Звонок корреспондента «Спорта» застал главного тренера СКА Милоша Ржигу в Чехии. Он только что поставил машину в гараж и был готов к диалогу. Поводов пообщаться накопилось немало.
Яшин мог бы многому научить молодежь
— Милош, армейцы отказались от услуг опытных игроков Алексея Яшина и Максима Сушинского. Почему?
— Это не мое решение. Мне просто сказали, что этих игроков в команде не будет.
— С вами советовались?
— Конечно. Высказал свое мнение. Считаю, что Яшин мог бы многому научить молодых игроков. Но мне объяснили, что у него травма. К тому же клуб взял курс на омоложение. И делает ставку на молодых игроков. Нужен результат. Нужны перемены. Признаться, как людей Яшина и Сушинского особо не знаю. С Алексеем мы здоровались, перекидывались парой слов. И все. Что касается Максима, то могу сказать лишь то, что он очень хороший хоккеист, лидер по духу.
— Говорите, не ваше решение. Но вы ведь принимаете участие в комплектовании команды?
— В приобретении некоторых игроков принимал участие. Меня спрашивали, советовались, кем бы мы могли усилиться. Кого взял бы с собой из «Атланта». Я назвал много фамилий. В списке были и хоккеисты из других команд. Но в итоге взяли тех, кого оказалось возможным заполучить.
— Можно сказать, что Торесен — самое яркое приобретение СКА на данный момент?
— Думаю, да. В прошлом сезоне норвежец играл здорово. В каждом матче набирал очки. К тому же после ухода Чаянека нам был необходим центральный нападающий первого звена.
— Радулов — Торесен — Григоренко — одна из лучших троек прошлого сезона. Кого вы видите партнерами норвежца в СКА?
— У меня есть некоторые мысли на этот счет, но не хотел бы пока их озвучивать. Понятно, что Торесен — игрок первой тройки. Возможно, к нему присоединятся Пруха и Афиногенов. Впрочем, повторюсь, говорить об этом рано. Только после сборов смогу определиться с пятерками. Но до этого буду пробовать и пробовать разные сочетания — едва ли не каждый день.
Ягр мучил и мучил нас
— Первый учебно-тренировочный сбор армейцы проведут не в привычной Финляндии, а в вашем родном городе — Пршерове. Почему именно там?
— В свое время привозил туда воскресенский «Химик». В родном городе все мне знакомо, так что, если возникнут какие-то проблемы, сразу смогу их решить. В Чехии произойдет наше знакомство с ребятами. Признаться, мне хотелось, чтобы обстановка вокруг была скромной. Нет, комфорт в плане проживания, питания, тренировки и прочего будет обеспечен, но лишних искушений не будет.
— То есть хотите немного приземлить ребят? Настроить на рабочий лад?
— (Смеется.) Да-да. Это будет первый шаг к построению сплоченной как единое целое команды.
— Расстроились, что Яромир Ягр не стал игроком СКА?
— Не то чтобы расстроился, просто сама ситуация оказалась неприятной. У нас уже была предварительная договоренность, подготовлен контракт. Но Яромир нас мучил и мучил, никак не принимая решения.
— Как думаете, почему?
— Он хотел играть в НХЛ и ждал момента, когда откроется рынок свободных агентов.
— А зачем нам Ягр? Ведь курс взят на омоложение команды?
— Мы хотели, чтобы он стал лидером СКА.
— Тем самым «авторитетным дядькой»?
— Думаю, да.
— Без Сушинского, Яшина, Ягра, Брылина кто же станет «вожаком стаи»?
— Пока трудно сказать. Надо присмотреться к ребятам как следует. Думаю, после сборов многое станет ясно. Тренировки будут очень тяжелые. Они выявят сильных духом ребят. Кстати, когда приеду в Питер, мне хочется объяснить руководству одну вещь касаемо Яшина. И хотелось бы еще с ним самим поговорить персонально. Узнать, как его здоровье и т. п. Так что не сказал бы, что в этой истории по ставлена точка.
— Со своими помощниками вы, судя по всему, определились. Если с Потайчуком и Парккилой вы работали вместе в «Атланте», то Сергей Зубов знаком вам скорее как игрок…
— С Потайчуком и Парккилой мы вместе прошли большой путь. Надеюсь, они и сейчас помогут мне. Также мы хотели помощника из числа питерских людей, которые хорошо знают СКА. Было два кандидата: Миша Кравец и Сергей Зубов. Но мы с Мишей поговорили и решили, что он будет помогать нам со второй командой (Кравец — главный тренер СКА-1946. — «Спорт»), а в главную пригласим Зубова. Честно говоря, не очень хорошо его знаю, но о Сергее все очень хорошо отзываются. К тому же он сам хочет работать, расти как тренер.
Больше боялся фанатов «Спартака»
— Согласитесь, для того чтобы добиться поставленной цели, игроки, тренеры, люди вокруг команды и болельщики должны шагать в ногу. Но питерские фанаты не приняли вас. И сдавать своих позиций, судя по всему, не собираются…
— Конечно, слышал обо всем. И все же не оставляю надежду, что они поймут: хочу работать на Питер и для Питера. Чтобы команда показывала хороший хоккей и добилась результата. С одной стороны, мне все происходящее, конечно, неприятно. С другой — это война лишь между болельщиками «Спартака» и СКА. Честно говоря, больше боялся фанатов московской команды. Но спартаковцы отнеслись ко всему нормально, с пониманием. Осознаю: пока питерские болельщики меня не знают, и первое время придется нелегко. И все же надеюсь на понимание.
— Вашему предшественнику Вацлаву Сикоре пришлось покидать город над вольной Невой «на щите». Кто-то упрекал его в том, что не сумел справиться с коллективом, кто-то в том, что, зная русский язык, разговаривал с окружающими на английском…
— Не думаю, что он делал это специально. Сикора — большой профессионал. Скорее, он хотел что-то сказать, но не нашел подходящих русских слов, чтобы выразить свои мысли. Ему казалось, что по-английски его лучше поймут.
— Говорят, у вас талант сплачивать людей вокруг одной цели. В чем секрет успеха?
— Главное, чтобы игроки понимали: работа, подчас очень тяжелая, которую они проделывают, важна не только для них, но и для всей команды, болельщиков, общего дела.
— Уже скоро вы будете бродить по родным улочкам Пршерова. Что вспоминаете, когда возвращаетесь в родные пенаты? Может, первую любовь?
— (Смущенно.) Нет, что вы. Испытываю желание сделать что-то для родного города. Через каждые пять лет непременно провожу какую-нибудь акцию. Или матч организую, или команду интересную привожу. Хочу, чтобы хоккей в городе развивался, а люди знали, что я их земляк и думаю о них.