В офисе ПФК ЦСКА кабинет главного тренера — последний по коридору. Здесь всегда шумно. Застать гостеприимного хозяина Валерия Газзаева в одиночестве — как Лигу чемпионов выиграть. Вот и сейчас — за круглым столом друзья и единомышленники — Владимир Шевчук и Валерий Петраков. Пришли поздравить «Георгича» с тем, что по итогам читательского голосования одним из федеральных изданий ему присвоено звание «Тренер десятилетия». Настроение — праздничное, предновогоднее. И разговор начинается сам собой.
Сезон-2007 — неудачный
— Валерий Георгиевич, каким был этот сезон? Каким вы его запомните?
— Наверное, можно назвать его неудачным. Команда такого класса, как ЦСКА, с традиционно высоким уровнем притязаний, как в национальном первенстве, так и на европейской арене, третье место не может рассматривать иначе, нежели как неудачу. За последние шесть лет это худший результат. Но, наверное, без таких лихолетий и не бывает больших команд. Мы абсолютно точно знаем причины как субъективного, так и объективного характера, не позволившие нам бороться за золото чемпионата.
— Вы упомянули о субъективных факторах. Вас как одного из руководителей процесса естественное менеджерское желание покарать виновных не снедает?
— Нет, мое твердое мнение: проигрывает или выигрывает на поле команда вне зависимости от того, кто и какой вклад в эти процессы вносит. Поэтому на данный момент искать черную кошку в темной комнате — на мой взгляд, совершенно бесполезное занятие. Негативный результат — тоже результат... Мы виноваты в нем сами, никого винить не собираемся. Сами, сообща, будем исправлять ситуацию.
— По итогам селекционной кампании, проведенной ЦСКА и до начала сезона-2007, и в его ходе — кто из новичков откровенно разочаровал, не оправдал надежд? За кем будущее?
— Мы работаем по принципу дидактики — от простого к сложному, поэтому никаких иллюзий по поводу того, что игрок сегодня придет в клуб, а завтра станет звездой мирового уровня, нет. Да, бывают исключения, когда ставишь в состав молодого игрока, и он сразу начинает оправдывать выданные авансы. У нас так было с Жо и Акинфеевым. Но в большинстве случаев для того, чтобы игрок «выстрелил», должно пройти определенное время. Целый ряд наших молодых игроков в следующем сезоне, на мой взгляд, будет выглядеть совсем по-иному, нежели сейчас. Если в этом году мы проводили минимизированную и скорее вынужденную ротацию кадров, то с начала следующего все будет несколько иначе. Чтобы сегодня серьезно рассуждать об уровне и Джанера, и Янчика, и Рамона, и Паши Мамаева, нужно как минимум дать им больше игровой практики. Это будет сделано, как только пройдет процесс их адаптации в коллективе. В целом, считаю, эти игроки достаточно хорошо индивидуально оснащены, молоды, амбициозны. У них все еще впереди... Вообще, самое главное качество для тренера — это умение ждать, терпеть, работать и побеждать. Да, может быть, с точки зрения турнирной таблицы мы и сделали шаг назад, но только для того, чтобы затем сделать два вперед. И потом, еще раз повторю, безотносительно к молодым: были абсолютно объективные причины, по которым мы не стали чемпионом страны в этом году.
Даем дорогу молодым
— Насколько верна информация, что команда накануне следующего сезона будет тщательно просеяна. Иными словами, намечается ли в ЦСКА, как гласят слухи, некая чистка?
— У нас в руководстве нет людей слабонервных, которые в этом плане могут поддаться на провокации прессы. Чистки никакой, конечно, не ожидается. Другое дело, что каждый футболист в составе должен соответствовать одному критерию — быть полезным в достижении результата. Ну а моменты, когда мы отпускаем в другие клубы... От них никуда не деться. Если говорить об идеале состава, то в моем понимании в обойме должны обязательно быть четыре-пять молодых игроков 16–17 лет, три вратаря. Сейчас у нас такая ситуация, когда глобальных изменений не требуется. Да, мы отпустили Ролана Гусева в Днепропетровск, покинет команду еще несколько игроков. Но все это только с одной целью — дать дорогу молодым и не оставлять при этом маститых футболистов без игровой практики. В принципе, у нас достаточно стабильный и молодой коллектив, который уже многое выиграл, поэтому считаю абсурдным мнение, что по истечении одного неудачного года нам необходимо полностью поменять состав.
— В какой степени на ваши решения о расставании с тем или иным игроком может повлиять такой критерий, как его дисциплинированность? Очень много сейчас пишут и рассказывают о проблемах в этом плане с бразильской диаспорой армейцев...
— Наши бразильцы — хорошие ребята: молодые, талантливые, и именно в клубе ЦСКА они достигли уровня национальной сборной. Это огромный плюс и для российского футбола, и для нашего клуба. А то, что каждый человек ведет себя по-разному в разных ситуациях — так это нормальное явление. И какие-то нарушения режима или дисциплинарные взыскания — это больше надуманное журналистами, чем реально существующее. Как ребята сегодня отдыхают в отпуске — это их личное дело; мы как взрослые, нормальные люди не имеем права вторгаться в их личную жизнь. Тем более что на протяжении сезона и подготовки к нему каждый из них приносит пользу клубу. Статистика — самый лучший ответ тем горе-аналитикам, которые судачат о потере мотивации нашими легионерами. Вообще, мне непонятно, почему нашу команду берутся делить на бразильцев и всех остальных. Мы единый коллектив, живущий по единым футбольным и этическим нормам во время рабочего периода. Правила распространяются на всех, без оглядки на гражданство. Не стану по наводке газет уделять повышенное внимание кому-то из своих подопечных просто из-за того, что на досуге он выпил лишний бокал пива.
— В связи с грядущим ужесточением лимита и, соответственно, ростом цен и интереса к российским игрокам, не тревожитесь за то, что армейцев начнут переманивать клубы-конкуренты?
— Уверен в своих ребятах. И потом, к выбору спортсмена всегда надо относиться с уважением. У футболиста карьера один раз в жизни бывает. И, конечно, ему хочется играть в самом хорошем клубе, получать за свой труд большие деньги, реализовать себя полностью и обеспечить свое будущее. Это нормально. Если сегодня Вагнера, братьев Березуцких или Жиркова будут приглашать в какой-нибудь ведущий клуб Европы, и клуб этот сделает колоссальное предложение и им, и ЦСКА, то, наверное, с нашей стороны будет бессмысленно и неправильно их удерживать.
— А с «зарплатным шантажом», о котором так много говорилось в течение всего сезона, не сталкивались? Ну это когда, зная, что коллеги где-то получают на порядок больше, игроки начинают требовать незамедлительной индексации?
— Мы в своем клубе не сталкивались. Как в остальных дела обстояли — не знаю. Сегодня цена на российских игроков достаточно высока, но в то же время таких футболистов, которые отвечали бы очень высоким требованиям, не стало на порядок больше. Вообще, конечно, самая пагубная черта характера для профессионального спортсмена — это заглядывать в чужой карман. Если Аршавину, Петрову или Сидорову платят такие деньги, значит, он этого заслуживает. И не надо кивать на него, надо заниматься своим профессиональным делом, а не завидовать. К сожалению, как бы мы того ни хотели, а чувство это среди футболистов, как, впрочем, и среди «простых» людей, присутствует. Я всегда так говорю: счастливый тот человек, у которого такого порока, как зависть, нет. И мне кажется, что чем быстрее он исчезнет у профессионального спортсмена, тем богаче он станет — и духовно, и материально, поверьте мне.
Журналистов уважаю
— Еврокубковый армейский поход в этом сезоне… Наверное, и не хочется о нем говорить, но, если не секрет, читали ли вы материалы про объяснение неудач ЦСКА с потухшими глазами? Было ли действительно такое, что опускались руки?
— Нет, такого со мной быть не может, уверяю вас, даже в самых сложных и трудных ситуациях. Тот, у кого опускаются руки, становится бессильным. Да, конечно, с точки зрения результата это было худшее выступление клуба в Лиге чемпионов. А с точки зрения качества игры, на мой взгляд, оно было лучше, чем два предыдущих. К сожалению, нелепые ошибки, допущенные в ходе некоторых матчей, повлияли на все. Мы всегда вместе с командой переживали такие поражения. Слова сожаления какие-то, которые высказывались, на мой взгляд, абсолютно неуместны и не нужны в таких ситуациях нам ни как профессионалам, ни как настоящим мужчинам. Наоборот, такие моменты легче преодолеть, сконцентрировав еще сильнее всю свою энергию. А от жалости хуже становится. Поэтому надо себя вести еще более солидно и внутренне, и внешне.
— Кстати, именно к тому периоду относится ряд ваших совершенно необычных «банальных» интервью. Вы тогда немало удивляли коллег степенными комментариями, лишенными обычной эпатажности. До такой степени, что некоторые даже начали думать, извините за просторечие, не «подкалываете» ли вы таким образом журналистов.
— (Смеется.) Нет, упаси боже журналистов подкалывать. Я очень уважаю эту профессию. Особенно тех ее представителей, которые задают толковые вопросы, соответствующие текущему матчу, вопросы профессиональные, на которые самому тренеру интересно отвечать. На банальные же отвечать небанально всегда трудно, хоть иногда и приходится. Диалог, на мой взгляд, должен быть живой. А что до эпатажных заявлений, о которых вы упомянули… Так они были связаны с эпатажными вопросами.
— И последнее: есть такое чувство, что прошедший сезон надо просто забыть, как страшный сон, выдохнуть, чтобы полными легкими вдохнуть в следующем?
— А мы это уже сделали, аккурат с финальным свистком последнего матча. Сейчас новая подготовка и новые планы. Вспоминать вчерашний день — неправильное и неблагодарное занятие. Он уже прошел и остался в истории. Что, почему, как и какие рифы обходить в дальнейшем, мы себе сейчас уже четко представляем. Новая задача — дать результат в новом сезоне. И это самое главное.
Москва