За двадцать дней до конца регулярного чемпионата болельщики СКА не только мечтают о том, чтобы их команда наконец-то выиграла этот турнир, но и пытаются представить, как она будет выглядеть в плей-офф. В конце концов, это самый главный вопрос. Он еще не убивает, как в известном фильме, но все больше изгибается в своей вопросительности.
Больше трех не… пропускать
При Юкке Ялонене, возглавившем СКА в декабре, команда провела 17 матчей. Одержала 14 чистых побед и проиграла 3 раза, причем один раз в овертайме (1:2 ЦСКА). Критический максимум пропущенных шайб для нынешнего СКА — три. Больше он «не открывал ворота» за матч, независимо от того, выигрывал или проигрывал. Всем видно главное отличие «финского стиля» от разудалого хоккея, прививаемого Милошем Ржигой, результат которого порой не был известен не только руководителям клуба, но и игрокам.
В целом повышен «порог надежности», о чем можно было только мечтать. К тому же меняется система игры. СКА играет быстро, старательно, строго тактически. Можно сказать, что это финский хоккей, главным минусом которого всегда было небольшое количество звезд.
Ковальчук уехал, Ковальчук остался
Ялонен, надо сказать, попал в непростую ситуацию. Только начал работать с Ильей Ковальчуком и Владимиром Тарсенко, как те «слиняли» за океан. Между тем, когда финн возглавил СКА, он сказал, что для него чуть ли не главный стимул — возможность поработать с Ковальчуком.
Илья, несмотря на всего 36 проведенных в КХЛ матчей, до сих пор один из лучших бомбардиров команды с 18 голами и 24 пасами. Больше только у Патрика Торесена (18+27), который провел 47 игр. В списке снайперов лиги Кови — до сих пор лучший из СКА (13-е место). Этих цифр достаточно для того, чтобы понять его значимость для команды. А ведь она еще и в том, что Ковальчук был лидером, капитаном.
Кроме того, пока был № 17, у СКА стабильно работало второе звено. Оно было и ярким, и результативным. Тарасенко, Ковальчук и Виктор Тихонов, казалось, идеально подходили друг другу.
Массовики-затейники
Когда двое уехали в НХЛ, второе звено, можно сказать, развалилось. В последних двух матчах СКА одержал победы со счетом 4:1 и 5:1, но из девяти голов… восемь (!) записала на свой счет пятерка «варягов», где нашли общий язык норвежец, швед, чех и канадец при поддержке защитника Юрия Александрова. Если бы ворота «Трактора» не распечатал Тихонов, можно было бы сказать, что второго, третьего и четвертого звена у СКА просто нет. Так — массовка. Но Ялонен пока ограничивается фразой о том, что «если забивает только одно звено, то это ненормально».
Идет мучительный поиск сочетаний. Но как найдешь, если один дерется, другой болеет, третий забывает, как «играть систем». Вот и кочуют из тройки в тройку игроки, пока первая делает результат. Остается надеяться на то, что вернется Теему Рамстедт, тоже вдруг приболевший, игрок умный и подвижный, и у Ялонена появится хоть какое-то подобие еще одной боевой пятерки.
Ведь как важно, чтобы одно сильное звено сменяло другое. А лучше — чтобы они были непохожи друг на друга. Вспомним ту же сборную СССР: если не получалось у Макарова, Крутова и Ларионова, выходили Быков, Каменский, Хомутов и рвали соперника. А там и до динамовского звена доходило. Или тот же СКА образца 1987-го, выигравший бронзу чемпионата СССР: вот уж у кого были сильные и разнообразные звенья. Соперник просто не знал, чего от них ждать.
За оставшиеся до 1 февраля часы СКА вряд ли «оторвет» на рынке звезду, которая резко усилит команду в плей-офф. Их просто не осталось. Поэтому надеться можно на то, что игроки второй, третьей и четвертой пятерки, которых сейчас тасует Ялонен, выучат систему и СКА в Кубке Гагарина предъявит главный козырь в виде командной игры. Рассчитывать только на Мортенссона, Торесена и Пруху не стоит еще и потому, что все помнят, как они играли в плей-офф в прошлом году.
Касутину водка не нужна
С отъездом энхаэловцев СКА лишился не только «забивал» и вожака, но и вратаря, на которого можно было делать ставку. Вернувшийся после травмы Илья Ежов быстро показал, что способен на чудеса, в том числе и со знаком минус. Да и железным «номером 1» его не назовешь.
Дебют в армейской команде Ивана Касутина, поменявшего к 26 годам немало клубов, Юкка Ялонен прокомментировал в стиле начальника МУРа из фильма «Место встречи изменить нельзя», который оценил звонок Шарапова «бабаньке» так: «Хорошо говорил, спокойно».
А Касутин, словно продолжая роль Шарапова, который говорил, что, дескать, «этой мрази» на гражданке бояться грешно, признался после матча с «Трактором», что «последний раз волновался где-то в 20 лет».
В одном из фильмов Марка Захарова говорится, что «волноваться полезно». Некоторые не волноваться не могут. Например, актер Игорь Скляр, которому после инфаркта запретили нервничать врачи, с недоумением у них спрашивал: «Как это нельзя нервничать? Мне водку, что ли, пить с утра до вечера?»
Касутин — из тех, кого обухом не перешибешь. После Якуба Штепанека это, наверное, уже хорошо. Что касается мастерства Ивана, нужно еще посмотреть.
В любом случае в составе СКА нет ни Марио Лемье, ни Доминика Гашека, способных вытянуть плей-офф в одиночку. Главный актив армейцев — Юкка Ялонен. И его система игры, дающая результаты в «регулярке».
… А водки выпить мы всегда успеем. Не привыкать.