские?
— Нет, они, видимо, уже привыкли к таким идиотам. Но это было просто дико смешно. Приказал менту натягивать носок! Вот это настоящее шоу.
Так мы начали разговор о шоу. Но не о тех, где пьяные ребята просят полицейских одевать их. О настоящих фанатских перформансах — неотъемлемом атрибуте болельщицкой культуры.
В Азии в футболиста кинули гранату
— Понимаешь, у нас негативно относятся к любой пиротехнике. Так уж повелось. Мне кажется, все это происходит с тех пор, как люди начали покупать петарды и фейерверки на Новый год. Сколько людям оторвало рук, лиц, ушей? — возмущается Денис. — У нас просто не было качественной пиротехники. Она не продавалась. Да и сейчас ее не так много. Качественная — значит дорогая. А где взять деньги?
Дальше мы вспоминаем случай с вратарем «Динамо» Антоном Шуниным. На памятном матче в ноябре 2012 года в голкипера бросили петарду. И понеслось…
— Мы сами выставили себя идиотами. Надо было решить этот спор внутри избы. А мы его вынесли из избы. Это я о «Зените» говорю, подавшем апелляцию в лозаннский суд. В итоге весь мир узнал о том, что в России фанаты такие идиоты. И теперь к нам не только здесь относятся как к мусору, но и там, — рассуждает Денис.
Потом некогда известный нападающий Александр Панов сказал такую фразу: «А что если бы фаны кинули в Шунина гранату?» Именно такой случай произошел в Азии. Тоже в 2012 году. Играли иранский «Сепахан» и «Аль-Ахли» из ОАЭ. Болельщики швырнули на поле гранату. Один из футболистов, как ни в чем не бывало, поднял ее и выбросил за пределы газона. Она взорвалась. Никто даже не испугался, а судья решил продолжить матч.
— Если бы такое случилось в России, думаю, трибуны на всех стадионах закрыли бы на год. У нас просто не понимают, кто такие фанаты, чем они живут, чего хотят. Их воспринимают как какое-то стадо. Я о другом хотел рассказать, о настоящих перформансах. Они существуют не для того, чтобы кого-то запугать. Это красочные шоу в поддержку команды. Выражение радости. Или протеста, этого тоже не отнять. Давай я начну с давнишней истории, как мы вступили в конфликт с одним известным тренером. Вот это было шоу что надо, — Денис хрустит костяшками пальцев, предвкушая, как будет наслаждаться воспоминаниями о былых проделках.
Растянули баннер — а тут очкастый мужик давай кулаками махать
— Этот главный тренер всех нас конкретно достал. В итоге вообще все фанаты клуба написали письмо руководству с просьбой отправить его куда подальше, — Денис подавляет смешок. — То есть в отставку. Тренеру, разумеется, об этом письме сказали, и он в следующем интервью заявил: «Да эти болельщики вообще из ума выжили, что им еще нужно? Хотите автограф — будет вам автограф! Хотите сфотографироваться — будет вам фотография! Но куда вы лезете со своими дебильными советами по игре, вы что, эксперты? Сперва вытащите руки из трусов и покиньте порносайты, а потом рот разевайте. Ваше мнение никого не интересует». Это я почти дословно говорю то, что он сказал. В память мне эти оскорбления хорошо врезались. Думаешь, мы могли такое проглотить? С этого момента началась настоящая война. И я впервые, кстати, загремел в участок как раз после драки с братцем этого горе-тренера.
— Рассказывай.
— Это был ад. Мы нарисовали баннер «Не позорь наш славный клуб! Ты свое отработал!». Даже два баннера было — каждое предложение на отдельном полотне. Мы растянули все это дело в перерыве, и тут нас приняли служители порядка. Выгнали с сектора, один плакат забрали, другой остался у нас. И мы во втором периоде схитрили — вышли на другой сектор и там опять плакат растянули. Понятно было, что полиция снова нас разгонит. Но получилось еще веселее. На нас набросился какой-то очкастый мужик пожилой. И давай руками махать. Мы недолго думая хорошенько его помутузили прямо на трибуне. А потом уже из-за этого загремели в участок. Там узнали, что очкастый мужик — брат тренера. Прикинь, как мы ржали над этим!
Толпа выходит из-под контроля — это элемент шоу
— Сейчас есть такая тенденция, — начинаю я небольшой пассаж. — Хоккей, в отличие от футбола, переходит на американскую систему. Это сказывается на болельщиках — на хоккей приходят семьями посидеть, пожевать попкорн. Арены становятся комфортабельными. Порой трибуны молчат даже в решающих матчах. Кого мы видим? Флегматичных богачей в костюмах, гламурных девиц… Как ты к этому относишься?
— Мне не нравится, как и тем, кто раньше стоял со мной на секторе. Но ведь запретить это тоже нельзя. Какой выход? Надо прививать культуру боления. Не все должны быть фанатами, можно просто болеть. Но жевать всю игру попкорн нельзя. Я помню города, где на арене стояла гробовая тишина… Нижнекамск, например.
— Зачем нам копировать все с НХЛ?
— Не знаю, но зачем-то это пытаются делать. Копируют все подряд — и хорошее, и плохое. Хотя нельзя ведь сказать, что там люди приходят на хоккей как в театр. И у них такие случаи бывают, что другим на зависть. Если помнишь, в Ванкувере в 2011 году после финала Кубка Стэнли были жуткие беспорядки. Я даже не поверил сперва, когда обо всем этом прочитал. Фотки там вообще отпадные получились. Фанаты крушили машины. Тысячи людей в фуфайках с надписью «Ванкувер». Круто!
— Разве это хорошо, когда крушат машины?
— Плохо. Но прикольно. Это элемент шоу. Толпа выходит из-под контроля. А вообще, если сравнить российских фанатов с европейскими, мы находимся в глубокой яме, ничего не умеем. Посмотри на швейцарские, немецкие, шведские стадионы. Это я сейчас только про хоккей говорю, не про футбол. Там уровень игры ниже, но при этом все остальное в разы выше. Качественнее.
Пронес шашку в носке. Осужден на полтора года
Денис очень хочет показать мне, что такое настоящее фанатское шоу. Сравнить, как это выглядит за рубежом и в России. Поэтому мы встречаемся в кафешке, где есть бесплатный Интернет. У Дениса навороченный телефон, на котором можно нормально шарить по Сети. «Без него у меня вообще бы не жизнь была, а так хоть общаюсь с ребятами некоторыми», — как-то виновато говорит он, словно оправдываясь за крутую мобилу. И тут же начинает увлеченно показывать, что значит шоу. На Западе это настоящие файер-представления, когда вся трибуна загорается разноцветными огнями, люди в едином порыве счастья что-то кричат, прыгают, обнимаются…
— Причем самое интересное, что все это легально, никакого пресса со стороны полиции. Все относятся с пониманием, — комментирует видео Денис.
— А у нас что считается крутым перформансом?
— Проблема в том, что файеры и фейерверки в России строго запрещены, в отличие от той же Европы. Говорят, что у нас хоккейные арены для этого не приспособлены. Хотя я думаю, что это все просто от греха подальше. Закрутить гайки проще, чем контролировать открученные. Самое крутое, что я видел, это когда болельщики приносили на матчи огромные баннеры. На моей памяти был один офигенный — его сделали динамовские фанаты, растянули реально на всю трибуну! Вот это перформанс — его отметило все фанатское сообщество страны.
— Но это же детский сад по сравнению с файер-шоу?
— Типа того. Жаль, конечно, на хоккее у нас файеры вообще нельзя увидеть, в отличие от футбола, где их запросто проносят на стадион. Были, правда, и на хоккее случаи, но крайне редкие.
— Вспомнишь?
— Ну, давай попробуем… Случая три, может, назову. О! Например, в 2007-м в Уфе взорвали дымовую шашку. Матч остановили на полтора часа. Для них это был реальный форс-мажор. Кстати, в Питере в 2009-м «Спартак» рубился со СКА, файеры летели только так. Подожди... Или я что-то путаю… Не так важно на самом деле. Короче, там у них тоже паника случилась серьезная, а кто с кем играл, не имеет значения. В 2010-м на матче «Динамо» — «Авангард», вот это я точно помню, «динамики» в знак протеста две шашки взорвали, а игру в итоге отменили. И ведь все это были какие-то мелочи, согласись? Но даже к такой ерунде хоккейная Россия сейчас не готова.
Вечером после встречи с Денисом обшариваю Интернет, чтобы найти про случаи, которые он назвал. Остановимся на ситуации в Уфе. Она действительно получилась громкой. Не такой, конечно, как эпизод с петардой, брошенной в Шунина, но все же… Тогда 20-летний болельщик челябинского «Трактора» пронес в носке дымовую шашку и в порыве эмоций забросил ее на скамейку «Салавата Юлаева». Из-за дыма встречу прервали на час, а фаната в итоге осудили на полтора года. Условно. За хулиганство. Уфимцев штрафанули на 300 тысяч рублей за то, что не смогли навести порядок на трибунах.
Пожизненно в бан-лист
— У нас куча запретов, но они не работают. Расскажи, как проносят на стадионы все эти файеры, петарды и прочее.
— Мне кажется, тут сильно зависит от города. Раз уж мы говорим о хоккее, давай оттуда примеры приведу. В Казани и Уфе жестко шмонают, вообще ничего не пронести. В других городах — ничего особенного. Проще всего пойти через обычный вход, куда фанаты не проходят. Меньше подозрений. Можно в шарф замотать все что угодно. Спрятать. Или в трусы засунуть.
— В трусы? А если рванет?
— Да это бред, ничего не рванет. Можно еще к девчонке в сумку что-то положить, их особо не досматривают.
— Помнишь шутки после эпизода с Шуниным? Надеюсь, в интимных местах, так скажем, внутри себя никто ничего не проносит?
— Я про такие случаи не слыхал. Знаю, в тюрьме так наркотики проносят, но чтобы на хоккей… Я бы на такое не пошел даже ради самого крутого перформанса.
— Не понимаю одного: если на хоккее в большинстве городов нет особого досмотра, почему файеры все-таки массово не проносят?
— Да потому что скандал будет. Сразу матч остановят, команду свою подведешь. На домашних играх точно смысла нет такое вытворять. А если позволить себе эту расслабуху на выезде, потом будут конкретные проблемы с полицией. На футболе, конечно, все по-другому, там сектора по несколько тысяч, попробуй выяви, кто жег. А на хоккее сектор по 50–100 человек максимум. Могут вообще пожизненно запретить ходить на матчи, если засекут. Оно того не стоит. Сам пострадаешь, и команде поражение влепят — это почти 100 процентов! Вот сейчас вспомнил историю, случившуюся в Питере. Там за чувака с татухой в виде свастики клубу штраф влепили. А еще потом пытались вычислить, кто именно это был. Хорошо, что свои не сдали. Если бы нашли, бахнули бы его в бан-лист пожизненно.
Фирмы живут по законам экономики
— Драки — это тоже фанатский перформанс? — спрашиваю у Дениса.
— Во-первых, тут надо определиться с понятиями. Есть так называемые фирмы, ну, так их называют, потому что это из Англии пошло. В фирмах как раз состоят те, кто дерется. То есть это не просто группа болельщиков, а хорошо организованные ребята, готовые махать кулаками. Как их еще можно назвать? Ну, пусть будут банды… В России много фирм, но большинство из них, как мне кажется, занимаются подражательством Западу. Когда я был хоккейным фанатом, у нашего клуба было сначала много мелких банд. А потом они все слились в одну. В чем смысл разбиваться по 5–10 человек? От этого никакого толку. Если кто-то из других клубов наедет, одна маленькая банда ни фига не отобьется. А когда есть большая фирма, у нее появляется авторитет. Сила. Ее уважают. Были у меня случаи, когда срочно нужно было собрать парней. А как их собрать? Не будь у нас одной большой организации, не знаю, что пришлось бы делать в таких ситуациях… Драки — только один из аспектов. Организация делала очень многое. И реально влияла на клуб. Через какое-то время стали говорить, что мы превратились в их прислужников, потому что… Об этом лучше как-нибудь в другой раз, честно говоря, хочется отдохнуть и перекусить, надоело молоть языком.
Продолжение следует 26 ноября. Вас ждет история о том, как из-за предательства фанат на одном из выездов лишился коллекционного шарфа — самой ценной вещи для болельщика. А потом, собрав 20 бойцов, поехал в Сибирь драться с представителями местной фирмы и отвоевывать шарф обратно.