Все те два года, что он отсутствовал в России – с марта две тысячи десятого по февраль нынешнего, – он не расставался с идеей однажды вернуться сюда. И признавался, что таких людей, как у нас, не встречал больше нигде. «В Турции у меня как у тренера не было никаких сложностей – организация, инфраструктура, готовность сотрудников футбольной федерации расти и развиваться, все это не вызывало никаких упреков. Но я скучал по друзьям, оставшимся в России, и по стране в целом, которую так полюбил за открытость и откровенность».
Подобным признаниям, когда они появляются в прессе, непросто поверить. Хочется – потому что они приятны и лестны, однако червячок сомнения все равно точит: мол, сколько здесь необходимого политеса, а сколько эмоции без вымысла? Но когда это тебе говорят глаза в глаза, сомнений не остается. Гус Хиддинк, желавший работать с нашей сборной и после мариборского краха, осуществил свою маленькую мечту. «Анжи» в сознании отечественного футбольного мира перестает быть командой Это’О или Роберто Карлоса. Теперь это команда Хиддинка. Вот, пожалуй, главное, что случилось с махачкалинцами за последнюю пару недель. Впервые в эпоху денег Сулеймана Керимова дагестанская «Жемчужина» вызывает ассоциацию сначала с главным тренером, а потом уже со всем остальным.
Дагестанская «Жемчужина» – это без какого-либо намека на сочинский мыльный пузырь, поигравший радужными пятнами на первом солнышке, а потом громко лопнувший. «Анжи» в переводе на русский означает именно жемчужину.
И денег у Керимова, к счастью махачкалинских болельщиков, больше, чем у Дмитрия Якушева. Отказавшегося сперва от Дэвида Бекхэма – трубно, на удивление всей Рублевке, увешанной плакатами с этим креативчиком. А затем, уже тихо, – от своих обещаний расплатиться с командой по накопившимся долгам.
* * *
Все, кого ни спроси, удивляются: почему молчит Красножан? Коллега Женя Дзичковский верно подметил – мы понимаем, почему с ним расстались, но не понимаем, зачем вообще звали-то?
Я бы еще добавил: зачем звали на пять лет, подписывая максимально длинный контракт? Для большего веса Юрия Анатольевича в глазах его подопечных-звезд? Или это было частью игры, пылью в глаза нам всем, не посвященным в интригу с его приближавшимся уходом? Невозможно поверить, что Красножана использовали как прикрытие, если переходить на язык шпионских романов. Как и недолгого гендиректора Созиева, который вроде бы как наступил в «Анжи» на те же самые грабли, что и когда-то в «Алании».
Помнится, как много уже лет назад Борис Ельцин взял и удивил в Москве коллегу Клинтона, представив тому саратовского губернатора Аяцкова как своего возможного будущего преемника. У Аяцкова от подобных перспектив дыхание перехватило настолько, что он выпалил журналистам, поджидавшим его в пресс-зоне: «Клинтон – отличный мужик!» И якобы даже добавил на неконтролируемом восторге: «Понимаю Монику Левински!» – окончательно обескуражив корреспондентов.
Аяцкову до президентства было подальше, чем Саратову до Москвы. Но ведь Ельцин зачем-то аттестовал его при свидетелях именно так. И это «зачем» сродни нашему общему «зачем» – в вопросе о приходе Красножана.
Вячеслав Колосков, чей голос в силу репутации и статуса Вячеслава Ивановича звучит в хоре удивленных громче всех, возможно подзабыл, что и Гаджиев, стремительно выставленный из клуба, который и стал «Анжи» именно при нем, тоже после своего увольнения слова на эту тему не проронил. А ведь после его ухода у руля команды стоит уже третий тренер.
Такое вот удивительное сочетание открытости и непроницаемости в Махачкале. Вполне предсказуемое, между прочим. Не только Восток, но и Кавказ, – дело тонкое.
Впрочем, москвич Александр Тукманов, давний друг и сподвижник Колоскова, тоже ведь, по-моему, нигде не рассказал, почему он в 2010-м одним днем отказался от борьбы за пост президента РФС.
* * *
Люди, справедливо указывающие, что Хиддинк в последние годы не трудился клубным тренером и в «Анжи» ему просто не будет, мыслят излишне стереотипно. Не зная, что задумал стратегический консультант клуба Герман Ткаченко (для которого это уже третий проект в отечественном футболе – после «Крыльев Советов» и «Сатурна»), какую роль себе отвел сам Гус.
Раньше, в эпоху футбольных динозавров и мамонтов, тренер должен был разбираться во всем – психологии, тактике, селекции, оценке соперников, умении выбить квартиру-машину-премиальные у руководства. Те, кто меряет теми мерками, конечно же, правы в оценке рисков проекта «Хиддинк в “Анжи”».
Но сегодняшний мир изменился по сравнению с советскими образцами до неузнаваемости. Модель, когда Фергюсон, Венгер или Моуринью участвуют в тренировочном процессе ежедневно, просто невозможна. Есть план, согласно которому старшие помощники проводят занятия, контролируя все от и до. Босс может наблюдать за происходящим с трибуны или из окна своего кабинета на стадионе. Или вообще осуществлять контроль по телефону. А вот во время матчей его присутствие на тренерской лавке, конечно, обязательно.
Здесь важно только одно – уверенность, что твой ассистент не только профессионал, но и ничего не извратит в намеченном плане. Что его не потянет на самодеятельность.
Иначе все разговоры о воссоединении Гуса в «Анжи» с его старыми друзьями по штабу сборной – идущие, между прочим, от агента Хиддинка Киса, воспринимались бы исключительно с ностальгическими нотками. Мол, Хиддинку в сборной было настолько комфортно с Бородюком и Корнеевым, что он хотел бы вновь собрать старую компанию в своей новой команде.
Конечно, было комфортно. И будет на новом месте. Но Гус, при всей его мегачеловечности, все же не настолько сентиментальный человек. Он профессионал в первую очередь.
Бородюк в роли человека, отвечающего за весь тренировочный процесс, а Хиддинк в роли генерального менеджера (на английский манер) – как вам такая связка?
Александр Генрихович, как настоящий динамовец, ничего никому не сказал. Даже о том, есть ли у него такое предложение или это просто модель, нарисованная, но пока неконкретная. На прямые вопросы «Совспорта» ответил однозначным «без комментариев».
А между тем эта модель способна отвечать амбициям и задачам всех вовлеченных в нее лиц.
Я скажу вам даже больше – если после Евро Бородюк воссоединится с Хиддинком в «Анжи», я поверю в ближайшие перспективы махачкалинцев.
А пока просто порадуюсь, что такой дорогой большинству из нас человек вернулся в Россию.
«Истории» Ильи Казакова из еженедельника «Спорт день за днем» №6 (22-28 февраля 2012 года)