Честно говоря, эту Олимпиаду я почти не видел. Как и Вячеслав Фетисов, не был аккредитован на соревнованиях. Работал на другом фронте.
Но и так понятно, что Игры в Пекине мы проиграли. Как с самого начала отставать начали, так и не догнали лидеров. Интересно, что руководители российского спорта внушали нам, что, дескать, в последние дни мы совершим рывок. Рывок мы совершили, но и лидеры – Китай, США – не останавливались. Там, где мы невероятным усилием воли брали планки и вырывали метры, хозяева Олимпиады спокойно добирали свое в настольном теннисе, бадминтоне, парусе, гребле. У китайцев все под контролем. Все подсчитано на калькуляторе: где металлоемкий вид – там «железные» кандидаты. Задел они себе создали с помощью штанги, гимнастики, прыжков в воду, где почти никому ничего не отдали.
А как наши функционеры считали медали? Почему говорили, что Россия сможет бороться за первое место с Китаем, завоюет 35 золотых? Это ж до какой степени нужно быть «не в курсе». Вот, скажем, вы возглавляете фирму и, наверное, знаете ее место на рынке конкуренции. Наши чиновники, такое впечатление, этого не знают. Не знаете – не обещайте. Народ бы спокойнее относился к неудачам. Думаю, в таких благополучных странах, как Швейцария, Австрия, Италия, Голландия, никто не рвет на себе волосы по поводу того, что их спортсмены собрали меньше наград, чем представители Китая, США, той же России. Не надо делать из Олимпийских игр культа. Они не для этого предназначались.
У нас, так сказать, не только у спортсменов происходит смена поколений, но и среди руководителей. Вот пришел Виталий Мутко. Первое, что он сделал, произнес, казалось бы, парадоксальную фразу: «Давайте на время забудем о спорте высших достижений». И это в разгар Олимпиады! Виталий Леонтьевич, в свое время придумавший превратить «Зенит» в КЕУ (Клуб европейского уровня) и настоявший на приглашении в Россию Гуса Хиддинка, умеет видеть на несколько шагов вперед. Политик. Ведь совершенно очевидно, что в нашем спорте сейчас не хватает человеческого ресурса. «Как китайцы вообще позволяют нам здесь что-то выигрывать – их же в десять раз больше!» - удивлялся тут со сцены «Боско-клуба» Валерий Сюткин.
Мало того что больше – у них еще и условия для воспитания спортсменов несравненно лучше. У нас, может, и выбрать будущих Фелпсов и Болтов есть из кого, но не доходят ребятишки до спортивных секций. О чем думает рядовой родитель, когда стоит перед выбором, отдавать ребенка в спорт или не отдавать? О том, что ездить до секции далеко, времени нет (все работа отнимает), условия не ахти какие для занятий, да еще и по карману бьет, который и так полупустой. В большинстве западных стран (и не только) таких проблем нет. Спортом там занимаются с раннего детства все, кто хочет и не хочет. Поток. Забросил сеть – выловил порцию талантов. У нас ловят в заброшенном пруду на хлебный мякиш. Авось, кого-нибудь и выловят. Дай бог, чтобы тот к тому времени в этому пруду «концы не отбросил».
Вдумайтесь, наш ходок Валерий Борчин, выигравший в Пекине золото на 20 км, начал заниматься спортивной ходьбой… четыре года назад. Сейчас ему – 21. Просто какой-то физрук увидели, как парень бегает в деревне. Случайно. Из него успели сделать олимпийского чемпиона. А если бы были секции, система отбора, если бы достойно оплачивался труд детских тренеров, и ребята могли совмещать работу с учебой, разве кусали бы мы сейчас локти, глядя на отставание России от Америки и Китая? Пока у нас строят, в основном, небосркебы и торговые комплексы. Там не найдешь олимпийских чемпионов – ни новых, ни старых.
И потом, кто всю эту систему должен отлаживать, создавать? У нас спортом высших достижений управляют три организации – Олимпийский комитет России, Росспорт, Министерство. Их руководители в лучшем случае не здороваются друг с другом, в худшем – собачатся через СМИ.
Конечно, дитя будет без глазу.
А у нас из глаз будут капать слезы.