Экс наставник «Спартака» Станислав Черчесов вернулся в премьер-лигу российского чемпионата после почти трехлетнего перерыва. В этот период у Станислава Саламовича была яркая командировка в сочинскую «Жемчужину» из первой лиги, но почивший в бозе клуб сейчас, наверное, уже не имеет смысла вспоминать. В «Тереке» Черчесов будет решать совсем другие задачи. О планах на межсезонье, внутренней дисциплине и принципиальных переменах в его новом клубе наставник грозненцев рассказал в интервью «Спорту».
Конкретных задач не было
— Станислав Саламович, вы можете подвести какие-то промежуточные итоги своей работы в Грозном?
— Прошло всего ничего, чуть больше месяца, из пяти игр две мы проиграли, две выиграли, один раз сыграли вничью. Игру с Нальчиком мы провели дома на уровне ниже среднего, а вот следующие матчи уже были лучшего качества. Да, мы проиграли в Самаре, но я считаю, что ничуть не уступили по игре, а может быть, даже и превосходили нашего оппонента. Но у них очень прилично сыграл вратарь, так что мы не смогли использовать свои шансы. Так что, думаю, пока рано подводить какие-то итоги, поговорим после оставшихся двух игр.
— Руководство клуба ставило перед вами какие-то конкретные задачи?
— Конкретных не ставило, но понятно, что нельзя было довольствоваться теми результатами, которые были у команды, — в последних девяти играх было семь поражений и две ничьих, много пропущенных мячей… Но сразу ничего изменить нельзя. Мы стараемся потихоньку делать шаги вперед, и я убежден, что это у нас начинает получаться и ту модель игры, которую я предложил команде, она восприняла. Так что, думаю, идем в правильном направлении.
— В какой из пяти игр под вашим руководством «Терек» показал ту игру, которую вы хотели бы видеть в идеале?
— В тактическом плане, наверное, матч с ЦСКА. Мы правильно подготовились к нему, и команда практически все задумки реализовала. Конечно, не обошлось и без везения, но везет, как известно, тому, кто старается изменить ситуацию в свою пользу. И при счете 2:0 команда так же правильно играла и в итоге свела матч к ничьей. Да и соперник был очень высокого уровня. Победы, конечно, всегда радуют, но все же в тех играх, которые мы выиграли, недочеты прослеживались. Мы над этим работаем.
Три тренера за год — это много
— Когда вы пришли в клуб, с какими проблемами вам пришлось столкнуться?
— Проблемы — это какое-то нефутбольное слово. Конечно, когда за неполный год сменяется три тренера — это много. Был испанец, потом голландец, а Байтиеву что досталось — с тем он и работал. Не хотелось бы обсуждать, было хорошо или плохо, потому что это все уважаемые тренеры. Иса подхватил эстафетную палочку и сделал все максимально возможное. Потом пришел я, и мы вместе с тренерским штабом — Ромащенко, Стауче, Паниковым, Байтиевым — сидели, думали, много общались, можно сказать, ночами напролет. Так что я многое знал. И мы постарались изменить курс, и считаю, что наши шаги сделаны в правильном направлении. И тренировочный процесс, и дисциплину, и систему игры мы поменяли, потому что команда очень много пропускала. А должна быть определенная стабильность в обороне, но и про нападение нельзя забывать. Я люблю, когда команда атакует, и нам надо было найти этот баланс. Мы и систему перестроили под это, и нам быстро удалось решить этот вопрос. Команда восприняла это правильно, потому что мы очень много тактически работали на поле: как, кто, куда должен бежать и так далее.
— То есть вы охарактеризуете все эти изменения как принципиальные?
— Да, именно так и есть. Мы и в тактическом плане по-другому работаем, и тренировочный процесс, и распорядок дня другие. Внутренняя дисциплина у футболиста должна быть такова, что человек сам обязан знать, почему и зачем. Так что различия принципиальные, и я чувствую, что команде это нравится.
— С тем составом, который сейчас есть у «Терека», можно было бы бороться за первую восьмерку?
— Вы знаете, любой состав, во-первых, нужно хорошо готовить, все футболисты должны быть здоровы. Немаловажную роль играет и удача. И если команда находится сейчас на таком месте, значит, были определенные недоработки. И если мы хотим делать команду другого уровня, то надо подтянуть тех, кто есть, — мы сейчас этим и занимаемся. Ну и конечно, надо будет точечно усиливаться. Только не спрашивайте меня сейчас, какие конкретные позиции, потому что впереди еще две игры, каждый человек раскрывается по-новому, поэтому конкретно мы все определим через две недели.
Нужна качественная кровь
— То есть усиления состава точно можно ожидать?
— Усиление ведь бывает разное. Например, у кого-то заканчивается контракт, у кого-то возраст уже не позволяет какие-то вершины покорять, у кого-то возникают свои цели и задачи и надо менять команду, кто-то не соответствует тем целям и задачам, которые мы ставим. Здесь много вопросов, но в любом случае каждой команде нужна свежая и, самое главное, качественная кровь. И тогда будет движение вперед.
— Под вашим руководством в «Тереке» играют несколько бывших спартаковцев — Павленко, Джанаев, Йиранек. Можно ли сказать, что с ними у вас сложилось лучшее взаимопонимание?
— Если отвечать в шутливом тоне, то понимают меня все, потому что я говорю и на русском, и на английском, и на немецком. Но если серьезно, то, естественно, люди, которые с тобой работали, лучше тебя понимают, и команде что-то получается донести быстрее. Поскольку, если кто-то чего-то не понимает, можно спросить у партнера. Другое дело, убежден, что они видят меня уже другим. Потому что прошло три года, я тоже меняюсь, надеюсь, в лучшую сторону. Но их присутствие, безусловно, большой плюс для меня.
— Не за горами межсезонье, команда уже как-то спланировала свою работу на предстоящий период?
— Естественно. Прежде всего надо будет закончить сезон на мажорной ноте. Это будет достаточно сложно, потому что и «Крылья Советов», которые мы принимаем, и нальчикский «Спартак», с которым мы играем на выезде, не так давно нас обыгрывали. Соперники сложные, надо к ним хорошо подготовиться. Потом уйдем в отпуск, в начале января соберемся в Турции, пройдем медосмотр, а потом пойдет непосредственно подготовка. Будет три сбора, с первыми двумя все уже распланировано, точные даты третьего пока не знаю.