Вратарей я уважаю. Потому, что в детстве тоже стоял в воротах. Да, росточка был небольшого. Да, храбростью особой не блистал. Но когда становился в ворота, забывал о росте, хлипкости и трусости. Локти мои с мая до сентября, пока шел сезон, были сплошным кровавым месивом: одна корка коричневая сходила, другая тут же нарождалась на тоненькой, нежной алой кожице. Да и с коленками точно так же. А как болели бока, когда падал, как жгло ладони после хлестких ударов, как до вывиха гнулись кисти...
И это я о себе, вратаренке, мальчишке из дворового футбола. Что же тогда говорить о ВРАТАРЯХ? Их непроходящих болячках, их нелегкой судьбе, их – горькая редька вперемешку с красным перцем – характере? Может, потому среди голкиперов немало удивительных людей.
Вот Олег Николаевич Иванов. Большинство его знают: ходил в дублерах Яшина, был чемпионом Европы среди юношей, тренировал сборную России по мини-футболу. Но это далеко не все. Познакомились мы с ним, страшно сказать, 35 лет назад в Барнауле. Я человек тамошний, а как он, коренной москвич, оказался в Сибири?
…Грядет великий матч «Динамо» – «Торпедо». Матч фаворитов. В зените славы – Эдуард Стрельцов. А у Льва Яшина, как назло, серьезная травма. Значит, заменит второй вратарь Александр Ракитский? Но и он захандрил. Обернул свой взор тренер динамовцев
Константин Бесков на 17-летнего Иванова, один он оставался из вратарской заначки. Перед игрой тренер сделал установку: вы только этого медведя (Стрельцова) не трогайте: разбудите – не пощадит. В первом тайме того и придерживались, старались на Стрельцове не фолить. Но во втором тайме Жора Рябов, главный динамовский каток, прокатил-таки по ногам Стрельцова. Тот напрягся. А когда история повторилась, «медведь» взревел и начал крушить все на своем пути: гол, передача, передача, гол – «Динамо» разгромлено 2:5.
Это сегодня можно проиграть с позором и остаться в команде. Против контракта не попрешь. А тогда оргвыводы делали быстро. Так и оказался Олег в Барнауле. Но мог бы найти уголок поуютнее – в Ленинграде тоже имелось «Динамо». «А мне там гарантируют продолжение учебы на юрфаке?» – спросил Олег. «Что?» – побагровел Бесков. По разумению интеллигентнейшего Константина Ивановича, надо было заниматься чем-то одним.
А вот в Барнауле имелся филиал юридического факультета Томского университета. Трудно сказать, кем себя в будущем видел Олег Иванов. Может, знаменитым книжным ищейкой Шерлоком Холмсом, а может не менее знаменитым в реальной жизни адвокатом Плевако, но факт остается фактом: однажды он перешагнул порог краевой прокуратуры в качестве практиканта.
И, конечно, тут же был опознан: «Иванов? Олег!» Были ли погони, стрельба и все прочее – не ведаю, но среди сыскарей Олег быстро стал своим. Однако судьба опять готовила фокусы. Как раз в эту пору шел поиск нового спортивного ведущего на Барнаульскую студию телевидения. «А чем Иванов плох, – кто-то подсказал руководству, – футболист, мастер спорта, собой виден, на улицах узнаваем…» Так он появился на телеэкране. Чему я до сих пор поражаюсь, так это стремлению Олега учиться. Три диплома «вышки» – каждый ли может этим похвастать? И каких! Юрист, журналист, писатель. После барнаульского ТВ Олег работал на Центральном, освещал Олимпиаду-80. Затем переключился на знакомый ему криминал, а чуть позже сделал немыслимый кульбит – объявился в программе о сельском хозяйстве! Я не знаю другого такого человека, который бы чертил в своей жизни такие невероятные профессиональные зигзаги. Но, говорят, от судьбы никуда не денешься. А его судьбой, конечно, был футбол. Он вернулся туда, чтобы стать тренером и возглавить сборную команду страны по мини-футболу, с которой завоевал медали первенств мира, Европы, стал заслуженным тренером России. А потом добровольный уход из сборной – стало скучно – и работа с мальчишками в спортивной школе подмосковного Щелково. Ну кто еще способен на такое, если не вратарь?