В ряду чемпионов мира по шахматам самый непродолжительный срок «царствования» выпал на долю Михаила Таля и Василия Смыслова — чуть больше года. Но и в сравнении с теми, кто властвовал долгий срок, их вклад в шахматное искусство был ничуть не меньшим.
Василий Васильевич Смыслов не дожил до 90-летия чуть меньше года.
Если перечислить все достижения Василия Васильевича в шахматах, не хватит места в газете. Отмечу, что он сыграл три матча на первенство мира с Михаилом Ботвинником (ничья в 1954-м, победа в 1957-м, поражение в матче-реванше 1958 года), выиграл два турнира претендентов, участвовал еще в пяти, причем в 1984 году — в 63 года! — дошел до финала, в котором уступил Гарри Каспарову. Чаще, чем кто-либо, побеждал во Всемирных шахматных олимпиадах (десять раз!), шесть раз выигрывал командные чемпионаты Европы и мира, становился чемпионом СССР и чемпионом мира среди сеньоров…
Когда смотришь партии Смыслова, всегда потрясают чистота линий, глубина проникновения в позицию, потрясающее чувство эндшпиля. Его имя носят системы и варианты в защите Грюнфельда, в испанской партии, в каталонском начале, принятом ферзевом гамбите, других дебютах. Его изыскания в эндшпильных позициях вошли в замечательную книгу, написанную вместе с гроссмейстером Григорием Левенфишем, «Теория ладейных окончаний».
О вокальных успехах Василия Васильевича — разговор особый. Он даже участвовал в конкурсном отборе в Большой театр, и мечта петь на сцене не покидала его никогда. После того как зрение у Смыслова резко упало и он был вынужден сократить участие в шахматных соревнованиях до минимума, вокал занял в его жизни еще большее место. Он с успехом пел «Эпиталаму» А. Рубинштейна, «Элегию» Массне, произведения Глинки, Чайковского, Мусоргского. Удивительнее всего, что голос Василия Васильевича не становился с годами слабее. В марте 1996 года, в год 75-летия, он вышел на сцену Большого зала Московской консерватории с сольным концертом.
За несколько месяцев до этого Василий Васильевич посетил Санкт-Петербург, чтобы принять участие в Мемориале Семена Фурмана. Экс чемпиона мира с супругой Надеждой Андреевной поселили в «Астории», и я несколько раз заезжал за ними, чтобы отвезти на игру. Разговоры на шахматные темы не вызывали у Смыслова никакого интереса, но стоило заговорить об опере и вокальном искусстве, Василий Васильевич загорался и молодел прямо на глазах.
Как ни странно, ни один юбилей Смыслова при его жизни не был отмечен серьезным и красивым шахматным соревнованием. Наверное, до 2021 года, когда будет отмечаться столетие со дня рождения Василия Васильевича, рассчитывать на это не приходится.