(Фото: РИА «Новости»)
После неудачи команды Фабио Капелло в Бразилии главный тренер молодежной сборной России и спортивный директор РФС Николай Писарев предложил идею, которая, по его мнению, поможет сделать успешным для России домашний чемпионат мира. Писарев считает, что создание команды премьер-лиги из игроков до двадцати лет позволит через три с половиной года получить широкий выбор футболистов, отвечающих международному уровню.
Как это часто у нас бывает, принципиально новую, неожиданную идею быстро нарекли революционной и… нереальной для реализации. Высказывались по этому поводу почти все известные футбольные люди — от главного тренера сборной до бывших руководителей футбольного ведомства. «Спорт День за Днем» систематизировал аргументы противников идеи и познакомил с ними спортивного директора РФС.
Кто сказал, что молодые будут мальчиками для битья?
— Аргумент первый — команда без болельщиков существовать не может. Как вы представляете в премьер-лиге команду, не имеющую никакой истории и, соответственно, армии поклонников?
— Во-первых, я уверен, что команде, составленной из игроков молодежной сборной России, гарантирован интерес со стороны поклонников футбола. Люди обязательно захотят посмотреть на тех, кто в ближайшее время может пополнить национальную сборную. И наверняка будут за ребят болеть. Но, думаю, создавать эту команду с нуля уже поздновато. Слишком много времени мы упустили.
— А какой тогда вариант сейчас подходит?
— Можно реализовать идею на базе существующей команды. Например, «Торпедо» — известный бренд с богатыми традициями. Или «Арсенала». У них огромная армия болельщиков. Привлечение в эти команды сильнейших молодых игроков страны может еще добавить поклонников.
— Представители этих клубов согласятся? Вы разговаривали с ними?
— Это уже вопрос более высокого уровня. Пока мы только предлагаем идею и ждем ответа от РФС и Министерства спорта. Если там нашу инициативу одобрят и примут решение о ее реализации, тогда и придет время обсуждать это с клубами.
— Давайте пока исходить из того, что проект придется создавать с нуля. Команда, составленная только из молодых футболистов, обречена быть мальчиками для битья. Зачем такая премьер-лиге?
— Согласен, только молодыми играть нельзя. На ключевых позициях обязательно должны быть опытные футболисты. В первой восьмерке команда не будет, но беспросветным аутсайдером точно не окажется. При нынешнем расслоении в премьер-лиге тем более нет оснований опасаться, что эта команда ее ослабит. Но главное — помощь молодым игрокам в переходе на высокий уровень. Обеспечив их практикой, мы его ускорим и сделаем более плавным. Представьте, в каждом туре их будет шестеро выходить на поле и еще пять всегда в заявке. Мы задействуем на высшем уровне целую команду! И к домашнему чемпионату мира сборная получит большой резерв из футболистов с достаточным опытом игры, но еще молодых — с перспективой.
Найдем поддержку в любом городе
— Возраст молодых футболистов собираетесь ограничивать?
— Да. Играть должны ребята 1994 года рождения и младше. Тогда к чемпионату мира мы получим широкий выбор из футболистов 20–24 лет. Важнейшее условие — работать с этой командой обязательно должен тренер молодежной сборной. Чтобы игроки постоянно были на виду, к ним предъявлялись единые требования, обеспечивалось единое медицинское сопровождение. Сейчас в молодежную сборную игроки приезжают всего на несколько дней — за это время ничего невозможно сделать. А так они будут под контролем триста дней в году. Это большое подспорье. Тогда игроки быстрее адаптируются на более высоком уровне. Подобный опыт имеет Узбекистан. Как результат — на молодежном чемпионате мира их сборная проиграла только будущему победителю, Франции. А потом футболисты почти в полном составе пополнили первую сборную Узбекистана.
— Почему эту команду надо заявлять сразу в премьер-лигу? Почему не начать с ФНЛ?
— Уровень ФНЛ недостаточен для того, чтобы футболисты быстро прогрессировали и через два-три года были готовы к требованиям первой сборной.
— По поводу опытных футболистов… Им-то зачем идти в команду, которая создается лишь на определенное время? Без дальнейших перспектив.
— Такая команда должна стать национальным футбольным проектом к чемпионату мира — 2018. Думаю, для любого будет престижно поиграть вместе с лучшими молодыми футболистами страны, на которых смогут рассчитывать на чемпионате мира. Внимание к такой команде будет приковано большое, поэтому и успехи возрастного футболиста в ней обязательно оценят. Если же идея реализуется на базе клуба, то вопрос перспектив отпадет сам собой. Пользу мы получим, арендованные игроки вернутся в свои команды, а клуб-то продолжит существовать.
— Пока мы все-таки исходим из того, что вам придется все делать самостоятельно. Где вы предлагаете играть домашние матчи?
— В Москве достаточно пустующих стадионов — например, в спортивном городке Лужников. Или арена имени Стрельцова. Надо договариваться.
— А почему именно в Москве? Раз вы предлагаете назвать проект национальным, то и принимать соперников можно в разных городах, особенно не избалованных премьер-лигой.
— Согласен. Эту идею можно обсуждать. К тому же, уверен, в городах и весях России нашу команду люди будут принимать очень тепло. Поддержку там всегда обеспечат.
Лучше собрать всех вместе, чем распускать в аренду
— Идем дальше. Многие считают, что вас ждут проблемы при комплектовании команды. Вы намерены приглашать лучших в своем возрасте. А если они не захотят уходить от Вальбуэна, Широкова, Халка, Игнашевича, с которыми тренируются ежедневно?
— Надо расставить приоритеты. Тренироваться с такими мастерами — это прекрасно. Но не должно быть конечной целью. Если человек неделю тренируется с основным составом, а во время матча с лавки смотрит, как играет Вальбуэна, толку не будет. Для того чтобы расти, надо играть против Вальбуэна, Халка и всех остальных. Есть, конечно, вариант с арендой, но чаще всего он себя не оправдывает. Вот какой смысл, например, Вячеславу Караваеву было ехать в аренду в чешскую «Дуклу»?!
— Чем это плохо?
— Во-первых, чемпионат Чехии слабее нашего. Во-вторых, мы ведь не представляем, как Караваев там тренируется, как с ним работают, не видим его развития в динамике. То же самое касается многих других игроков, которые уходят в аренду. Когда они туда отправляются поодиночке, очень редко возвращаются в основной состав своих команд. Совсем другое дело, если ребят собрать в одной команде.
— Что, кстати, они думают по поводу вашей идеи?
— Очень позитивно к ней относятся.
Нельзя повторить ошибок Украины и Польши
— Руководители клубов? Хотя бы кулуарно это с ними обсуждали?
— Всему свое время. Для начала надо дождаться ответа от спортивного и футбольного руководства, а потом уже переходить к конкретике. Но я не сомневаюсь, что руководители клубов понимают нужность идеи для всего российского футбола. Они люди здравомыслящие и осознают, что этот национальный футбольный проект выгоден и для их клубов.
— Поконкретнее можно?
— О футбольной части я уже сказал — клубы тем самым обеспечат своих игроков постоянной практикой. Если те попадут в национальную сборную и удачно выступят на чемпионате мира, то значительно вырастут и в цене. Вспомните, когда пошла волна переходов российских футболистов в известные европейские клубы. После удачного выступления на чемпионате Европы 2008 года. Павлюченко за двадцать миллионов евро продали в «Тоттенхэм», Аршавина примерно за столько же в «Арсенал», еще больше заплатил «Челси» за Жиркова, чуть позже уехали в «Эвертон» и «Штутгарт» Билялетдинов и Погребняк. Все они, за исключением последнего, играли ведущие роли на чемпионате Европы. Поэтому для клубов наша идея выгодна и в спортивном, и в финансовом плане. Хотя вопрос принадлежности игроков можно решать по-разному. Большая часть их может выступать в такой команде на правах аренды, а с кем-то можно подписывать и полноценные контракты.
— Переходим к самым сложным вопросам. Кто будет содержать эту команду?
— Еще раз подчеркну: я вижу ее как проект подготовки к домашнему чемпионату мира. Только с этого проекта мы можем успеть снять сливки до 2018 года. Развитие детско-юношеского футбола, инвестиции в него, лимит на легионеров, организация чемпионата — все это важно и требует внимания, но к 2018 году отношения не имеет. Так как затраты на инфраструктуру и организацию чемпионата мира лежат на государстве, то и финансировать команду молодых футболистов ему же. Ведь и большинство наших клубов существует за счет бюджетных денег. Именно государство вижу гарантом существования этого проекта.
— Когда надо его запускать?
— На мой взгляд, крайний срок для принятия решения — ближайшая зима. До чемпионата мира остается три полных сезона. Два из них сборная России проведет без официальных матчей. Как это сказывается, мы видели на примере Украины и Польши, принимавших Евро-2012. Если сейчас не поддержим игровой практикой ребят, которым в 2018 году будет по 22–24 года, допустим стратегическую ошибку. Тогда опираться на домашнем чемпионате мира окажется не на кого.