С постоянным экспертом «Спорта День за Днем» сегодня подводим итоги уходящего года и обсуждаем жеребьевку ЧМ-2014, выступление «Зенита», а также проблемы молодежного и детского футбола Санкт-Петербурга.
С топ-командами было бы легче
— Как вам наша компания на ЧМ-2014: Бельгия, Южная Корея, Алжир?
— А я не уверен в выходе сборной России, честно скажу. Фавориты? Бельгия, игроки которой играют в различных топ-клубах. У бельгийцев мощное, талантливое поколение. Вы посмотрите — даже Ломбертс не всегда попадает в состав своей сборной. В том, что бельгийцы пройдут в плей-офф, не сомневаюсь, а вот за вторую путевку поборются все три команды. Выскажу парадоксальную мысль: на мой взгляд, легче было бы играть с топ-командами. Здесь же, когда все на равных, может сказаться боязнь футболистов, что что-то не получится.
— Наверное, придется повозиться и с Кореей, которая в стартовом матче как минимум не уступит россиянам в объеме скоростной работы.
— Да, Корея предстанет совсем иной, нежели в недавнем товарищеском матче. Вы правы: корейцы будут целенаправленно готовиться к этому чемпионату и физически окажутся готовы на высочайшем уровне.
— Алжир?
— За эту команду выступают французы, физически тоже очень сильные футболисты.
— Как вы считаете, Витсель и Ломбертс — с одной стороны, Кержаков, Широков, Быстров, Файзулин, Анюков, Шатов и Лодыгин, с другой, много подшучивали по поводу предстоящей встречи в Бразилии?
— А что там подшучивать — поговорили пару раз и забыли. Помню, правда, как мне было интересно сыграть против испанцев в составе сборной России, когда выступал за «Сарагосу». Сейчас, мне кажется, это интереснее не россиянам, а Витселю и Ломбертсу.
На фоне усталости играть тяжело
— Поговорим о «Зените». По счету игра с «Уралом» получилась очень тяжелой, по содержанию сомнений в исходе поединка не возникало. Какую оценку дадите этой встрече вы?
— Второй тайм очень понравился. Но не будем забывать, что это «Урал». Надеюсь, «Зенит» выйдет в плей-офф Лиги чемпионов — вот что самое важное. Правда, наши выйдут из группы со второго места и получат в соперники команду не уровня «Урала», «Терека» и даже ЦСКА, а «Баварию», «Барселону» или «Реал». Хотя на самом деле до 1/8 финала еще очень многое может измениться.
— Вы так уверены, что «Зенит» добьется необходимого результата в Вене?
— Не-а, врать не буду, уверенности нет. Дай Бог, конечно, чтобы все получилось. У меня есть уверенность в том, что «Атлетико» не проиграет дома «Порту». Конечно, рассчитывать надо на себя, однако в конце года, на фоне накопившейся усталости играть очень сложно.
— А каково это — играть в декабре, когда моральные и физические силы уже на исходе? Вспомните, например, игру с «Алеманией».
— Были и другие подобные матчи — с «Бешикташем», например. Тяжело это — выходить на поле из последних сил. Плюс «Аустрия» после ничьей с «Порту» находится на подъеме. Терять-то австрийцам точно нечего, при своих болельщиках им наверняка захочется добиться победы. Шансы на победу у «Зенита» есть: как в командном, так и в индивидуальном мастерстве петербуржцы сильнее. Но опять же может сказаться усталость.
Не запрещаю обыгрывать
— Как оцените выступление «Зенита-2» на этом отрезке дистанции?
— И я, и пацаны учимся мужскому футболу. Начали неудачно, проигрывали и 1:6, но затем выправили ситуацию. В концовке оказались на правильном пути и провели эту часть чемпионата очень достойно.
— Чем вы довольны и за что себя корите?
— Хорошо, что не отступили от своей линии даже тогда, когда не получалась игра и шли неудачные результаты. То, что в каждом матче против взрослых мужиков мы старались прессинговать и действовать первым номером. Я хочу, чтобы ребята от нас не только переходили в клубы более высокого уровня, но и становились там лидерами. А ими можно стать только в том случае, если ты умеешь действовать с позиции силы. Конечно, можно, как многие команды второй лиги, строить игру от обороны, но в таком случае пацаны не раскроются. Я никогда не запрещаю ребятам идти в обыгрыш, если перед ними два человека, — даже если это идет в ущерб командной игре. Иначе они никогда не научатся рисковать, не станут лидерами. Минусы? Их тоже можно найти немало, но пусть это останется в раздевалке.
— Сейчас, с головой окунувшись в работу с молодежью, вычленили для себя главную проблему в детско-юношеском футболе города? С чего надо начинать, чтобы поднять уровень молодых игроков?
— Мое однозначное мнение таково: с технического оснащения футболистов. Если вы видели матчи молодежной Лиги чемпионов с «Порту», «Атлетико» и «Аустрией», то наверняка обратили внимание: нашему игроку из дубля требуется три касания для остановки мяча, условный футболист того же «Порту» делает это одним касанием.
— Что делать?
— Техническому оснащению надо уделять самое пристальное внимание с детского возраста. Ходил в цирк с ребенком и видел, как собачки играли одним касанием в воздушный шарик. А вот научить их играть в два касания невозможно. Может быть, не совсем корректное сравнение, но что-то в этом есть. Хочется, чтобы детей учили играть в два касания: останавливать мяч, обыгрывать. Мне кажется, это главное. По крайней мере мы так стараемся работать в «Зените-2».
— Могут ли мальчишки, выступающие в чемпионате города за «Коломяги» или «Московскую заставу», попасть в молодежный состав «Зенита» или «Зенит-2»? С созданием вашей команды повысился ли у них шанс стать профессиональными футболистами серьезного уровня?
— Я всегда привожу пример Андрея Аршавина. Вспомните 2003 год: сколько он всего сыграл матчей и сколько из них — с первых минут? В 2003 году Аршавину было 22 года, он не являлся игроком стартового состава. С одной стороны, у моих ребят есть время на то, чтобы прогрессировать, с другой — по сравнению с тем же Аршавиным у них его не так много. Неизвестно ведь, в каком возрасте ты попадешь в профессиональную команду. В этой связи я вспомню фразу из фильма «Легенда № 17»: «Харламов, ты только сам сможешь, если захочешь!» Мы можем только помочь, главное зависит только от самого футболиста.
Сравните меня с Халком
— Десять лет прошло с тех пор, как «Зенит» выиграл серебряные медали чемпионата России. Эту дату как-то особо и не вспоминали, хотя, на мой взгляд, то серебро было очень важно для «Зенита» и его болельщиков.
— Столько времени уже прошло, были и другие, более громкие успехи, так что чего уж то серебро вспоминать? Другое дело, что серебряные медали были первым после бронзы-2001 громким успехом в российском первенстве, да и в «Зените» тогда не было игроков топ-уровня. Для смеха скажу: я был самым дорогим футболистом, купленным за один миллион четыреста тысяч долларов! Сравните с Халком (улыбается).
— Хорошо помню дискуссию в прессе: вместо того чтобы тратить такие деньги на 27-летнего футболиста, лучше было бы положить в Петербурге хорошее искусственное поле!
— Да, было такое! (Смеется.) Я, кстати, и про Халка слышал нечто подобное. Нет, цифры, конечно, изменились, но смысл остался тем же: зачем покупать бразильца, лучше бы отдали эти деньги в детский футбол. Прошло десять лет, а в головах у людей ничего не изменилось.
— Что вас поразило в уходящем году?
— Расскажу такую историю: на день рождения ко мне приехали друзья из Испании, как раз в день матча с «Атлетико». Мы пошли пешком от Тучкова моста на «Петровский». Миновали три кордона милиции, два из которых ОМОН. Это кошмар! Обыскивали так, словно я как минимум несу с собой гранату! Я первый раз в жизни попал на матч как обычный болельщик и теперь преклоняюсь перед рядовыми поклонниками футбола, которые ходят на «Зенит»! А потом сходил на СКА: прошел спокойно, никто ничего не сказал. Словом, хочется, чтобы к людям на футболе относились по-человечески.