• Глаза в глаза

    08.09.11 02:14

    Глаза в глаза - фото

    Фото: ХК СКА

    Встреча руководителей СКА с армейскими болельщиками, недавно состоявшаяся в редакции «Спорта», носила неформальный характер. Ржига и фанаты собрались, чтобы объясниться. И хотя к перемирию диалог так и не привел, каждая из сторон услышала доводы оппонентов. Более того, новый тренер команды и не принявшие его болельщики впервые взглянули друг другу в глаза. Под занавес двухчасовой встречи журналисты «Спорта» предложили сторонам раскурить символическую трубку мира. Ржига и болельщики от «перекура» вежливо уклонились. Хочется надеяться, что не навсегда.

    Возможно, трагедия, случившаяся вчера в Ярославле с «Локомотивом», заставит армейских фанатов по-другому взглянуть на ситуацию. И задуматься о том, что земная жизнь слишком мала, чтобы тратить ее только на ненависть. Надо уметь прощать! Пока еще не поздно!

    О панике в Чехии

    — Стартует новый сезон, — начал разговор заместитель председателя совета директоров СКА Александр Медведев. — И мы все знаем, что нас привело на эту встречу. Предлагаю поговорить о наболевших проблемах. Можете задавать любые острые вопросы. Мы ведь пришли не для галочки, а ради конструктивной беседы. Как вы понимаете, мы живем в очень непростое время. Войны нет, но случается, что гибнут люди, и национальные конфликты — зачастую причина подобных трагедий. Вы видите, какой вандализм порой творится на футбольных стадионах. Надеюсь, что мы с вами, хоккейные болельщики, из другой категории.

    — Милош, ваше пребывание в СКА для нас неприемлемо, независимо ни от каких ваших личных качеств, — сразу же прямо и откровенно, как и предложил им Александр Иванович, заявили болельщики Милошу Ржиге.

    Ржига: Если бы у вас были на то серьезные причины, я бы вас понял…

    Болельщики: Вы живой символ «Спартака». У вас сложился такой имидж. Например, вы держали в руках «розу» ультрас «Спартака». Мы даже принесли несколько фотографий для наглядности. Такой шарф еще не каждому дадут. В общем, ваше назначение на пост главного тренера — плевок нам в душу. Как к человеку вопросов к вам нет. А вот ваше поведение — братание со спартаковцами — для нас недопустимо.

    — Откуда ж Милошу знать тонкости ваших фанатских взаимоотношений? — вступил в беседу генеральный менеджер СКА Алексей Касатонов.

    Болельщики: За три года можно было разобраться, что к чему.

    Ржига: Я вас, фанатов, могу понять. Вы гордитесь своим клубом, а «Спартак», ваш принципиальный соперник. Но при чем здесь тренер? Я фотографировался и с болельщиками «Атланта», и с их шарфами. А после финала Кубка Гагарина за мной пошли фанаты Уфы, и мы с ними тоже фотографировались. Если люди хотят фото на память, никогда не откажу.

     

    Болельщики: Вот вы спрашивали, а такой ли это вражеский клуб — «Спартак». Выезды на матчи с ним всегда небезопасны. Нас не так много приезжает в Москву, но весь стадион обрушивается на гостей — вслед за местными фанатами. Со всех сторон раздаются хамские выкрики. Если бы не ОМОН, нас, наверное, разорвали бы.

    Ржига: Хочу подчеркнуть: мое отношение к подобным проявлениям крайне негативное. И еще раз спрошу: при чем здесь я? Не думаю, что меня можно назвать символом какого-либо клуба.

    — Мы уважаем фанатское мнение, но с вами не согласно большинство болельщиков СКА, — добавляет генеральный директор клуба Вадим Фисько. — Когда вы вывешиваете оскорбительные баннеры или вытворяете что-нибудь эдакое на трибуне, как вы считаете, разве вы не задеваете чувства других людей, с вами не согласных? Клуб вас поддерживал и поддерживает. Но вы должны понимать: на хоккей ходят в том числе женщины и дети.

    Болельщики: Не видим ничего оскорбительного в баннере «Ржига в СКА — это свинство». Ни прямых оскорблений, ни мата с нашей стороны не было.

    Ржига: В чешских газетах прошла информация, мол, Ржига — свинья. В моей стране это слово — серьезное оскорбление. Началась настоящая паника! Когда были на сборах в Пршерове, ко мне подходили люди и спрашивали: что ты такое страшное им сделал, что они тебя так называют?

    Болельщики: Это простой сленг — как «кони» или «бомжи».

    Медведев: Представьте, если бы все поступали исходя только из собственного мнения. Вот я, пользуясь своим положением, могу сказать: ты, ты и ты мне не нравитесь, и вы больше не пойдете на стадион. Правильно сделаю?

    Болельщики: Нет.

    Медведев: А вы поступаете именно так! Дескать, не нравится нам Ржига, пусть убирается. Мнение окружающих вам не важно.

    Болельщики: Если вы запретите приходить нам на стадион, нас там, естественно, не будет. Но в идеологии ничего не изменится.

    Медведев: Запреты вводить никто не хочет, но хамства и безобразия не потерпим.

    О путях развития армейского клуба

    Болельщики: Просто нам многое происходящее в клубе категорически не нравится. Школа СКА загибается, питерский хоккей «убивается». В команде практически не осталось местных игроков. Почему?

    Фисько: У клуба появились три молодежные команды. Разве это не плюс? Для СДЮШОР будет построена база с двумя катками! Для СКА также будет создана собственная база. При этом стоит задача завоевать Кубок Гагарина. О болельщиках в команде не забывают.

    Болельщики: Это пока только планы…

    Медведев: Нет. Все решения уже одобрены на совете директоров. Что же касается детских школ… Вы знаете, что после распада Советского Союза финансирование дет ских школ по всей стране практически прекратилось. По-прежнему есть поборы с родителей, чтобы их дети играли в командах. И порой, если родители не «заносят» денег, попасть в первое-второе звено нереально. Уже от десятилетних ребятишек требуют непременно выигрывать турниры. К сожалению, подобное наблюдалось и в Питере, поэтому, кстати, некоторые люди были уволены. Мы все видим. И принимаем сигналы от болельщиков. Ведь когда талантливые ребята, но не из богатой семьи понимают, что пробиться можно, только когда папа дал денег, они перестают заниматься хоккеем. В Питере сейчас ситуация сильно изменилась. Три молодежные команды, хорошее финансирование... Другое дело, что за одну ночь только в сказке все делается. Чтобы кардинально поменять ситуацию, нужно время. Вспомните, сколько человек раньше ходило на хоккей? А сейчас — полные трибуны.

    Болельщики: В городе не хватает льда. Может, стоит вместо покупки дорогостоящего игрока построить открытые коробки во дворах?

    Медведев: Такая проблема есть. Но изменение климата, похоже, не шутка. Если в мою молодость можно было в Москве залить лед, то сейчас все тут же тает. Так что надо строить крытые катки.

    Болельщики: Хотя бы радует, что подвижки в развитии инфраструктуры есть.

    Медведев: Не менее важный фактор развития клуба — подготовка тренерских кадров. Трудно представить, что за три тысячи рублей наставник будет заниматься техникой, тактикой да и еще педагогом хорошим окажется. Они ведь не святые. Если ты воспитал звезду КХЛ или НХЛ, то от трансферной стоимости игрока должен получать деньги. Иначе тренер еще тысячу раз подумает, что лучше: тянуть с родителей «из-под стола» деньги или дать шанс талантливому парню? Нормальный человек предпочтет работать честно.

    Болельщики: Скажите, при таком подходе через сколько лет основу команды начнут составлять воспитанники СКА?

    Ржига: Мне важно, чтобы каждый год в «основу» вливались два игрока из «молодежки». И очень хорошо, если они будут питерскими.

    Касатонов: Вообще в спорте нет ни одного профессионального клуба, собранного из собственных воспитанников, перед которым ставились бы серьезные задачи. Игроки должны быть разноплановыми. Почему НХЛ — сильнейшая лига мира? Потому что там выступают мастера со всех концов света.

    Болельщики: Сколько времени, на ваш взгляд, строится чемпион ская команда?

    Касатонов: Около трех лет.

    Ржига: Никогда не знаешь, когда тот или иной клуб станет чемпионом. Претендентов на кубок всегда много. Нельзя говорить определенно — хотя бы потому, что жизнь полна сюрпризов. Могут быть неожиданные нюансы, травмы игроков. Ты готовишь команду прежде всего не к чемпионству, а к работе и победам. Тогда в итоге можно достигнуть цели. Если еще в сезоне усилиться грамотно классными игроками, то это тоже приблизит нас к успеху.

    Об армии и ее полководце

    Медведев: Знаете, почему лучшие футбольные школы были у «Аякса», «Ювентуса» и «Милана»? Они собирали мальчишек со всей страны и Европы. Приходя в команду в десятилетнем возрасте, эти ребята становились по духу родными клубу. Так делают и многие российские команды. Игрок, пусть и рожденный в тьмутаракани, но воспитанный в СКА, станет армейцем.

    Болельщики: Против таких воспитанников мы не возражаем. Есть немало игроков, родившихся не в Петербурге, но почитаемых нами. Еще вопрос: почему в России такое засилье иностранных тренеров? Ржига — живой пример. У нас что, нет своих специалистов? Почему бы не дать шанс Кравецу, работавшему помощником еще у Барри Смита?

    Медведев: Кравец тренирует молодежную команду — СКА-1946. С «основой» работают Потайчук, Зубов. Долгое время ХК ВМФ руководит Леонов. Появляются новые, молодые тренеры, которые рано или поздно станут главными. У нас же в СКА весной рассматривались кандидатуры российских специалистов: Юрзинова и Канарейкина. Но на совете директоров после долгих обсуждений мы утвердили кандидатуру Ржиги. Решили, что он способен привести команду к победе.

    Мне понятны чувства болельщиков. Ведь я сам с болью в сердце после поражений СКА заходил в раздевалку красно-белых, но находил в себе силы поздравить победителей. Во время матча можно считать клуб противником, но после финальной сирены все должно заканчиваться.

    Ржига: Если все вместе не желают двигаться к одной цели, обычно ничего не получается.

    Медведев: Вы тогда должны и Ковальчука ненавидеть, и Канарейкина. Истинных спартаковцев.

    Болельщики: К ним претензий нет.

    Медведев: Почему? Тот же Федор Канарейкин был очень жестким игроком. По-вашему, и Быстрова правильно травили в «Зените»?

    Болельщики: Хотя это и не наше дело, считаем, что правильно делали.

    Медведев: Романцев — символ футбольного «Спартака» — потом стал наставником «Динамо». И таких примеров масса. Тренеры — народ подневольный.

    Болельщики: Вы зря думаете, что ненавидят Ржигу только фанаты. С нами многие солидарны. Но, несмотря на свою антипатию, мы будем поддерживать команду. Ведь можно, например, любить город и ненавидеть губернатора. СКА — наша команда, кровь от плоти. И мы ее не оставим.

    Касатонов: Разве вы не понимаете, что тренер и команда — одно целое?

    Фисько: Думаете, игрокам ваши выкрики приятны?

    Болельщики: Игроков мы под держиваем «зарядами».

    Фисько: Мы не отрицаем, что вы их поддерживаете. Но Ржига — «полководец» армейцев, Суворов команды, а вы своими выкриками пытаетесь разделить войско и главнокомандующего.

    Касатонов: Кроме того, не забывайте: болельщики СКА — это не только вы и ваше мнение. Это миллионы!

    Болельщики: Все проходит — спонсоры, временные болельщики… А мы останемся. Мы готовы ждать победы долго, но хотим, чтобы выиграла команда, состоящая из своих игроков, а не из наемников.

    Ржига: Многие игроки, которых вы считаете «своими», не дотягивают до чемпионского уровня. Вы ведь хотите, чтобы команда показывала хороший хоккей? Надо брать лучших. Профессионалы нужны всем. Вот вы считаете меня иконой «Спартака», хотя я с этим не согласился. Вы просто уперлись на своем, и все. Не боюсь критики. И скажу честно: собираюсь работать в СКА и никуда уходить не думаю. Готов отдать все для клуба и победы. Уважаю вас всех и надеюсь, что вместе мы получим и классных питерских игроков и поднимем команду на вершину. Порой вы думаете, что игрок свой, а на самом деле он за клуб вообще не бьется. Когда я пришел в раздевалку, нигде не увидел флагов и шарфов СКА. Сейчас мы полностью изменили обстановку — везде появилась армейская символика. Если я спартаковец, зачем мне все это нужно?

    О символах, баннерах и фотографиях

    Журналисты: Ржига же не виноват, что его позвали в СКА. Решение принимало руководство клуба…

    Болельщики: Мог бы отказаться. Того же Павлюченко звали в «Зенит», но он не пошел.

    Ржига: Он русский человек…

    Медведев: Вообще не понимаю, как иностранец может быть символом «Спартака»?!

    Болельщики: Это общественное мнение.

    Касатонов: Нет, это ваше личное мнение!

    Медведев: Вдумайтесь, вы заявляете, что чешский, подчеркиваю — чешский, тренер Милош Ржига в общественном мнении — олицетворение всех худших черт российского «Спартака»! Да он и про ультрас ваших толком узнал на середине пути.

    Ржига: Получается, руководя командой, тренер не должен быть единым с коллективом, с городом, где он находится?

    Медведев: Мне всегда нравилось, как болеют в Питере: культурно, цивилизованно. Приятно смотреть, когда трибуны СКА устраивают перекличку с фанатами ЦСКА. В том же «Спартаке» есть масса совершенно разных людей. Еще раз подчеркну: Ржига — не символ «Спартака».

    Болельщики: Но в головах многих людей все наоборот…

    Медведев: Странно, что вы сделали врагом человека, который даже не прошел спартаковскую школу, проработал в команде всего несколько лет и ушел оттуда непросто.

    Фисько: Вас никто не призывает выходить на улицу с плакатом «Мы любим Ржигу». Пишите баннеры, но выражайте протест культурно.

    Ржига: Я вас тоже не призываю меня любить.

    Болельщики: Это скорее с нами поступают некультурно, по-варварски. На одном из матчей мы вывесили баннер. К нам подошел майор милиции и, не представляясь и ничего не говоря, начал его срывать. Потом ему на помощь прибежал ОМОН и начал нас мять. Мы такой разбой заслужили?

    Ржига: Я вообще говорил руководству клуба, чтобы не обращали внимания на акции и вас не трогали…

    Журналисты: Почему вы не считаете Ржигу символом «Атланта», ведь он добился с ними гораздо больших результатов?

    Болельщики: Он слишком часто целовал спартаковский ромбик, чему подтверждение — многочисленные фотографии. Его в «Спартаке» любят и уважают.

    Ржига: Да, каждый игрок и тренер должны так относиться к своему клубу. Уважать флаг той команды и города, за который они выступают!

    Касатонов: Милоша мы пригласили в том числе и потому, что он умеет мотивировать людей!

    Ржига: Ко мне в Швейцарии подошел болельщик в майке ЦСКА и попросил сфотографироваться с ним. Я ему сказал, мол, даже не знаю, как поступить. У меня столько проблем из-за таких фотографий. Вы считаете, это нормально — отказывать болельщикам? Мне хотелось задать вам все эти вопросы, потому мы с вами и встретились здесь. Шел не мириться или спорить. Просто хотел высказаться и услышать ваше мнение.

    Медведев: Мужики, разрушать гораздо легче, чем созидать. И у меня даже не просьба, а требование. Ваше мнение не должно никого оскорблять или унижать. Если мы пойдем по дороге конфликта, это ни к чему хорошему не приведет. Сегодня у вас была возможность получить полную информацию из первых уст. И надеюсь, наш разговор станет поводом для размышлений.

    Касатонов: Порой ваши требования заоблачные. Но вы должны понимать, что у нас одна цель — победа, и это главное.

    Медведев: Претензии же, которые вы озвучили, — в основном мифические. Если вы хотите скатиться на низший уровень боления, то это легко.

    Болельщики: Мы вели себя культурно…

    Журналисты: Возвращаясь к баннеру о Ржиге… Позвольте процитировать значение слова «свинство» из словаря: низменные привычки, невежество. Синоним — «срач». Вы считаете, это культурным? И все же надеемся, вечерний диалог, состоявшийся в нашей редакции, был конструктивным.

    Медведев: Утро вечера мудренее.

    Ржига: Да, тем более у нас завтра тренировка.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»