В Турции в межсезонье все как на ладони. Единственное исключение — нальчикский «Спартак». На тренировках сборной России по курткам на трибунах можно было составлять списки команд, которые проводят межсезонье в Анталье. И снова — все, кроме нальчан. Ну а вопрос «Где же Красножан?» — вызывал сочувственный ответ: «В Сиде тренируется». С этого забавного момента и начинаю разговор с главным тренером нальчан.
Финансы плюс коллектив плюс работа
— На самом деле очень хорошо, что есть возможность сказать: нам было ничем не тяжелее, чем другим командам. Так что незачем сочувствовать, — смеется Красножан. — Да, действительно, так получилось, что между первым и вторым сборами было всего два дня. И, приняв во внимание достаточно длительные перелеты из Антальи в Москву и далее по местам, мы пришли к выводу, что нет смысла возвращаться всей командой в Россию: это никак не поспособствует физическому восстановлению игроков. Поэтому те футболисты, которым необходимо было решать паспортно-визовые вопросы, улетели на это время, а остальные остались в расположении команды. С одной стороны, вроде бы трудно — целый месяц на сборах. Ну а с другой — в Сиде (этот город находится приблизительно в часе езды от Белека. — «Спорт») нам предоставили прекрасные условия для тренировок, хорошие отели и поля. На четыре контрольных матча «в гости» из Белека приезжали «Урал», «Сибирь», казахский и словацкий клубы. Остались впечатленными увиденным. В общем, турецкими условиями мы удовлетворены в полной мере. Много работы провели. Единственное, затягивается решение селекционных вопросов. Но на это есть объективная причина: прежде чем взять новых игроков, мы должны трудоустроить тех, кто команде помочь не может. А с этим есть определенные проблемы.
— Означает ли последнее ваше замечание, что ваш клуб, как и остальные, «расчищает зарплатную ведомость»?
— Да. У нас сейчас 28 игроков, и нет резона держать на балансе тех, кто не попадает в заявку.
— Кстати, чтобы не гадать на кофейной гуще, внесите ясность: какие же они все-таки, финансовые условия у нальчикского «Спартака»?
— Бюджет стал меньше процентов на двадцать пять: в этом году нам не удалось поправить доходную часть за счет продажи игроков, как это было в прошлом, когда мы пополнили его за счет трансферов Рикарду Жезуса в ЦСКА и Виктора Файзулина в «Зенит». Но, в принципе, ничего страшного не произошло. Знаете, мы ведь привыкли жить в условиях дефицита бюджета. Нам в этом плане проще, чем клубам, где с семидесяти миллионов до двадцати снизили финансирование. Они уже кричат: «Караул! Бедствуем!».
— Есть такая примета из советской тренерской школы: чем хуже условия, тем лучше результат. Помогает сложная ситуация тренеру расти или все-таки мешает?
— Рост зависит в большей степени не от условий, а от собственного желания расти. Другое дело, что мне, как и любому специалисту, хочется не теоретически и по книжкам изучать новые методы работы, а на практике проводить их исследование. Это не каприз, а желание, чтобы новые научные разработки как можно быстрее пришли и к нам в клуб, ведь это очень помогает в тренерском деле. Что касается давней приметы про взаимосвязь условий и результата, то… Не знаю, может быть, когда-то она и работала, но сейчас это скорее некий романтический подход. Если не будет результата, то никто о том, в каких условиях команда создавалась, и не вспомнит. А если будет — все скажут, что вот оно чудо, и вспомнят эту пословицу. Конечно, хочется верить в волшебство без денег, но случается оно очень редко. С другой стороны, само наличие финансов еще не гарантия, что все получится. Скорее гарантирует это комплекс факторов: финансы плюс коллектив плюс работа.
Пусть говорят до осени
— Много разговоров вокруг того, почему, несмотря на ярко выраженное желание игрока, нальчикский «Спартак» все-таки не отпускает в «Терек» Александра Амисулашвили...
— Во-первых, у Александра действующий контракт, еще в течение двух лет он наш игрок, и если ему самому предложили какие-то более выгодные условия перехода, то клубу они пока не подходят. Вопрос в сумме компенсации, а не в том, что мы категорически не хотим отпустить Амисулашвили. Ну а с другой стороны, если учитывать, что нам пока не удается закрыть селекционные вопросы, такой игрок команде нужен. Именно поэтому мы и заморозили разговор о его переходе до лета.
— Какие еще позиции являются проблемными для вашей команды?
— Сейчас мы укомплектованы практически полностью. Но хотелось бы еще за неделю-полторы найти сильных нападающего и левого защитника. Правда, на последней позиции у нас есть Валентин Филатов, но конкуренция еще никому не мешала.
— А как обстоят дела с арендой голкипера Дмитрия Хомича из столичного «Спартака»?
— Сейчас все на стадии согласования технических вопросов. Я очень рассчитываю, что Дима присоединится к нам уже на следующем сборе в Сочи (сбор стартует сегодня. — «Спорт»).
— Позвольте теперь о трансфере несостоявшемся. Если не секрет, почему сорвался один из самых ожидаемых тренерских переходов? Ведь Юрия Красножана прочили в наставники нескольким командам — от «Локомотива» до «Москвы»...
— Это как раз тот редкий случай, когда дым идет без огня. Конкретных предложений у меня не было. Все на уровне разговоров «а хотел бы?», «а как посмотришь на предложение?». Когда нет никакой конкретики, провоцировать или форсировать предложения и решения — не про меня истории.
— Как вы считаете, кризис в какой-то степени повлияет на то, каким будет сезон-2009? Ведь прогнозы самые разные: одни говорят, что мы увидим захватывающее зрелище (потому что у всех нет денег), другие — что необычайно скучное (по той же причине).
— Я разделяю мнение, что кризис может пойти на пользу нашему футболу как своеобразный санитар. Мы долгое время пребывали в ситуации, когда футбольные параметры в их финансовой части были завышены в разы. Наверное, будет и пересмотр зарплат у ряда игроков. Наверное, и сокращение персонала в некоторых клубах. Жалко, что это может коснуться наших ребят и таких команд, как мы, которые и без того находились в жестких финансовых условиях. А в остальном… Да, есть мнение, что сокращение финансирования сделает происходящее на газоне скучным. Но есть и второй вариант, который лично я считаю наиболее вероятным: в условиях, когда у игроков будет реальная самооценка, когда они будут позиционировать себя исключительно в премьер-лиге, это повлияет на мотивацию в лучшую сторону. Каждый будет бороться за место в составе, а в нынешних условиях это равносильно понятию «место в элитном дивизионе», с большей мотивацией.
— Вот я уже, честно говоря, и не помню, какое межсезонье подряд в Турции слышу фразу: «Главный кандидат в аутсайдеры — нальчикский Спартак».
— (Улыбается.) Да и для нас она настолько привычна, что вызывает не раздражение, а легкую улыбку. Мы видим свои слабые стороны и стараемся усилить их. Мы видим свои сильные стороны и пытаемся их еще улучшить. А в каком антураже это происходит и какие разговоры вокруг — это, поверьте, неважно. Пусть говорят. Как обычно – до осени.