Виктор Санеев — трехкратный олимпийский чемпион и самый знаменитый прыгун тройным. Большую часть побед он завоевывал под занавес соревнований, до последней минуты сохраняя самообладание, выдержку и веру в себя. Санеев — первый в истории легкой атлетики прыгун, выигравший золото на трех Олимпиадах. И если бы не интриги на московской, мог бы стать вторым в истории, кто завоевал золото на четырех Играх подряд.
На Олимпиаду в Мехико Санеев приехал неопытным и сражался с сильнейшими прыгунами мира: поляком Шмитдом, американцем Уокером, бразильцем Пруденсио, итальянцем Джантиле, немцем Дремелем.
Редчайший случай — пятеро атлетов превысили тогда мировой рекорд. Но решающее слово оставил за собой Санеев: два мировых рекорда. Последний — 17 м 39 см, не доступив до планки больше 20 см, в последней попытке. В Мюнхене борьбы не получилось. Судьбу золота Санеев решил уже в первой попытке. В Монреале на пятки наступала молодежь: американец Баттс и бразилец Оливейра. За год до Олимпиады Оливейра улучшил мировой рекорд Санеева чуть ли не на полметра. Но на Играх смог завоевать только бронзу. Лидировал Баттс — с результатом 17 м 18 см. Но лишь до тех пор, пока Санеев не взял заключительное слово. В своей последней попытке опередил соперника на одиннадцать сантиметров.
Он остался недосягаем. Но не только благодаря своим физическим данным. Талант важен только на первом этапе, а дальше побеждает тот, кто может выдержать стресс борьбы. Санеев пришел в сборную в 21 год. Но его не нужно было воспитывать и наставлять на путь истинный. Жизнь научила его всему. В шестнадцать он потерял отца, поэтому рано повзрослел. Начал думать о хлебе насущном, понял, что такое самостоятельность и ответственность. Днем работал на заводе, а вечером занимался… баскетболом. Это потом он уйдет с головой в легкую атлетику. А сначала Витя Санеев мечтал стать баскетболистом. После восьмого класса вырос до 185 см и был центровым. Ему нравилась эта настоящая мужская игра. Там, в единоборстве с соперником, он и научился держать удар. «Санеева можно обыграть, но сломать невозможно», — скажут потом его соперники по прыжковому сектору.
К московским Играм Виктор подошел с солидным для большого спорта возрастом и серьезными травмами. И тем не менее в его победе никто не сомневался. Но вмешался злой рок. По одной из версий, кто-то из спортивных чиновников решил, что Санеев уже «наелся» побед и пора дать дорогу молодым. Говорят, к нему даже обращались с просьбой уступить золото товарищу по сборной — Яаке Уудмяэ. Что Виктор ответил, доподлинно неизвестно. Да и сам он никогда никого не обвинял в том поражении. Говорил, мол, много сил отняли репетиции церемонии открытия, на которой нес факел по стадиону. Но слишком уж много странного происходило в тот день в прыжковом секторе. Говорят, кто-то видел, как во время каждой из семи его попыток — каким-то чудесным образом — с точностью до секунды открывались ворота на противоположной стороне стадиона. И сильный порыв встречного ветра не давал сделать хороший разбег. А потом не засчитали его коронную — последнюю попытку. Санеев улетел под 17,40, оставив позади эстонца с его 17,35 и бразильца Оливьеру с 17,22. Но судьи подняли красный флажок — заступ.
После Олимпиады Санеев уехал на родину, в Сухуми. Ничем не напоминал о себе, не принимал участия в столичных спортивных тусовках. И о нем постепенно забыли. В 1992-м, когда в Абхазии началась война, получил приглашение из Австралии. Уехал, работал учителем физкультуры с зарплатой чуть больше, чем пособие по безработице. А когда закончился контракт, прижало так, что чуть не продал свои олимпийские медали. Не смог. В последний момент дрогнула рука. Пришлось подрабатывать развозом пиццы. В конце концов Виктор нашел работу по душе — тренером в Академии спорта. Подготовил двух призеров чемпионата страны. А лет семь назад один известный спортивный журналист встретил его в Олимпийском комитете — ошарашенного. Санеев пришел, чтобы взять приглашение на бал олимпийцев. И у него спросили: «Кто вы такой и что вам нужно?» Больше Санеев в Москве не появлялся…
Коллеги, тренеры, специалисты, многие из тех, кто писал о Санееве, пытались ответить на вопрос: в чем его главный талант? Многолетний тренер сборной Витольд Креер в документальном фильме тридцатилетней давности признался: «Я хорошо знаю Виктора — все его сильные и слабые стороны. Вот только как ему удалось выиграть три олимпийских золота — так и не понял».