Специалисты всерьез заговорили об этой команде летом 2006-го, когда юноши 1989 года рождения стали на равных сражаться с более опытными соперниками по зоне «Урал-Поволжье» второго дивизиона, а шестеро ее представителей в составе сборной, ведомой Игорем Колывановым, завоевали золотые медали чемпионов Европы. Широкая общественность же обратила внимание на «Крылья Советов-СОК» в конце минувшего года — в основном благодаря тому, что сразу три тольяттинских игрока подписали контракты с российскими топ-клубами: Игорь Горбатенко со «Спартаком», Дмитрий Рыжов и Антон Власов — с ЦСКА. А сразу после Нового года армейцем стал и Алан Дзагоев.
Им бы еще на годик задержаться
— По окончании сезона у нас хотели забрать фактически всех, — признается главный тренер волжской команды Игорь Осинькин. — Мы отдали только четверых, потому что они были лидерами и у нас, и в сборной. Ребятам надо расти, адаптироваться к взрослому футболу, получать опыт общения с футболистами высокого уровня, тренируясь рядом с ними. Считаем, они способны уже в нынешнем году если не пробиться в основные составы, то периодически выходить на замену.
— Не слишком ли они молоды для этого?
— Переход из юношеского футбола во взрослый — всегда лотерея. Футбол становится все более контактным. Сможет ли парень реализоваться в новых для себя условиях? В премьер-лиге учебой, адаптацией и прочим попросту не занимаются — некогда: нужно набирать очки, решать задачи, а для этого необходимы готовые исполнители. Рисковать и ждать, пока молодой вырастет в мастера, никто не хочет. Хотя все-таки это сугубо индивидуально. Прудников, например, в 18 уже выходит в основном составе «Спартака», а некоторые и в 23–24 все еще считаются подающими надежды. Если быть до конца откровенным, то лучше бы все четверо еще на годик задержались у нас. Окончательно оформились, заматерели — и пришли бы в большой футбол готовыми психологически и физически. Но нужно понимать: такими предложениями, какие поступили им, не разбрасываются. Остальных еле-еле смогли удержать.
Ткаченко предлагал «спасибо»
— Какие слова нашли, чтобы уговорить остаться рвущихся к славе и большим деньгам молодых людей?
— Юношеский максимализм понятен. Им хочется поскорее попробовать себя, поскорее начать зарабатывать. Но ведь и у нас в команде получают неплохие деньги. Конечно, зарплаты не такие, как в премьер-лиге, но сопоставимые с теми, что получают некоторые футболисты первого дивизиона. Не скрою, это тоже сыграло не последнюю роль.
— Что же это за феномен такой — «Крылья Советов-СОК»?
— Нашу команду ни в коем случае нельзя рассматривать в отдельности от академии футбола, которая существует уже более семи лет и сейчас носит имя своего основателя Юрия Коноплева. К сожалению, полтора года назад Юрий Петрович ушел из жизни, но его дело продолжают другие. Незадолго до кончины Коноплев договорился с Романом Абрамовичем, чтобы школу взяла под свой патронат Национальная академия футбола. В 2005-м НАФ финансировала нас частично, а с апреля 2006-го — уже полностью. Но и бывшая фирма Коноплева «Стандарт-Лада», дилер завода ВАЗ, остается нашим учредителем и продолжает помогать — конечно, уже в меньшем объеме.
— Тогда причем здесь приставка СОК?
— В 2006-м мы решили играть во втором дивизионе. В Димитровграде как раз распалась «Лада-СОК». Договорились с руководством, что займем их место. Академия базируется буквально в 500 метрах от Тольятти, но домашние встречи мы проводим в Димитровграде. «Крыльями Советов» стали называться после переговоров с Германом Ткаченко, который в то время был президентом самарского клуба. Но взаимной любви не получилось. Во-первых, Герман Владимирович предложил такой вариант сотрудничества: «Крылья» получали бы от нас футболистов, а мы от них — «спасибо». Во-вторых, Ткаченко вскоре ушел из «Крыльев». Так что вопрос о названии, под которым команда продолжит выступать, пока остается открытым.
— В вашей команде играют только ее воспитанники?
— Исключительно. На сегодняшний день в академии представлены все возрасты, по 23–25 человек в каждой группе. Старшая — 1989 года рождения, младшие — 1999–2001-го. Все это тольяттинские ребята, которые занимаются у себя в футбольных школах, но под руководством наших тренеров. Из них будут отбираться по 50 самых талантливых, потом — по 25.
— Никаких иногородних?
— Почему же? Ездим по всей стране, просматриваем мальчишек. Если раньше приходилось уговаривать, возить с собой буклеты, то теперь академия на слуху, к нам сами просятся. Скаутов как таковых не имеем, но зато у нас немало друзей, которые предлагают талантливых ребят. Знают, что условия у нас лучшие в России. Даже у «Спартака» и «Локомотива» таких нет. Четыре натуральных поля, одно с подогревом, крытый манеж, строится стадион с подтрибунными помещениями. Дети занимаются в собственной школе. Учителя знают нашу специфику и соответственно составляют учебную программу, расписание. Все классы компьютеризированы…
— Понятно, что команда — вершина пирамиды. От вас требуют решения каких-то турнирных задач?
— Главная задача — воспитание футболистов. До сих пор целей занимать высокие места мы не ставили. Ведь начинали играть 17-летние пацаны, в прошлом году им было по 18. Ясно, что в таком возрасте сложно играть со взрослыми мужиками.
Счастье трудных побед
— А зачем вам понадобилось во второй дивизион?
— Только так мы могли защитить ребят контрактами.
— От кого?
— От разных агентов. Не секрет, часто они преследуют свои цели, имеющие мало общего с развитием футбола.
— Долго учились побеждать?
— Я возглавил команду в середине сезона-2006. К тому времени она набрала всего одно очко. Непосредственно перед моим назначением проиграли два матча с результатами 0:7 и 1:7. При мне первые четыре игры получились практически такими же — 0:5, 0:2, 1:3, 1:6. Но к осени нам удалось исправить ситуацию и в девяти турах набрать 13 очков. Ни разу больше не проиграли с крупным счетом. Ребята прогрессировали. Несмотря на то, что остались на последнем месте, в следующий сезон смотрели с оптимизмом. Так и получилось. Заняли шестое место среди 14 команд, какое-то время даже первыми шли!
— Что помешало?
— Стабильности не хватало. У нас немало «сборников», их постоянно вызывали. В середине сезона, когда заявили о себе, многих ребят приглашали на просмотр в клубы премьер-лиги и первого дивизиона. И хотя они уезжали и возвращались в промежутках между турами, все равно эти переезды и отлучки выбивают из колеи. Психологически непросто выдержать такое испытание. Тем не менее считаю, выступили неплохо — забили больше всех в зоне. Наш Дмитрий Рыжов стал лучшим бомбардиром турнира с 17 голами. А самый ценный для нас итог — группа молодых игроков явно прибавила в мастерстве.
— Вундеркинды есть?
— Каждый по-своему одарен. Помимо Горбатенко, Власова, Дзагоева и Рыжова привлекался в сборную Женя Коротаев. Денис Щербак был капитаном сборной, но весь сезон промучился с травмой спины. Евгений Писегов тоже из-за травмы не принял участия в осенних отборочных матчах. Дзагоев подает очень большие надежды. Мальчишка из печально знаменитого Беслана в своем возрасте однозначно лучший в стране. В первенстве среди команд 90-го года рождения наша школа заняла первое место, а Дзагоев — опорный полузащитник! — в семи матчах забил 12 голов. Что особенно радует, он умеет не только хорошо атаковать, но и обороняться. А таких игроков в России катастрофически мало. Зырянов и… все. Семшов в большей степени созидатель, Алдонин — разрушитель…
— Вы сказали, что до сих пор не планировали бороться за повышение в классе…
— В прошлом году это было нереально. В этом, скорее всего, будем ставить задачу выхода в первый дивизион.
— Сдюжите?
— Будет очень трудно. Зона у нас крепкая. На Урале и в Поволжье немало клубов, которые способны играть даже в премьер-лиге. Например, саратовский «Сокол», тюменский «Геолог», тольяттинская «Лада», Нижний Новгород. Все эти города уже были представлены в элите. А еще есть Ижевск, Киров — области не совсем футбольные, но далеко не бедные, способные при желании содержать серьезные клубы.
— А финансовая составляющая? Дальние перелеты — это совсем иной уровень расходов.
— С этим-то как раз у нас проблем не возникнет. Я уже говорил, что академию патронирует Роман Абрамович, и средств он не жалеет. У нас команды всех возрастов ежегодно выезжают на сборы и турниры за границу. Не в деньгах счастье, а в первых местах.