• Годовой баланс

    06.02.11 10:02

    Годовой баланс - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    За год, прошедший после назначения (обставленного, понятно, демократическими – выборными! – декорациями)  на пост президента Российского футбольного союза, Сергей Фурсенко запомнился, на мой взгляд, набором регулярно произносимых деклараций и псевдореформами. Фурсенко сравнивают с Петром I – нелепее сравнение трудно придумать. К изменениям, которые действительно можно приравнять к реформе (речь о переходе на формулу «осень-весна»), глава РФС имеет косвенное отношение. Авторы изменений, их идеологи, пропагандисты – руководители нескольких ведущих российских клубов, действовавшие прежде всего в интересах своих команд. Реформа сверстана на глазок, не до конца продумана и – самое главное – не подготовлена: отсутствует платформа, на которой можно было бы разместить навязанное большинству участников российского чемпионата нововведение.

    Что еще реформаторского, помимо схемы «осень-весна», можно найти в годовом послужном списке ­Сергея Фурсенко? Не выдавать же за достижение скорость, с какой руководитель РФС избавился от функционера – профессионала и законника, не признающего работу по принципу «чего изволите?» и отметающего телефонное право, – Николая Толстых? И разве можно отнести к достижениям моментально сделанную в первом дивизионе ставку на Игоря Ефремова – фигуру, не только не преуспевшую на предыдущем своем посту, но и сбежавшую из тонущего «Сатурна», обнадежив перед побегом веривших клубному генеральному директору тренеров и футболистов?

    Впрочем, кое-что в активе из наработанного Сергеем Фурсенко за год обнаружить все же можно.

    Свод идеалов

    Детище свое под названием Кодекс чести Сергей Фурсенко назвал «сводом идеалов российского футбола». Любопытно было бы знать, не пытался ли президент РФС, трансформировав, естественно, отдельные параграфы внедренного в футбол набора уложений, предложить сей документ для всей страны – через президента России, например, премьер-министра, Госдуму? Почему такой привилегии удостоились только те, кто имеет прямое или косвенное отношение к футболу? Да и их, признаться, обделили, не включив в Кодекс важнейшие, как подсказывает сама жизнь, пункты, призывавшие бы, в частности, «соблюдать спортивный принцип при комплектовании лиг, не облизываясь при этом при виде толстого кошелька одного из претендентов и не продолжая у всех на глазах разыгрывать воронежскую карту», «мыть руки перед едой», «рассматривать всех участников чемпионата как абсолютно равных во всем со­членов, но не забывать при этом о том, что есть сочлены, которые равнее других», «не мочиться в лифтах»…

    Странно, что до сих пор в продаже нет магнитиков с уложениями Кодекса на пластинах с ответствующими иллюстрациями, обрамляющими «правила жизни», – цветочками во вратарской площадке, парящими над полем арбитрами с ангельскими крылышками и фотокадрами с многочасового исторического телефонного заседания бюро исполкома РФС, принимающего сложнейшее решение о переводе в премьер-лигу пятой команды из первого дивизиона и в первый дивизион – одну из пяти четвертых команд второго дивизиона.

    Еще одну странность можно усмотреть, пожалуй, и в отсутствии специального приложения к Кодексу, рассчитанного на пришедших в футбол детей и юношей. Неужели трудно сочинить для них специальную Клятву юного футболиста? Что-то вроде: «Я, юный футболист, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю горячо любить свой клуб до тех пор, пока агент не найдет мне другой, с более достойными условиями, и мне удастся влиться в ряды новых товарищей без компенсации; жить, учиться, тренироваться и играть так, чтобы, как завещал в своем коротком, заставившем затрепетать весь футбольный мир слогане президент РФС – «Россия станет чемпионом мира в 2018 году» – воспользоваться преимуществами неучастия в отборочном турнире и наконец-то выйти из предварительной группы; наизусть выучить Кодекс чести, свято блюсти зафиксированные в нем положения и настойчиво рассказывать о них оказавшимся вне футбола сверстникам».

    Музыкальное сопровождение

    В начале ноября прошлого года на сайте РФПЛ появилось обращение, прессой, по-моему, оставшееся незамеченным. «Россий­ская футбольная премьер-лига, – говорилось в обращении к болельщикам, – вынуждена констатировать, что в последнее время всё чаще приходится сталкиваться со случаями шумного поведения болельщиков на стадионах во время исполнения гимна Российской Федерации перед началом матчей чемпионата России. Гимн России – это государственный символ нашей страны. Неуважение к гимну равносильно неуважению к государству, гражданами которого мы с вами являемся».

    Неуважением к государственному гимну между тем следует, на мой взгляд, считать не шумное поведение болельщиков, которое любой мало-мальски причастный к футболу человек мог легко спрогнозировать, а само решение нового президента РФС исполнять гимн перед каждым матчем клубов премьер-лиги, первого и второго дивизионов и молодежных составов. РФС низвел гимн страны до заурядного музыкального сопровождения нескольких сотен матчей, на некоторых из которых (во втором дивизионе, например) можно было видеть лишь сотню-другую зрителей. В шестой статье федерального закона о гимне допускается его исполнение «при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации». И нет ничего странного, когда под звуки гимна на всех стадионах России открывается весной чемпионат страны. Но практически каждодневное его исполнение, предварявшее огромное количество совершенно рядовых футбольных матчей, уже привело к девальвации официального статуса гимна.

    Ставка на голландцев

    Дик Адвокат, Берт ван Линген с супругой – основные на сегодня действующие лица в РФС в той части работы этой организации, которая относится к сборным командам. Ван Линген, изо дня в день втолковывающий неразумным русским, что «в футбол играют 11 на 11, а побеждает тот, кто забьет на один гол больше», судя по конфликтам, возникшим у него с Дмитрием Аленичевым и Андреем Талалаевым, и массовым увольнениям тренеров юношеских и молодежной сборных страны, является на сегодня единственным представителем экспертного совета, должного, как было объявлено, тщательно изучать кандидатов на посты тренеров юношеских и молодежной команд и рекомендовать самых достойных. Поскольку степень закрытости РФС (общественной, надо сказать, организации, которой по статусу положено быть открытой для общества) беспрецедентна, то и понять, кто, например, когда и почему решил, что место предыдущего главного тренера молодежной сборной России Игоря Колыванова должно быть занято Николаем Писаревым, оставшимся при этом спортивным директором РФС, невозможно.

    «Экспертный совет», которого в природе не существует, потому что если бы он существовал, то мы непременно бы знали о его заседаниях, обсуждениях тренерских кандидатур и принятых решениях… Комитет по этике, названный Сергеем Фурсенко «институтом, призванным защищать идеалы», – организация, из которой демонстративно вышел футбольный человек – Виктор Понедельник, – не только ничего не решающая, но и до сих пор не сформированная… «Человек футбольной национальности»…

    Словесная шелуха к делам никакого отношения не имеет. Из реальных же дел последних как не вспомнить отсутствие – по состоянию на сегодня – зон второго дивизиона («Мы, – рассказал репортерам руководитель одного из клубов, – даже не знаем своего статуса. Как лига будет называться? Я так понимаю, что и в РФС никто не в курсе. А если что-то и решено, то нас не оповестили»), многочисленные – конца им нет – организационные провалы (календари, регламент), перемещение классом выше, вопреки всем спортивным принципам, команд, слабо сыгравших в предыдущем сезоне в своих дивизионах.


    Колонка «Расстановка сил» Александра Горбунова из еженедельника «Спорт день за днем» №3 (2-8 февраля 2011 года).


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»